Планирование образовательной нагрузки при работе по пятидневной неделе разработано в соответствии с максимально допустимым объемом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии с СанПин 2.4.1.30.49-13 (табл. 7).
Таблица 7
Возраст детей | Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в день | Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня |
3-4 года | Не более 15 минут | Не более 30 минут |
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельно, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
В середине года (январь – февраль) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически –оздоровительного цикла. В летний период непосредственно образовательную деятельность не проводят. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок. Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей сочетают с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие. Общий объем недельной образовательной нагрузки определяется дошкольным учреждением в соответствии с реализуемой образовательной программой, СанПиН 2.4.1.30.49-13, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, специфики условий (национально-культурных, климатических и др.) осуществления образовательного процесса.
|
Таблица 8
Учебный план
(количество непосредственно организованной деятельности в неделю)
Образовательная область, разделы | Периодичность |
II младшая | |
Познавательное развитие | |
1. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) | 1 раз в неделю |
2. Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, миром природы (ООМ) | 1 раз в неделю |
Речевое развитие | |
1. Развитие речи | 1 раз в неделю |
Художественно – эстетическое развитие | |
1. Изобразительная деятельность 1). Рисование | 1 раз в неделю |
2). Лепка | 1 раз в неделю |
3). Аппликация | |
4). Прикладное творчество | - |
2. Конструктивно – модельная деятельность | - |
3. Музыкальная деятельность | 2 раза в неделю |
Физическое развитие | |
1. Физическая культура | 3 раза в неделю |
Итого: |
Формы планирования образовательного процесса в группе представлены в виде комплексно-тематического планирования работы (табл. 9).
Таблица 9
Перспективное комплексно-тематическое планирование работы
Период проведения | Интегрирующая тема периода | Содержание работы по теме, педагогические задачи. | Варианты итоговых мероприятий |
Сентябрь 1 нед. | Наш детский сад | Продолжать знакомство с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников Д/С (воспитатель, младший воспитатель, муз. руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в Д/с, взаимоотношения со сверстниками. Продолжать знакомство с окружающей средой группы, помещениями Д/с. Рассматривание игрушек, называние их формы, цвета, строения. Формирование дружеских доброжелательных отношений между детьми. | Развлечение для детей, организованное сотрудниками Д/с с участием родителей. |
Сентябрь 2-4 нед. | Осень | Расширение представлений об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада); о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах (3-4 вида). Знакомство с сельскохозяйственными профессиями. Знакомство с правилами безопасного поведения на природе, воспитание бережного отношения к природе. Собирание с детьми на прогулке разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине. Развитие умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдение за погодой. Расширение знаний о домашних животных и птицах. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. | Выставка совместных работ «Золотая осень» |
Октябрь 1-2нед. | Я в мире человек | Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Формирование образа Я. Формирование элементарных навыков ухода за своим лицом и телом, развитие представлений о своем внешнем облике. Развитие гендерных представлений. Побуждение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащение представлений о своей семье. | Подготовка и проведение праздника «Осень» |
Октябрь 3-4 нед. | Мой дом | Знакомство с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. | Сюжетно – ролевая игра «Дом» |
Ноябрь 1 нед. | Мой город | Знакомство детей с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Знакомство с видами транспорта, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, пешеходным переходом. Знакомство с городскими профессиями (полицейский, водитель, продавец, парикмахер). | Сюжетно – ролевая игра «Едем в гости» |
Ноябрь 2 -3 нед. | Транспорт | Знакомство с видами транспорта, в том числе с городским, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, пешеходным переходом. Продолжать знакомство с городскими профессиями (полицейский, водитель автобуса, трамвая). | Сюжетно – ролевая игра «Автобус» |
Ноябрь 4 нед. | Одежда, обувь | Формировать представления об одежде, выбор одежды в соответствии с сезонными изменениями, группировка по назначению (головные уборы, одежда, обувь). Учить самостоятельно одеваться, раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать свою одежду. | Дидактическая игра «Одень Машу» |
Декабрь 1-2 нед. | Зима | Расширение представлений о зиме (сезонные изменения в природе, изменения в погоде, одежде людей, на участке детского сада). Расширение представлений о растениях зимой, поведении лесных зверей и птиц. Воспитание бережного отношения к природе, умение замечать красоту зимней природы. Формирование представлений о безопасном поведении зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой, льдом и снегом. | Выставка работ детского творчества |
Декабрь 3-4 нед. | Новогодний праздник | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы Нового года, новогоднего праздника и зимних развлечений. Знакомство с зимними видами спорта. | Новогодний праздник |
Январь 1-2 | Каникулы | ||
Январь 3-4 нед. | Домашние животные | Расширение знаний о домашних животных и птицах. Знать и называть 4-5 животных и их детенышей. Формирование обобщающего понятия «домашние животные», почему они так называются, учить находить общие признаки. Формирование представлений о том, как человек заботится о домашних животных, какую пользу приносят животные людям. | Выставка работ детского творчества |
Февраль 1-2 нед. | Дикие животные | Расширение знаний о диких животных. Знать и называть 4-5 животных и их детенышей. Формирование обобщающего понятия «дикие животные», почему они так называются, учить находить общие и отличительные признаки. Формирование представлений о том, чем питаются, где живут, как приспособлены для жизни в лесу в связи с сезонными изменениями. | Выставка работ детского творчества |
Февраль 3-4 нед. | День защитника Отечества | Осуществление патриотического воспитания. Знакомство с военными профессиями. Воспитание любви к Родине. Формирование первичных гендерных представлений, воспитание в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. | Спортивный праздник. Подарки для пап. |
Март 1-2 нед. | 8 Марта | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям и другим работникам детского сада. Знакомство с профессиями повар, продавец. | Мамин праздник. Подарки для мам. |
Март 3-4 нед. | Знакомство с народной культурой и традициями | Расширение представлений о народной игрушке (дымковская, матрёшка и др.). Знакомство с народными промыслами. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов деятельности. | Игры – забавы. Праздник народной игрушки. Выставка работ детского творчества. |
Апрель 1-4 нед. | Весна | Расширение представлений о весне. Воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту весенней природы. Расширение представлений о сезонных изменениях: изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц. Расширение представлений о простейших связях в природе: потеплело – появилась травка, солнышко пригрело – потекли ручейки и т.д. | Экскурсия по территории детского сада. Выставка работ детского творчества. |
Май 1 нед. | Рыбы | Формирование элементарных представлений о рыбах на примере аквариумных, их особенностях, месте обитания. Формирование обобщающих представлений о рыбах (живут в воде, способ передвижения – плавают, есть голова, плавники, хвост) | Тематическое занятие. Выставка работ детского творчества. |
Май 2 нед. | Комнатные растения | Формирование элементарных представлений о комнатных растениях. Знать и называть 2-3 комнатных растения. Формировать навыки простейшего ухода за растениями (поливать, рыхлить землю) | Экскурсия в «Зимний сад» |
Май 3-4 нед. | Лето | Расширение представлений о лете, о сезонных изменениях в природе, одежде людей, на участке детского сада. Формирование элементарных представлений о садовых и огородных растениях. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой, песком. Воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту летней природы. | Праздник «Лето» |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме. |
|
|
Циклограммы непосредственно образовательной деятельности с детьми (табл. 10).
Таблица 10
Циклограмма непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Циклограммы совместных видов деятельности в режимных процессах (табл.11)
Таблица 11
Циклограмма совместных видов деятельности в режимных процессах
Календарный комплексно-тематический план работы с детьми (приложение 1)
Информационно-методическое обеспечение
1.