Урок 199
Тема урока. Мой родной Донбасс. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений поэтов родного края. Определение настроения стихотворений. Передача настроения стихотворений при чтении. Словесное рисование. Наши достижения. Планируемые результаты.
¾ Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он посвящен нашему родному и любимому городу – Донецку. Тема нашего урока: «Мой Донецк, моя жизнь…Моё сердце». Родной город в стихотворениях поэтов-земляков».
¾ Мы познакомимся со стихотворениями поэтов родного края, которые посвящены нашему городу.
Чтение и анализ стихотворений.
¾ Донецк славится талантливыми людьми. Среди них поэты, влюбленные в Донецк. Один из них – Евгений Крюков.
¾ Живет поэт в Донецке. Автор двух сборников стихов: «И сердцем и умом», «Краски осени». Он посвятил Донецку стихотворение, которое так и называется – «Донецку».
¾
¾
¾
¾ Прочитайте стихотворение.
Евгений Крюков
Донецку
Из городишки совсем захудалого
Началась родина пальмы Мерцалова.
Символа светлой мечты и умения,
Символа цели, ее достижения,
Символа братства огня и металла...
Вот чем нам Юзовка старая стала.
За три недели из рельса усталого
Выросла в кузнице пальма Мерцалова.
И продолжая традиции эти,
Славят Донбасс его внуки и дети
В шахтах, на стройках, на разных заводах,
Вечно в движении, вечно в заботах.
Индустриальной столицей в два века
Сделался город трудом человека.
Счастье лишь в сказке приносят на блюде.
Гордость Донбасса — умелые руки.
Есть чем Донецку сегодня гордиться
Главное — верить, желать и трудиться.
- Родиной чего называет автор наш город? (Пальмы Мерцалова);
- Что вы знаете о Пальме Мерцалова? (Выкованное из рельса в XIX в. кузнецом Мерцаловым изображение пальмы. Награждена премией Гран-При на Парижской международной выставке.);
- Символом чего считает поэт Пальму Мерцалова? (светлой мечты и умения);
- Что является для поэта гордостью Донбасса? (умелые руки);
- А что самое главное с точки зрения поэта? (Верить, трудиться);
- Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Прочитай
Эдуард Викторович Головин – ещё один наш поэт-земляк. Родился он в 1936г. в Кемеровской области. Когда исполнилось 18 лет, поступил на горный факультет Донецкого индустриального института. После его окончания всю свою жизнь связал с угольной промышленностью. Работал на шахтах проходчиком, рабочим очистного забоя. Начал писать стихи.
Поэт приобщает читателя к извечной судьбе земли, ее истории, к красоте родного Донецка.
- Выразительно прочитайте стихотворение.
Эдуард Викторович Головин
Бульвар Пушкина
Пышный инея холод –
Изумительный дар.
По весеннему молод
Наш центральный бульвар.
Здесь картин галерея
И театров полет.
Никакая идея
Его не минет.
У фонтанов на склоне
Под финал октября
В обрамлении кленов
Догорает заря.
Тучи шествуют к морю,
Уплывая от нас.
На бульваре, на взгорье
Пушкин
Осень.
Донбасс.
- Прочитайте стихотворения «Донецкое утро» и «В. Писареву».
Эдуард Викторович Головин
Донецкое утро
Звездное сняв покрывало
С черного в ночь небосвода,
Солнце – конец и начало
Летнюю славит свободу.
Утро донецкое раннее
Шахты зовут и заводы.
Кратким бывает свидание
С благословенной природой.
Птичьи призывные звуки
Не нарушают покоя,
Грустная эта разлука
Радостью вспыхнет в забое.
Эдуард Викторович Головин
В. Писареву
И в отраженье,
звуков смене
На потрясаемый народ
На молодой донецкой сцене
Вершит он вековой полет.
И расслабляясь на мгновенье,
И обретя черты свои,
Летит волшебное волненье,
Взывая к гибели в любви.
В стихотворениях Эдуарда Викторовича Головина Донецк предстает, как город-труженик, город-красавец, культурный центр.
- А как бы вы описали бульвар Пушкина?
- Каким вы представляете донецкое утро?
Любовь к родному городу наши земляки выражают в стихотворениях, песнях, фотографиях, картинах.
- Прочитайте синквейн о Донецке.
Донецк.
Красивый, талантливый, мужественный.
Живет, трудится, создает.
Город миллиона роз.
Родина.
Я надеюсь, никто из вас не остался равнодушным. Мы с вами ещё раз увидели красоту родного города, родного края и ещё раз поняли и осознали, как мы сильно любим наш Донецк, какой замечательный у нас город и его люди – наши талантливые и трудолюбивые земляки!
Откройте «Пропись» ч.2 с.93- 94, выполните задания.