Формирование группы специалистов-аналитиков.




Экспертный опрос

Основой формирования выборки в массовых опросах, как правило, являются различные демографические, личностные и географические характеристики респондентов. Такие как пол, возраст, образование, уровень дохода, место проживания, стиль жизни и т.д. При формировании выборки в экспертном опросе особое внимание уделяется профессионализму экспертов, их компетентности и опыту работы в той сфере деятельности, к изучению проблем которой они привлекаются.

Экспертный опрос является разновидностью метода экспертных оценок и применяется, как правило, для решения сложных задач, связанных с прогнозированием, долгосрочным планированием и принятием решений в области науки, техники и экономики. Одна из основных трудностей решения таких задач состоит в необходимости принимать решения в условиях неопределенности.

Под неопределенностью понимается ситуация, когда существует несколько вариантов развития того или иного события и исследователь заранее не знает и не может посчитать вероятность наступления каждого из этих вариантов развития исследуемого события или явления. Экспертный опрос призван помочь исследователю в решении таких непростых задач.

Использование информации, полученной от специалистов, особенно плодотворно, если для ее сбора, обобщения и анализа применяются специальные процедуры, логические приемы и математические методы, получившие название методов экспертных оценок. В социологии под методом экспертных оценок принято понимать «метод получения социологической информации путем проведения экспертного опроса».

Функции экспертного опроса

1. Можно выделить три разновидности функций экспертного опроса:

2. Получение уникальной информации от экспертов

3. Оценка характеристик объектов, событий и явлений

Получение идей и предложений от экспертов по преобразованию предметной области, по решению ее проблем.

В последнее время экспертный опрос стал применяться и в маркетинговых исследованиях. Как правило, в тех случаях, когда целевой сегмент сравнительно мал (например, деловые покупатели (оптовики)), либо когда требуемой информацией владеет узкий круг специалистов, (директора магазинов, руководители соответствующих властных структур, преподаватели вузов и т.д.).

Предпочтение экспертного опроса массовому в маркетинге, также может иметь другие различные причины.

В исследовании оптовых покупателей российского рынка электроинструментов, в котором автор данной статьи принимал активное участие, и на которое мы будем постоянно ссылаться в качестве примера, в большей степени использовалась вторая функция экспертного опроса - оценка характеристик объектов, событий и явлений. Эксперты, принявшие участие в этом исследовании, должны были оценить важность различных свойств товаров с точки зрения конечного покупателя.

Этапы проведения экспертного опроса

Независимо от того, где применяется экспертный опрос – в экономике, науке или маркетинговых исследованиях - можно выделить основные этапы проведения экспертизы:

1. Формулирование цели и задач экспертизы

2. Формирование группы специалистов-аналитиков (организаторов экспертизы)

3. Разработка инструментария исследования

4. Отбор экспертов;

5. Проведение опроса;

6. Обработка и интерпретация результатов

Первые четыре этапа относятся к подготовке экспертизы, а последние два непосредственно к проведению экспертизы. Рассмотрим подробно эти этапы.


Читать еще: этапы мозгового штурма, Источник: xn--c1ajbknbbt0c0f.net

Формулирование целей и задач экспертного опроса.

Большое значение имеет четкое определение цели (целей) экспертизы. Наличие четко сформулированных целей является обязательным условием обеспечения надежного результата экспертизы. На этом этапе исследователи должны составить подробное описание исследуемой проблемы, рассмотрев предысторию проблемы и её текущее состояние.

Другими словами, исследователи должны понять – что об исследуемой проблеме или явлении они знают уже сейчас, а что они должны знать в конце исследования. Это станет отправной точкой для формулирования целей и задач предстоящего экспертного опроса.

Формирование группы специалистов-аналитиков.

Для проведения экспертизы формируется группа специалистов-аналитиков, задачами которой являются разработка метода и модели опроса, отбор экспертов, проведение опроса, анализ и обобщение полученной информации. Группа аналитиков должна обеспечить условия для эффективной работы экспертов как за счет разработки наиболее удобной системы контактов с ними (и между экспертами, внутри самой группы), так и путем выбора процедуры опроса наиболее соответствующей целям и задачам экспертизы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: