ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ




М3 Задача № 1

Мальчик, 12 лет, заболел с появления болей в горле, подъема t до 37,50. Объективно: на 3-й день болезни ребенок вялый, бледный, в зеве цианотичная гиперемия, субфебрильная t, миндалины 1-2 степени, на свободной поверхности их беловато-серые налеты, выступающие над поверхностью слизистой, трудно снимаются, при попытке снять появляется кровоточивость подлежащей ткани. Подчелюстные лимфоузлы мягкие, слегка болезненные. Со стороны внутренних органов изменения не определяются.

Вопросы:

1) Какой ведущий синдром заболевания?

2) Поставьте диагноз.

3) Какие дополнительные методы исследования необходимо провести?

4) Какими заболеваниями провести дифдиагностику?

5) Назначьте лечение.

6) Профилактические мероприятия в очаге инфекции.

М3 Задача № 2

Ребенок 10 лет, заболел 15 дней назад с появления боли в горле, подъема t до 380. Лихорадка сохранялась 4 дня, боли в горле 5 дней. На 14 день болезни появилась гнусавость голоса, жидкая пища стала выливаться через нос. Объективно: на 15 день болезни ребенок бледен, пониженного питания, в зеве цианотичная гиперемия, подчелюстные лимфоузлы увеличены до 2-3 см, эластической консистенции, мало болезненные.

Подвижность мягкого неба ограничена, при глотании пища выливается через нос. Слабость отведения глазных яблок, дыхание везикулярное, чистое. Тоны сердца ритмичные, границы расширены влево и вверх до 1,5 см, систолический шум в 5 точке, Ре – 112 уд/мин., Д – 20 в 1 мин., АД – 100/65 мм. Рт. Ст., живот мягкий, печень увеличена до 2 см, край селезенки не пальпируется. Стул и мочеиспускание в норме. Клинический анализ крови без изменений. Привит согласно календарю прививок.

Вопросы:

1) О каких заболеваниях с поражением носоглотки можно думать?

2) Какие дополнительные сведения анамнеза уточнить?

3) Какие дополнительные методы исследования необходимы?

4) Какие осложнения выявлены у больного?

5) Какое лечение необходимо назначить?

6) Какие мероприятия необходимо провести в очаге?

М3 Задача № 3

Ребенок 1,5 лет, заболел с подъема t до 37,50, грубого кашля. К концу суток голос стал сиплым, кашель усилился, приобрел характер “лающего”. К 3 дню болезни участилось дыхание стало свистящим, в акте дыхания принимает участие вспомогательная мускулатура. Ребенок обратился к врачу и был направлен в стационар. При поступлении на 4-й день болезни состояние тяжелое, t – 380, дыхание шумное, определяется втяжение податливых мест грудной клетки, частота дыхания 62 удара в минуту. Голос афоничный, кашель лающий. В зеве умеренная гиперемия, налётов на миндалинах нет. Дыхание везикулярное, свистящие хрипы на всём протяжении лёгких. Перкуторный тон коробочный, тахикардия до 140 ударов в минуту. Тоны сердца приглушены. Ребёнок привит на первом году жизни по плану прививок.

Вопросы:

1) Какой ведущий синдром данного заболевания?

2) Какие клинические симптомы дыхательной недостаточности при стенозе I, II, III и IV степени?

3) Какие дополнительные исследования необходимы для уточнения диагноза?

4) Какой характер воспаления при крупе дифтерийной этиологии?

М3 Задача 4

Ребенок 6 лет, посещает детский сад. Заболел остро, температура 39°С, боль при глотании и жевании. При осмотре, на 2-й день болезни, отмечается тестоватая припухлость в заушной ямке, впереди ушной раковины слева и слегка болезненное образование, овальной формы, в подчелюстной области справа. Других изменений по органам не обнаружено.

Вопросы

1. Сформулируйте предварительный диагноз заболевания

2. Какие данные эпиданамнеза, необходимые для диагностики, нужно выяснить?

 

На 4-й день болезни у ребенка появились нерезкие боли в животе, тошнота. При пальпации живота – болезненность, больше выраженная в эпигастральной области и левом подреберье.

3. Оцените данные лабораторного обследования больного. Какова причина развития указанной симптоматики?

а) Диастаза мочи – 210 г/ч х л.

б) Общий анализ крови: эр. – 4,8х1012/л; Нв – 125 г/л; Ле – 3,7х109/л; ю – 0%,

э – 1%, п – 5%, с – 34%, л – 54%, м – 6%; СОЭ – 11 мм/час.

М3 Задача 5

Девоча 6 лет, имела контакт с больным эпидпаротитом в детском саду. Поступила в стационар с жалобами на температуру 38,5°С, головную боль, повторную рвоту. При осмотре в отделении состояние ребенка тяжелое. Выражены симптомы токсикоза, определяются менингеальные симптомы (ригидность мышц затылка, симптом Кернига). Пальпаторно отмечается припухлость тестоватой консистенции в околоушной области справа, болезненная, неподвижная, кожа под ней не изменена.

Вопросы:

1. Оцените результат исследования цереброспинальной жидкости:

Прозрачная опалесцирующая

Белок – 0,6 г/л

Реакция Панди (++)

Цитоз – 500 клеток (нейтрофилы – 8%, лимфоциты – 92%)

Глюкоза – 3,0 ммоль/л

Хлориды – 115 ммоль/л

2. Поставьте окончательный диагноз с учетом ЦСЖ.

М3 Задача 6

Ребенок 3 летнего возраста, не привитой, болен в течение недели: кашель, насморк, температура 37,3°С. Получал симптоматическое лечение. К концу недели кашель усилился, стал чаще в ночное время, приобрел приступообразный характер. Вне приступов кашля состояние ребенка удовлетворительное, температура тела нормальная. Над легкими перкуторно – коробочный звук, аускультативно – хрипы не выслушиваются. Приступы кашля 4-5 раз в стуки.

Вопросы:

1. Оцените клинические и лабораторные данные. Поставьте диагноз.

а) Общий анализ крови: эр. – 4,5х1012/л; Нв – 120 г/л; Ле – 23,6х109/л; ю – 0%, э – 4%, с – 12%, п – 5%, л – 72%, м – 7%, СОЭ – 3 мм/час.

б) Серологическое исследование крови:

Реакция Видаля с коклюшным диагностикумом +++ 1:80

2. Назначьте лечение.

М3 Задача 7

Мальчик, 8 лет, поступил с жалобами на повышение температуры тела до 38°С и умеренную боль в горле при глотании. Состояние ребенка средней тяжести, отмечается бледность кожных покровов. При осмотре зева отмечается слабая гиперемия слизистых, умеренная отечность миндалин, на их поверхности располагаются островки белых наложений, которые с трудом снимаются и не растираются между предметными стеклами. После снятия налета поверхность миндалины кровоточит. Регионарные лимфоузлы увеличены до 2 см в диаметре. Из анамнеза: непривит.

а) Бактериоскопия мазка из зева – обнаружены Гр.положительные палочки, подозрительные на дифтерийные и небольшое количество кокков.

б) Бактериологическое исследование носоглоточной слизи – посев дал рост Corynebacterium diphtheriae, тип gravis, токсигенный штамм.

Вопросы:

1. Дайте интерпретацию данных лабораторных исследований. Поставьте диагноз с указанием клинической формы заболевания.

2. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику данного заболевания?

3. Назначьте специфическое лечение.

М3 Задача 8

Ребенок 9-ти лет, из группы часто болеющих детей, непривитой, заболел остро с повышения температуры до 39°С. Появились боли в горле, озноб, однократная рвота. Осмотрен ЛОР-врачем. Диагноз: лакунарная ангина. Назначено лечение. Ночью температура повысилась до 40,2°С, появился отек шеи до ключиц. В зеве налеты распространились с миндалин на дужки, язычок, заднюю стенку глотки, выглядят в виде сплошных серо-грязных налетов, не снимающиеся шпателем. Состояние больного тяжелое, вялый, адинамичный, бледный.

При бактериоскопии нативного мазка из зева обнаружены грамм положительные палочки, подозрительные на коринебактерии дифтерии и небольшое количество кокков.

Бактериологическое исследование носоглоточной слизи дало рост Corynebacterium diphtheriae, тип gravis, токсигенный штамм.

Титр антитоксина – 0.

Вопросы:

1. Оцените данные лабораторных исследований.

2. Сформулируйте клинический диагноз. Развитие, каких осложнений у больного следует ожидать?

М3 Задача 9

Ребенок 10-ти лет перенес ангину, лечился амбулаторно в течение 7 дней. Бактериологическое исследование мазка из носоглотки не проводилось. В течение последующих двух дней чувствовал себя нормально, посещал школу. На 11-й день появился гнусавый оттенок голоса, жидкая пища забрасывалась в нос. Объективный осмотр выявил бледность кожи, ограничение подвижности мягкого неба. Других изменений в неврологическом и соматическом статусе не обнаружено.

В мазках на ВL обнаружены Corynebacterium diphtheriae, тип gravis. Токсигенность уточняется.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз с учетом данных лабораторных исследований и клиники.

2. Укажите осложнение, развившееся у больного.

М3 Задача 10

Девочка 5-ти лет, непривитая, болеет лакунарной ангиной. При осмотре ротоглотки на 2-й день болезни наложения белого цвета с миндалин распространились на дужки, язычок и заднюю стенку глотки. Появился отек шеи, бледность кожи. Повысились температура до 39,8°С, наросла вялость. Госпитализирована в стационар. На 5-й день болезни состояние оставалось тяжелым и, несмотря на проводимое лечение, определялись приглушенность тонов сердца, тахикардия, расширение относительных границ сердца.

1. Общий анализ крови – эр. – 3,8х1012/л; Нв – 90 г/л; Ле – 18х109/л; э – 0%; п – 21%; с – 49%; л – 27%; м – 3%; СОЭ – 21 мм/час.

2. ЭКГ: блокада левой ножки пучка Гисса.

3. Посев слизи из рото- и носоглотки дал рост Corynebacterium diphtheriae, тип gravis, токсигенный штамм.

Вопросы:

1. Оцените данные лабораторного исследования.

2. Поставьте диагноз.

3. Назначьте специфическое этиотропное лечение.

М3 Задача 11

Ребенок 2-х месячного возраста, с нормальной температурой тела кашляет в течение 2-х недель, кашель отмечается чаще в ночное время суток. Во время 2-х последних приступов кашля возникла гиперемия лица, высовывание языка. Хрипы в легких не выслушиваются. Сегодня после кашля наступила остановка дыхания.

Вопросы:

1. Какое неотложное состояние развилось у ребенка?

2. Окажите неотложную помощь.

М3Задача №12

Ребенок 3 лет, заболел с повышения температуры до 37,2°С кашля. Кашель постепенно нарастал и через 1 неделю приобрел характер приступообразного с репризами. Был установлен диагноз “коклюш”. Ребенок в течение 5 дней от начала заболевания посещал детский сад.

Вопросы:

1. Опасен ли больной коклюшем для окружающих?

2. Какие серологические методы используют для диагностики коклюша?

3. Понятие доминанты по Ухтомскому.

4. Особенности изменений в органах дыхания при коклюше.

М3 Задача № 13

Ребенок 3-х лет посещает детский сад, где есть случаи коклюша. У ребенка появился сухой кашель. Состояние оставалось удовлетворительным, температура не повышалась. Кашель сохранялся в течение 4-х недель, причем, временами отмечалось учащение кашля в ночное время. В легких выслушивались непостоянные сухие хрипы. В анализе крови: Ле – 7,2х109/л, э – 1, п – 1, с – 24, л – 68, м – 6, СОЭ – 7 мм/час.

Вопросы:

1. Ваш диагноз? Клиническая форма заболевания?

2. С какими заболеваниями, необходимо проводить дифференциальный диагноз?

3. Какие дополнительные методы исследования необходимы для уточнения диагноза?

М3 Задача № 14

Ребенок 1 года поступил в стационар на 1-й неделе судорожного периода коклюша. Привит АКДС-вакциной, соответственно возрасту. В анамнезе – пневмония, корь, часто ОРВИ. Спазматический период коклюша был 2 недели, частота приступов кашля до 5-7 раз в сутки. При бактерилогическом исследовании выделена коклюшная палочка. В РСК наблюдалось нарастание титра специфических иммунных тел с 1:10 до 1:100.

Вопросы:

1.Какая клиническая форма коклюша у больного?

2.Почему у правильно привитого ребенка возникло заболевание?

3.Назначить лечение в спазматическом периоде заболевания

М3 Задача № 15

В возрасте 2-х месяцев ребенок перенес тяжелую форму коклюша, осложненного правосторонней очаговой пневмонией. Из сопутствующих заболеваний отмечалась гипотрофия II степени. Приступы судорожного кашля были частыми, до 25 раз в сутки, продолжительными. На 2-й неделе присоединилась пневмония, у ребенка появилось апноэ 2-3 раза в сутки, продолжительностью до 40-50 сек. в течение 10 дней.

В катамнезе: развитие ребенка было замедлено – начал ходить с 1 года 4 мес., говорить с 3 лет. Ребенок - медлительный, память плохая, выявлена задержка интеллектуального развития и речи.

Вопросы:

1. С чем связано нарушение нервнопсихического развития у ребенка?

2. Какие осложнения, наблюдаются при коклюше?

3. В каком возрасте при заболевании коклюшем чаще возникают осложнения?

М3 Задача № 16

Ребенок 11 лет, заболел с повышения температуры до 39,2°С, отмечалась боль в горле. Через 12 часов от начала заболевания: Т - 39,9°С, бледен, адинамичен. Подчелюстные лимфоузлы - 3 см. Отек шейной клетчатки до середины шеи. Зев - отечен, гиперемия с цианозом, миндалины увеличены, на них и на язычке плотный налет грязно-серого цвета, трудно снимается шпателем, при этом подлежащая ткань кровоточит.

Вопросы:

1.Ваш диагноз? Клиническая форма заболевания?

2.В какой стационар необходимо госпитализировать больного?

2. Назначьте специфическое этиотропное лечение.

М3 Задача № 17

Ребенок, 7 лет, заболел внезапно. Повысилась температура до 39, 5С, отмечалась сильнейшая постоянная головная боль, повторная рвота. При осмотре больного: положительные менингеальные симптомы (ригидность мышц затылка, верхний Брудзинский, симптом Кернига). Пальпаторно отмечается припухлость тестоватой консистенции в околоушной области справа, болезненная, неподвижная, кожа под ней не изменена.

Из анамнеза известно, что ребенок 2 недели назад контактировал с больным паротитной инфекцией в классе. Против паротита не привит.

Вопросы

1. Сформулируйте предварительный диагноз заболевания

2.В какой стационар необходимо госпитализировать больного?

3. Какие исследования необходимо провести для диагностики?

М3 Задача № 18

В возрасте 2-х месяцев ребенок перенес тяжелую форму коклюша, осложненного правосторонней очаговой пневмонией. Из сопутствующих заболеваний отмечалась гипотрофия II степени. Приступы судорожного кашля были частыми, до 25 раз в сутки, продолжительными. На 2-й неделе присоединилась пневмония, у ребенка появилось апноэ 2-3 раза в сутки, продолжительностью до 40-50 сек. в течение 10 дней.

В катамнезе: развитие ребенка было замедлено – начал ходить с 1 года 4 мес., говорить с 3 лет. Ребенок - медлительный, память плохая, выявлена задержка интеллектуального развития и речи.Вопросы:

1. С чем связано нарушение нервнопсихического развития у ребенка?

2. Какие осложнения, наблюдаются при коклюше?

3. В каком возрасте при заболевании коклюшем чаще возникают осложнения?

М3 Задача № 19

В семье двое детей, старший мальчик заболел паротитной инфекцией 6 дней назад. Младшему 5 лет, паротитом не болел, посещает детский сад.Вопросы:

1. Каковы действия врача участка относительно контактного ребенка?

2. В каком возрасте и какой вакциной проводят профилактику эпидемического паротита?

М3 Задача № 20

Мальчик 4-х лет, заболел остро с повышения температуры до 38, боли при жевании, головной боли. К концу суток в области правой околоушной железы появилась припухлость, плотноэластической консистенции, умеренно-болезненная при пальпации, кожа над ней не изменена, слегка натянута. Через 2 дня аналогичная припухлость появилась слева.

1. Поставьте диагноз с учетом степени тяжести.

2. На какой срок изолируется больной на дому?

3. Назначьте лечение в домашних условиях.

4. Когда ребенок сможет посещать детский коллектив?

М3 Задача № 21

Больному 2 года. Заболевание началось с повышения температуры до 37,3, появления кашля. Постепенно кашель усилился и к концу недели приобрел приступообразный характер, с репризами. Был поставлен диагноз “коклюш”. В течение 4-х дней от начала заболевания мальчик продолжал посещать детский сад.Вопросы:

1. Опасен ли больной коклюшем для окружающих. В какие сроки?

2. Какие лабораторные методы диагностики помогут в постановке диагноза?

3. Можно ли лечить этого ребенка в домашних условиях?

4. Какие осложнения со стороны дыхательной системы могут встречаться при коклюше? Можно ли их предотвратить?

М3 Задача № 22

Ребенок 3-х лет, непривитой, заболел остро с повышения температуры до 39°С, появились боли в горле, озноб. При осмотре врач скорой помощи выявил белые налеты пленчатого характера на дужках, миндалинах, язычке и с предварительным диагнозом «Дифтерия миндалин» ребенок госпитализирован в детскую инфекционную больницу. При бактериоскопии нативного мазка из зева обнаружены грамм положительные палочки, подозрительные на коринебактерии дифтерии и небольшое количество кокков.

В мазках на ВL обнаружены Corynebacterium diphtheriae, тип gravis. Токсигенность уточняется.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз с учетом данных лабораторных исследований и клиники.

2. Назначьте специфическую терапию, указав метод введения препарата и дозу.

3.В каком возрасте и какой вакциной проводят профилактику данного заболевания?

М3 Задача № 23

У девочки 11 лет, которая находится в детском доме, врач установил дифтерию миндалин островчатую форму на второй день болезни.

Вопросы:

1. Какова тактика участкового врача в отношении больной девочки?

2. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в коллективе?

М3 Задача № 24

У ребенка 7-ми лет на 7-й день от начала проявления эпидемического паротита вновь появилась температура повысилась головная боль и рвота, умеренно выражены менингеальные симптомы.

Вопросы:

1. Ваш диагноз?

2. Какие изменения будут в СМЖ, общ.ан. крови?

3. С какими заболеваниями необходимо проводить диф. диагноз?

4. Назначьте лечение.

 

ЭТАЛОНЫОТВЕТОВ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: