Когда вы приобретаете УКВ-радиостанцию, все необходимые частоты уже запрограммированы в номера каналов, и вам следует только выбрать подходящий.




В носимых радиостанциях каналов может быть гораздо меньше, но любая рация, предназначенная для работы на морских судах, должна иметь 16-й канал. Некоторые каналы УКВ используются строго и только для одной цели.

Это прежде всего аналог пятого «речного» канала – 16-й (156.8 МГц), основной международный канал безопасности и бедствия, вызывной и дежурный. На всех морских судах на ходу, а часто и в порту, если того требуют правила, УКВ радиостанция включена на прослушивание 16 канала.

На 16-м производится голосовой вызов на связь, который должен занимать минимум времени и содержать только обмен информацией для идентификации сторон и согласование номера рабочего канала для дальнейшей связи – затем следует перейти на рабочий или на любой свободный канал.

 

Перед выходом в эфир на любом канале, а особенно на 16-м, прослушайте его и никогда не прерывайте связи по вопросам безопасности.

Если же вы не знаете, на каком канале работает нужная станция, начинайте вызов на 16-м и после установления контакта переключитесь на ее рабочий канал.

В районах с интенсивным судоходством 16-й канал бывает перегружен радиообменом, и для вызова может использоваться один из резервных каналов для связи в целях обеспечения безопасности судоходства – 9-й (156.45 МГц) или 13-й канал (156.65 МГц). 9-й канал, кроме того, используется в качестве вызывного в районах, где плавание осуществляется по фарватерам.

Особым также является канал 70 (156.525 МГц), предназначенный исключительно для передачи цифровой информации в системе цифрового избирательного вызова (ЦИВ), о которой мы поговорим ниже. Вести переговоры на 70-м канале запрещено.

Назначение каналов в конкретном районе можно узнать из местных Правил плавания. Например, некоторые каналы в зоне «Большого порта Санкт-Петербург», по сообщению «Обязательных постановлений по морскому порту», выделены для следующих целей (список не полный): № 9 – канал вызова и рабочий канал (резервный 67).

Службы управления движением судов (СУДС), позывной «Петербург радио-17»; при плавании судна в зоне действия СУДС несение радиовахты на УКВ канале 09 является обязательным; его используют также суда, занятые дноуглубительными работами (на ходу или стоящие на якорях);

 

6-й канал – отделение пограничного контроля «Кронштадт» (позывной «Гранит»); 14-й канал – диспетчер ЗАО «Портовый флот» (позывной «Петербург радио – 6»);

 

16-й канал, рабочий канал 71 – Морской спасательно-координационный центр «Санкт-Петербург» (позывной «Петербург СКЦ»); организует действия спасательных служб при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в Восточной части Финского залива.

 

Резервные каналы: 24-й, 26-й и 27-й. Правила порта запрещают ведение радиопереговоров, не связанных с обеспечением безопасности мореплавания, на каналах 9, 12, 13, 16, 30, 67 и 73 УКВ радиостанций.

 

Маломерные суда, осуществляющие плавание по восточной части Финского залива, в той части, на которой действуют Правила «Большого порта Санкт-Петербург», должны нести постоянную радиовахту на 9-м или 12-м канале УКВ.

 

Кстати, по требованиям ГИМС, плавающие в Невской губе и Восточной части Финского залива маломерные суда водоизмещением более 0.8 т должны быть оснащены УКВ радиостанциями для связи на 6-м, 9-м, 16-м и 72-м каналах.

 

В международной практике существует движение за то, чтобы 72-й канал официально считался яхтенным, но никаких официальных решений по этому поводу пока нет. Следовательно, собираясь использовать для связи 72-й, убедитесь, что в районе плавания он не является рабочим для какой-либо организации и вы не создадите кому-либо помех.

 

Из прочих запрещены к использованию 75-й и 76-й каналы, так как их частоты непосредственно соседствуют с частотой 16-го канала и могут создавать ему помехи. По той же причине 15-й и 17-й каналы используются ограниченно, обычно для внутрисудовой связи и только при мощности передатчика, не превышающей 1 Вт.

 

Еще одним отличием морских судовых радиостанций от речных стало наличие Цифрового Избирательного Вызова (ЦИВ) или, по международной терминологии, Digital Selective Calling (DSC). Развиваясь, УКВ радиосвязь МПС стала частью, созданной в 1990 г.

Глобальной морской системы связи при бедствии – ГМССБ (GMDSS). Эта международная система разработана для обеспечения спасения жизни на море и использует современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи, обеспечивая быстрое оповещение спасательных служб и судов, находящихся в непосредственной близости, в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Будучи обязательной для сравнительно крупных судов, ГМССБ оказывает влияние на развитие радиосвязи и обеспечения безопасности судов вне зависимости от их класса.

Функция DSC использует цифровые коды для первоначального вызова судовой или береговой радиостанции, или группы судовых станций и последующей связи с ними (в основном в режиме телефонии) и передачи оповещений в виде формализованных сообщений.

Каждая радиостанция с DSC имеет свой собственный уникальный 9-значный номер, так называемый идентификатор морской подвижной службы – ИМПС (Maritime Mobile Service Identity – MMSI).

Первые три цифры номера судовой станции обозначают национальную принадлежность судна. Например, для России – это 273. Соответственно, MMSI судов, яхт и катеров под российским флагом начинаются с цифр 273. MMSI береговой станции также состоит из девяти цифр, но начинается с двух нулей, затем следует код страны и 4-значный номер береговой станции.

MMSI Морского спасательно-координационного центра «Санкт-Петербург» для вызова в ЦИВ на канале 70 – (DSC) 002733700. В ЦИВ также существует возможность вызова группы судов, что удобно при эскадренном плавании или для связи во время соревнований.

Групповой MMSI тоже состоит из девяти цифр, но начинается с одного нуля, затем следует код страны, которой принадлежат суда, и далее 5-значный номер конкретной группы судов.

Для установления связи на рабочем канале с конкретным судном, MMSI которого вам известен, его можно вызвать без использования 16-го канала. При наличии DSC вы набираете номер судна, затем указываете рабочий канал для последующей телефонной связи, посылаете вызов на 70-м канале, и, как только получаете подтверждение вызова, ваша станция перестраивается на выбранный рабочий канал.

Список номеров MMSI береговых и судовых станций можно найти в международном ежегоднике «Справочник ITU (Международный союз электросвязи)» и других справочниках.

Функция DSC обеспечивает постоянное слежение за эфиром на канале 70, при этом станция, оснащенная системой цифрового избирательного вызова, реагирует только на свой MMSI и на общий вызов для всех судов в зоне связи.

Если на вашу радиостанцию, оснащённую функцией DSC, приходит вызов, на дисплее сразу отображается канал, на который следует переключиться. Сообщение о бедствии поступает на 16-й канал.

Важным достоинством ГМССБ является высокая степень автоматизации передачи и приема сообщений. Судовая радиостанция с DSC имеет кнопку, обычно красную и снабженную защитой от случайного нажатия, с надписью «Distress» («Бедствие») или «SOS», в зависимости от модели радиостанции.

При нажатии этой кнопки автоматически передается оповещение о бедствии заранее запрограммированного формата с указанием MMSI вашего судна, времени и даты передачи сигнала, характера бедствия.

Если к радиостанции подключен приемник GPS или ГЛОНАСС, также автоматически будут переданы координаты судна на момент подачи сигнала. Если подключить спутниковый приёмоиндикатор нет возможности, то текущие координаты можно вводить вручную, но при этом следует как можно более регулярно их обновлять.

Информация о характере бедствия, если позволяет ситуация, водится в сообщение из меню радиостанции, содержащего список возможных причин подачи сигнала бедствия – «судно тонет», «пожар на борту» и т. д. Сообщение о бедствии не имеет адресата и будет принято всеми станциями в пределах зоны слышимости.

Важно также, что оповещение о бедствии может быть передано в течение секунд – даже если капитан по какой-то причине не в состоянии это сделать, любым членом экипажа или пассажиром.

Для этого достаточно открыть крышку, прикрывающую кнопку, нажать ее и удерживать в течение 5–6 с, после чего начинается передача оповещения.

Оповещение о бедствии будет продолжаться автоматически до тех пор, пока береговая или судовая станция не подтвердит получение сигнала.

Принявшая сообщение станция автоматически переходит в режим готовности для связи на 16-м канале в УКВ диапазоне. Отметим, что передача оповещения о бедствии с помощью DSC не отменяет требования дальнейшей передачи оповещения в телефонии.

Передача оповещения о судах, терпящих бедствие, береговым спасательным службам в первую очередь, и на суда – во вторую, является главной задачей системы GMDSS. Но функции DSC не ограничиваются передачей экстренных сообщений.

Кроме того, радиостанция, оборудованная цифровым избирательным вызовом будет обращать ваше внимание на принятые навигационные и штормовые предупреждения и прогнозы погоды и даже позволит в автоматическом режиме через береговую станцию войти в телефонную сеть общего пользования, если эта береговая станция предоставляет такую услугу.

 

Для получения доступа к этим достижениям мирового радиопрома, кроме приобретения радиостанции, от вас потребуется преодолеть процесс регистрации станции в Государственной радиочастотной службе, но наградой будет получение собственного MMSI.

 

Евгений Курганов.

Источник: «Катера и Яхты», №231.
https://yacht-electron.blogspot.ru/2011/11/blog-post_1590.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: