Картотека обследований предметов
ВВЕДЕНИЕ
Умение точно воспринимать предметы и явления имеет большое значение для ориентировки ребенка в окружающем мире, развития мышления, речи, общения. Взаимосвязь видов восприятия играет особую роль в создании предметных образов.
Предлагаем три этапа проведения занятий: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе было проведено одно занятие с целью ознакомления детей с признаками предметов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) научить детей обследовательским действиям (зрительным и осязательным) при восприятии предметов (рассмотреть, потрогать, погладить, взвесить,
2) познакомить детей с признаками предметов (цвет, форма, величина, твердость – мягкость, качество поверхности, вес, научить соотносить их со схемой,
3) научить выделять признаки предметов по схеме,
4) развивать концентрацию внимания,
5) развивать мыслительные операции (классификация,
6) воспитывать умение слушать педагога и отвечать на его вопросы.
Основным методом обучения на данном этапе являлись беседа, показ, образец педагога, рассказывание по схеме.
На основном этапе были проведены семь занятий с целью развития зрительного и осязательного восприятия при выделении признаков предметов у детей. На каждом занятии решались задачи расширения и углубления знаний о признаках предметов, развития обследования предметов зрительным и осязательным путем, развития мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, обогащения словаря названиями признаков и действий по их выявлению, воспитания умения действовать в соответствии с поставленной задачей.
|
На заключительном этапе работы с детьми было организовано два занятия. Занятия были проведены с целью проверки умение детьми выделять признаки предметов с помощью зрительного и осязательного восприятия.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1) закреплять умение выделять признаки предметов с помощью зрительного и осязательного обследования,
2) закреплять умение словесно обозначать признаки предметов по схеме,
3) развивать концентрацию внимания,
4) развивать мыслительные операции,
5) воспитывать умение слушать инструкции педагога и действовать согласно с ней.
Струкура занятий основана на этапах формирования умственных действий, предложенных П. Я. Гальпериным. Каждое занятие содержит следующую структуру: вводная, основная и заключительные части. В вводной части сообщалась тема занятия, создавался эмоциональный настрой детей на занятие. Основная часть состояла из следующих заданий и упражнений:
1) показ образца обследовательских действий педагогом и повторение его детьми на материальной основе;
2) выделение признаков предметов с помощью зрительного и осязательного обследования;
3) словесное обозначение признаков предметов, опираясь на схему обследования;
4) классификация и обобщение предметов, по определенным признакам;
5) опознание предмета, по описанным признакам.
Также в этой части были проведены физминутка, зрительная и пальчиковая гимнастика. В качестве обследуемого пособия были использованы материалы по лексическим темам «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Инструменты» и другие. В заключительной части были подведены итоги занятия, обмен впечатлениями.
|
Для решения третьей задачи нами были определены следующие методы и приемы развития зрительного и осязательного восприятия предметов:
показ действий при обследовании предметов;
показ обследования предмета с использованием схематической модели;
упражнения на выявления комплекса признаков у предметов.
В качестве специальных методов и приемов для развития зрительных функций и осязательных возможностей мы использовали:
упражнения для повышения осязательной чувствительности;
гимнастику для развития подвижности и гибкости рук;
гимнастику для глаз.
Процесс формирования способов обследования проходил при активном использовании словесных приемов: инструкций, пояснений, указаний, вопросов.
Сенсорные карточки:
Краткий список занятий
Занятие 1: «У нас в гостях Петрушка»
Задачи:
- научить детей обследовательским действиям при восприятии предметов (рассматривание, ощупывание, надавливание, поглаживание, взвешивание на ладони)
- познакомить детей с основными признаками предметов (форма, цвет, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес, научить соотносить их со схемой
- научить выделять признаки предметов по схеме
- развивать концентрацию внимания
- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)
- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы
Упражнения:
«Посмотрим и потрогаем»
«У каждого признака есть своя схема»
|
«Расскажи об игрушке по схеме»
«Разложи по цвету»
«Угадай признаки» (загадки)
Занятие 2. «Петрушка принес игрушки»
Задачи:
- учить выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем
- учить словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему
- развивать концентрацию внимания
- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)
- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы
Упражнения:
«Интересные игрушки»
«Посмотри и скажи»
«Расскажи об игрушке»
«Разложи по форме»
«Узнай по признакам» (загадки)
Занятие 3 «В гости к Петрушке»
Задачи:
- продолжать учить выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем
- продолжать учить словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему
- развивать концентрацию внимания
- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)
- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы
Упражнения:
«Петрушкина мебель»
«Посмотри и скажи»
«Расскажи о мебели»
«Разложи по величине»
«Узнай по признакам» (загадки)
Занятие 4 «Посылка от Петрушки»
Задачи:
- продолжать учить выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем
- продолжать учить словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему
- развивать концентрацию внимания
- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)
- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы
Упражнения:
«Посылка»
«Посмотри и скажи»
«Расскажи об овоще»
«Разложи овощи по форме и величине»
«Узнай по признакам» (загадки)