Как работать с литературой по специальности




Модуль 3. Композиционно- смысловая организация научного текста.

Тема 2. План. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.

Цель: дать понятие о плане и видах плана; научить составлять простой и сложный план к тексту по специальности; выделить отличительные черты назывного, тезисного и вопросного плана.

Содержание занятия.

Работа с текстами: чтение, выделение основной мысли каждого абзаца, затем сложного синтаксического целого (ССЦ). Составить план: назывной, вопросный, развернутый, тезисный.

 

План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-нибудь: план доклада, реферата, выступления. План должен соответствовать теме текста и основной мысли. Пункты плана должны быть точными, лаконичными выразительными. План должен быть логичным, целенаправленным, стройным. План состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление – предварительная часть, введение, предисловие. Во вступлении мотивируется выбор темы, цель, которую ставит автор, указывается точка зрения, с которой он подходит к раскрытию темы и т.п.

В главной части раскрывается тема, основное содержание текста.

Заключение – последняя часть доклада, реферата, выступления. Здесь подводится итог сказанному, формулируются выводы, делаются обобщения, подчеркиваются главные мысли работы.

Различают простой и сложный планы.

Простой план состоит из пунктов-заголовков, в нем не должно быть ничего лишнего.

В сложном плане основные пункты могут члениться на более мелкие части, относительно законченные по мысли.

В зависимости от формулировки пунктов плана различают следующие виды плана: назывной, тезисный, вопросный.

В назывном плане пункты плана сформулированы назывными предложениями, в вопросительном – вопросительными предложениями. В тезисном плане пункты плана представлены в виде обобщенных формулировок, содержащих определенное утверждение.

 

Образец.

Назывной план Вопросный план

1.Процесс воспроизводства. 1.Что такое процесс воспроизводства?

2.Факторы воспроизводства. 2. Какие существуют факторы воспроизводства?

3.Два вида воспроизводства. 3. Сколько видов воспроизводства различают?

 

Тезисный план

1. Процесс, протекающий в постоянном возобновлении, называется воспроизводство.

2. Рабочая сила, средства производства, природные ресурсы, среда обитания – факторы производства.

3. Различают два вида воспроизводства: простое и расширенное.

 

Задание 1. Составьте назывной, вопросный и тезисный планы к тексту «Как работать с литературой по специальности».

 

Как работать с литературой по специальности

Любая научная работа требует хорошего знания литературы по специальности. В подборе специальной литературы. В подборе специальной литературы большая роль принадлежит каталогам, библиографическим указателям, реферативным журналам.

Что такое каталог? Каталог – слово греческое. Оно означает: опись, перечень. Библиотечный каталог – это перечень имеющихся в библиотеке книг, журналов, газет и других источников, составленных по определенному принципу. На каждую книгу в каталоге имеется карточка, в которой дается библиографическое описание книги (указывается автор –фамилия, имя, отчество; заглавие книги; место издания – город и название издательства; год издания; количество страниц), а также шифр книги – ее так называемый «адрес», т.е. условное обозначение места на полке. Существуют различные виды каталогов. Чаще всего приходится пользоваться алфавитным и систематическим каталогами.

В алфавитном каталоге все карточки располагаются строго по алфавиту фамилий и имен авторов, независимо от того, научные это книги или художественные. Некоторые же книги – сборники, справочники и т.д., не имеющие единого автора, описываются и размещаются в соответствии с начальными буквами их заглавия.

В систематическом каталоге карточки сгруппированы по нескольким крупным отделам и подотделам в зависимости от отрасли знания и принадлежности к определенной области научного исследования. Условное обозначение отдела, выраженное цифрами и буквами, называется индексом.

В процессе работы над специальной литературой необходимо уделять самое серьезное внимание изучению и использованию научно-справочного аппарата книги. Прежде всего следует прочитать предисловие (или введение), где говорится о целях и задачах публикуемой книги. Знакомясь с книгой, важно сразу внимательно прочитать оглавление (иногда оно называется «Содержание»), которое служит кратким планом книги, дающим возможность читателю ориентироваться в имеющемся материале.

Во многих изданиях на обороте титульного листа, на котором печатаются фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и год издания, помещена аннотация – краткая характеристика содержания книги и ее назначение (на какой круг рассчитана). В некоторых книгах есть различные примечания, постраничные или послетекстовые ссылки. В научных изданиях, а также в учебной литературе имеются различные указатели: например, предметный указатель, включающий алфавитный перечень основных понятий и терминов, которые рассматриваются в книге, и именной указатель, содержащий фамилии лиц, упоминаемых в книге. Монографии – научные исследования, посвященные какой-либо одной проблеме – имеют обычно в конце выводы или специальный раздел «Заключение».

Для понимания прочитанного нередко приходится пользоваться различными справочниками и словарями. Энциклопедии, специальные словари (политический, философский, отраслевые терминологические словари), толковые словари русского языка, словарь иностранных слов и другие словари и справочники должны стать настольными книгами для каждого, кто занимается научной работой.

В процессе работы над специальной литературой необходимо вести различного рода записи – делать выписки, составлять план, тезисы. конспект. Умение делать выписки – основа работы над любой книгой. Выписки могут быть дословными и свободными. Дословные выписки – точные выдержки из какого-либо текста – называются цитатами. Цитаты нужно заключать в кавычки и не забывать о ссылках на источник (указываются: автор – фамилия и инициалы, название произведения, место издания, издательство, год издания и страница (сокращенно с.). Свободные выписки представляют запись содержания какого-либо отрывка из текста своими словами.

Конспект представляет собой сжатую запись содержания книги или статьи.

Самая краткая запись – это план. План позволяет отразить наиболее существенное, главное в содержании.

Задание 2. Прочитайте текст. Выделите в нем смысловые части. Составьте план. Работа с текстом по специальности:

1. Разделите текст на основные части, сформулируйте главную мысль каждой части и запишите в виде пунктов плана.

2. Составьте простой номинативный план.

3. Составьте сложный план данного текста с использованием распространенных и нераспространенных номинативных предложений. Сравните структуру простого и сложного плана.

4. Перескажите текст с использованием простого, а затем сложного плана.

Дорога длиною в жизнь

Есть хороший обычай: напутствовать тех, кто отправляется в дорогу. Это напутствие особенно необходимо людям, которые вы­брали трудную дорогу — дорогу длиною в жизнь. Эта дорога — в мир науки.

Чтобы не свернуть с дороги, на которой могут встретиться всякие трудности, и не пасть духом, надо быть, по словам академика А. Ок­ладникова, «рыцарем многих качеств». Необходимо в своем характере выковать социальную страстность и научную объективность, роман­тизм чувств и трезвость аналитического мышления, умение до конца отстаивать свою правоту и признавать свои заблуждения.

«Век живи — век учись!» — рекомендует народная мудрость. Эта поговорка родилась в далёкие времена, но и в наши дни она не потеряла своего смысла. Современный человек начинает учиться ещё с раннего детства. Дошкольные учреждения... Затем — школа... После школы — профессионально-техническое училище, техникум или институт. Для студентов, которые решили посвятить себя науке, ещё три года аспирантуры — школа ответственности и самостоятель­ности в научных исследованиях... Начав самостоятельную работу,

мы продолжаем учиться. Каждый специалист знает: в наше время невозможно прожить с запасом информации, полученной в начале-жизни.

Если попытаться построить график, показывающий, как зависит интенсивность обучения от времени, то окажется, что эта интенсивность различна в разные периоды жизни и у любого человека он;| может иметь, кроме того, свои особенности. Однако есть и общий «пик» — самый интенсивный период: он относится к студенческим годам, к сложному процессу получения знаний в институте или университете.

Мы живём в век научно-технической революции. Но ещё сегодня есть на земном шаре тысячи людей, которые помнят время, когда не было ни радио, ни авиации, ни даже автомобиля. Немногим более ста лет назад все источники электрической энергии на земле ограничивались несколькими гальваническими батареями, с которыми проводились лабораторные опыты. Мы часто говорим о высоких темпах развития науки с чувством гордости за свою эпоху, за могущество человека, раскрывающего самые сокровенные тайны природы.

Каждого молодого исследователя влечёт возможность сделать что-то важное, испытать неповторимую радость творчества. Но для этого ещё в студенческие годы необходимо учиться умению организовать самого себя, свою работу, своё время.

Многие качества необходимы в научно-исследовательской работе: скромность и увлечённость, хорошая память и широкий научный кругозор, умение критически оценивать результаты исследований, особенно своих, умение думать просто о самых сложных вещах, рассказывать о них в доступной форме... Все эти качества рождаются постепенно. Умение работать не приходит само собой. Ему нужно учиться в студенческие годы.

(По Р. Хохлову, Н. Филипповскому.)

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое план?

2) Какая последовательность действий соблюдается при составлении плана?

3) Какие требования предъявляются к плану?

4) В чем заключается важность составления плана?

5) В чем помогает удачно составленный план?

6) Каковы этапы работы над планом?

7) Каковы виды планов по структуре?

8) Из каких частей состоит простой план?

9) Какие предложения используются при составлении плана?

10) Какие виды плана вы можете назвать?

11) В чем заключается особенность сложного плана?

12) В чем отличительные черты тезисного плана?

13) Из каких действий складывается процесс составления плана?

14) Чему будет способствовать умение в оставлении плана?

15) Каким должен быть завершенный план?

16) Какое предложение называется повествовательным? Приведите примеры.

17) Какое предложение называется назывным? Приведите примеры.

18) Какой план (простой или сложный) включает наименования главных частей, которые соответственно делятся на ряд дополнительных?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: