Занятие 3 «В гости к Петрушке»




Картотека обследований предметов

ВВЕДЕНИЕ

Умение точно воспринимать предметы и явления имеет большое значение для ориентировки ребенка в окружающем мире, развития мышления, речи, общения. Взаимосвязь видов восприятия играет особую роль в создании предметных образов.

Предлагаем три этапа проведения занятий: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе было проведено одно занятие с целью ознакомления детей с признаками предметов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) научить детей обследовательским действиям(зрительным и осязательным) при восприятии предметов(рассмотреть, потрогать, погладить, взвесить,

2) познакомить детей с признаками предметов(цвет, форма, величина, твердость – мягкость, качество поверхности, вес, научить соотносить их со схемой,

3) научить выделять признаки предметов по схеме,

4) развивать концентрацию внимания,

5) развивать мыслительные операции (классификация,

6) воспитывать умение слушать педагога и отвечать на его вопросы.

Основным методом обучения на данном этапе являлись беседа, показ, образец педагога, рассказывание по схеме.

На основном этапе были проведены семь занятий с целью развития зрительногои осязательного восприятия при выделении признаков предметов у детей. На каждом занятии решались задачи расширения и углубления знаний о признаках предметов, развития обследования предметов зрительным и осязательным путем, развитиямыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, обогащения словаря названиями признаков и действий по их выявлению, воспитания умения действовать в соответствии с поставленной задачей.

На заключительном этапе работы с детьми было организовано два занятия. Занятия были проведены с целью проверки умение детьми выделять признаки предметов с помощью зрительного и осязательного восприятия.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1) закреплять умение выделять признаки предметов с помощью зрительного и осязательного обследования,

2) закреплять умение словесно обозначать признаки предметов по схеме,

3) развивать концентрацию внимания,

4) развивать мыслительные операции,

5) воспитывать умение слушать инструкции педагога и действовать согласно с ней.

Струкура занятий основана на этапах формирования умственных действий, предложенных П. Я. Гальпериным. Каждое занятие содержит следующую структуру: вводная, основная и заключительные части. В вводной части сообщалась тема занятия, создавался эмоциональный настрой детей на занятие. Основная часть состояла из следующих заданий и упражнений:

1) показ образца обследовательских действий педагогом и повторение его детьми на материальной основе;

2) выделение признаков предметов с помощью зрительного и осязательного обследования;

3) словесное обозначение признаков предметов, опираясь на схему обследования;

4) классификация и обобщение предметов, по определенным признакам;

5) опознание предмета, по описанным признакам.

Также в этой части были проведены физминутка, зрительная и пальчиковая гимнастика. В качестве обследуемого пособия были использованы материалы по лексическим темам «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Инструменты» и другие. В заключительной части были подведены итоги занятия, обмен впечатлениями.

Для решения третьей задачи нами были определены следующие методы и приемы развития зрительного и осязательного восприятия предметов:

показ действий при обследовании предметов;

показ обследования предмета с использованием схематической модели;

упражнения на выявления комплекса признаков у предметов.

В качестве специальных методов и приемов для развития зрительных функций и осязательных возможностей мы использовали:

упражнения для повышения осязательной чувствительности;

гимнастику для развития подвижности и гибкости рук;

гимнастику для глаз.

Процесс формирования способов обследования проходил при активном использовании словесных приемов: инструкций, пояснений, указаний, вопросов.

Сенсорные карточки:

Краткий список занятий

Занятие 1: «У нас в гостях Петрушка»

Задачи:

- научить детей обследовательским действиям при восприятии предметов(рассматривание, ощупывание, надавливание, поглаживание, взвешивание на ладони)

- познакомить детей с основными признаками предметов(форма, цвет, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес, научить соотносить их со схемой

- научить выделять признаки предметов по схеме

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Посмотрим и потрогаем»

«У каждого признака есть своя схема»

«Расскажи об игрушке по схеме»

«Разложи по цвету»

«Угадай признаки» (загадки)

Занятие 2. «Петрушка принес игрушки»

Задачи:

- учить выделять признаки предметов(цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- учить словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Интересные игрушки»

«Посмотри и скажи»

«Расскажи об игрушке»

«Разложи по форме»

«Узнай по признакам» (загадки)

Занятие 3 «В гости к Петрушке»

Задачи:

- продолжать учить выделять признаки предметов(цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- продолжать учить словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Петрушкина мебель»

«Посмотри и скажи»

«Расскажи о мебели»

«Разложи по величине»

«Узнай по признакам» (загадки)

Занятие 4 «Посылка от Петрушки»

Задачи:

- продолжать учить выделять признаки предметов(цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- продолжать учить словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Посылка»

«Посмотри и скажи»

«Расскажи об овоще»

«Разложи овощи по форме и величине»

«Узнай по признакам» (загадки)

...





Читайте также:
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.