Определенияот «ПРАВИТЬ»:
Режиссёрдраматического театра, на основе собственной интерпретации литературного первоисточника руководящий работой коллектива, определяющий ту общую задачу, ради которой произведение ставится на сцене, объединяющий усилия актёров, художника-декоратора, композитора и других участников спектакля, является режиссёром-постановщиком (иногда именуется просто постановщиком).
Режиссёром-педагогом называется ближайший творческий помощник режиссёра-постановщика, который в пределах разработанного им плана постановки ведёт повседневную репетиционную работу.
Менее ответственные задания режиссёра-постановщика в процессе подготовки спектакля выполняет режиссёр-ассистент, или ассистент режиссёра.
Режиссёр драматического театра, руководящий творческой работой коллектива, определяющий ту общую задачу, ради которой произведения ставятся на сцене, объединяющий усилия режиссёров-постановщиков театра, актёров труппы, художников-декораторов, композиторов спектаклей и других участников творческого процесса деятельности коллектива театра, является главнымрежиссёром театра.
Режиссура,
Её основные категории
(личностный материал)
Режиссура – творческо-организационная деятельность руководителя процесса создания сценического действа, направленная на достижение высокого результатаэстетического, морально-нравственного, педагогического, психотерапевтического, духовного воздействия посредством сценического произведения, созданного творческим коллективом.
Категории режиссуры как категориидидактики
Режиссура как категория дидактики – часть педагогической деятельности, занимающаяся исследованием психологии личности, межличностных отношений (взаимоотношений в социуме), решающая ряд проблем обучения и образования посредством сценического творчества.
|
Само слово – режиссура – произошло от[фр. regisseur<лат. regereправить, управлять].
К задачам режиссуры
(как категории, части дидактики) относятся:
проблемы разработки целей, содержания и методов обучения с использованием навыков сценического творчества;
принципы организации учебно-творческого процесса с использованием навыков сценического творчества вучреждениях;
соответствие содержания учебного процесса с использованием навыков сценического творчества обобщённым характеристикам субъектов обучения (при реализации сверхзадачи и сверх-сверхзадачи сценического процесса)и т. д.
Соответственно режиссура (как часть дидактики) является категорией, частью науки об обучении и образовании, занимающейся исследованием целей и задач, о содержании и организации методов этих процессов. Однако (в отличие от дидактики)режиссура охватывает не всё связанное с процессом обучения, нена всех уровнях и непо всем направлениям.
Как и общая дидактика, режиссура (часть дидактики) в целом занимается исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обученияс использованиемнавыковсценического творчества.
Существуют,каки частные дидактики, так и частные направления режиссуры,занимающиеся проблемами, например, конкретных сценических жанровс учётом их специфики.
Режиссура (как часть дидактики) выполняет и теоретическую, и практическую функции, что объясняется распространением её деятельности на теоретическую и практическую стороны обучения с использованием навыков сценического творчества.
|
К основным категориям режиссуры (как части дидактики)относятся следующие параметры
творческого процесса обучения:
цель, содержание, организация, формы, методы, преподавание, обучение- категории, обусловленные режиссёрской и актёрской (т. е. педагогической)деятельностью;
средства, учение - категории, обусловленные режиссерской и актёрской (педагогической) деятельностью в тесной зависимости от способностей зрителей как учеников(учеников как зрителей), предлагаемых обстоятельств и технического оснащениясценической, учебной деятельности;
знания - категория, обусловленная прежде всего деятельностью зрителей как учеников (учеников как зрителей), получающих знания;
умения- категория, обусловленная режиссерской и актёрской (педагогической) деятельностью, деятельностью зрителей как учеников (учеников как зрителей), направленная на результаты обучения в процессе сценического (педагогического)сотворчества;
результаты обучения, просвещение, образование, навыки - категории, обусловленные сценическим процессом, направленные на педагогические результаты сотворчестваи т.д.
Цель – предмет стремления системы обученияс использованием навыков сценического творчества, определяющий все стороны её построения, видоизменения и модернизации, являющийся критерием целостности этой системы.
Содержание – внутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся (актёрам, зрителям),что целенаправленно влияет на формирование личности.
|
Организация – построение процесса сценического (педагогического) сотворчествав виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.
Форма – способ организации творческой, учебной деятельности с учётом специфики сценического жанра,направления обучения,его локальных целей и задач, возрастных особенностей зрителей как учащихся, уровня их подготовки;
Метод –способ решения задач и достижения цели обучения в творческом процессе педагогического взаимодействия.
Обучение – творческое взаимодействие режиссёра-педагога с актёрами-учениками, а также режиссёров, актёров как педагогов со зрителями-учениками,направленное на достижение поставленной цели.
Преподавание – организованная и целенаправленная деятельность режиссёра-педагога,актёра-педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а также способности их практического применения (в адрес артистов и зрителей).
Средство – всё то, что помогает осуществлять творческий, учебный процесси то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества режиссёра-постановщика, режиссера-педагога, актёров как учащихся (с одной стороны), как педагогов для зрителя (с другой стороны); пьес как учебных пособий;декораций и сценических костюмов как наглядный материал, оборудование учебного заведения,театра как просветительского, обучающего заведения.
Учение – реализация актёрами, зрителями как учащимся процесса самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения (при создании, просмотре спектаклей), и, как результат, формирование новых систематизированных знаний, навыков и умений.
Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека (актёра, зрителя) в процессе обучения (при создании, или зрительском восприятии сценического произведения).
Умения –практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видовпрофессиональной (сценической, педагогической)деятельности.
Результаты – степень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый актёрами, зрителями как учениками в направлении производимого обучения(посредством сценического творчества), последствия процесса обучения в профессиональном и личностном смысле.
Просвещение – духовное и культурно-эстетическое развитие личности с применением навыков сценического творчества.
Образование – интеллектуальное развитие личности с помощью, с применением навыков сценического творчества.
Навыки – прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности сценической деятельности.