Со второй половины ХIV в. начинается возвышение Москвы как политического и культурного центра формирующегося единого Русского государства. Постепенно русские земли освобождаются от влияния татаро-монголов, наблюдается прорыв культурной изоляции России от Западной Европы, усиливается влияние Европейского Возрождения, хотя в средневековой России, в отличие от Европы, роль церкви в государстве оставалась очень важной. Подтверждением растущего могущества Московского государства стала сформированная в ХVI в. теория о Москве, как о «третьем Риме». В русской культуре с ХVI в. и особенно в ХVII в. все более отчетливо просматривались черты Ренессанса. Это выразилось прежде всего в «обмирщении» зодчества, литературы, искусства. Доминирующим стилем в культуре становится барокко с его внешней декоративностью. Но в России классические формы европейского барокко дополнялись народными мотивами, что позволило выделить его своеобразие, получившее название «московского барокко». В ХVIII в. на смену барокко постепенно приходит новое направление в культуре – классицизм.
В период объединения русских земель вокруг Москвы наблюдается расцвет зодчества, причем ведущей школой становится московская. Здесь ведется интенсивное строительство с использованием традиций Владимиро-Суздальской архитектуры и опыта Европейского Возрождения. В это время с участием итальянских архитекторов Аристотеля Фиорованти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и др. воздвигаются величественные Успенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, Mосковский кремль. Эти архитектурные сооружения стали образцами монументального зодчества на протяжении ряда столетий в других русских городах: Успенских соборов в Коломне, Звенигороде, Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре и др.
|
Продолжалось крепостное строительство в Пскове и других городах. Строительство культовых зданий развивалось в основном по двум направлениям: сооружение небольших церквей крестово-купольного византийского стиля и создание монументальных храмов по образцу московского Успенского собора, с сохранением традиций суздальской и новгородской архитектуры в сочетании, как уже отмечалось выше, с архитектурными приемами Европейского Возрождения.
К началу ХVI в. определился отход от установившихся канонов. Новым направлением в строительстве культовых зданий стало преодоление «кубичности» и устремление зданий ввысь за счет ступенчатого расположения сводов, что привело к появлению торжественного архитектурного шатрового стиля. В нем нашли выражение национальные мотивы, традиции деревянного зодчества и элементы готики. Выдающимися памятниками шатрового зодчества являются храм Вознесения в селе Коломенском под Москвой высотой более 60 м., причем более половины составляет восьмигранная шатровая крыша, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, построенный в 1560 г под руководством архитекторов Бармы и Постника. В этом стиле позднее были перестроены башни Московского кремля. В ХVI в. огромный размах получило крепостное строительство: построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, в конце ХVI в. – Смоленский кремль, который Борис Годунов назвал «ожерельем всей Руси… на зависть врагам и на гордость Московского государства.
|
Характерным для зодчества ХVII в. является усиление светского начала, «обмирщение» культовой архитектуры, усиление декоративности, постепенный переход к так называемому «нарышкинскому» стилю или «московскому барокко». «Дивное узорочье» – так определили суть этого строительства современники. Наиболее интересным памятником в этом плане является Успенская церковь в Угличе (1628 г.), названная в народе «Дивной», церковь Покрова в Филях. Декоративность, сочетание народных традиций с барочным стилем прослеживается как в культовой, так и в светской архитектуре, в том числе деревянной. Такими являются Теремной дворец в Кремле, дворец в селе Коломенском, состоящий из 270 комнат, 22-главый Преображенский собор в Кижах начала ХVIII в.
Во время петровских реформ начала практиковаться планировка городских ансамблей. В это время интенсивно застраивалась новая столица государства – Петербург, куда были привлечены мастера и архитекторы с других русских городов, а также иноземные зодчие Доменико Трезини, Бартоломео Карло Растрелли, его сын Фарфоломей и др. В итоге выработался смешанный эклектический архитектурный стиль, хотя преобладали барочные черты, особенно в Москве, где более бережно относились к старомосковским традициям.
Во второй половине ХVIII в. на смену «барокко» постепенно приходит новый стиль – классицизм, отличающийся строгой симметрией, прямыми линиями, колоннадами. Петропавловский собор, Зимний, Таврический дворцы в Петербурге, Дом Пашкова, здание Сената в Москве и другие памятники архитектуры составляют важную часть русского культурного наследия этого времени.
|
В ХIV–ХVI вв. совершенствуется техника декоративно-прикладного искусства, прежде всего ювелирного мастерства, резьбы по дереву и кости. Одним из наиболее интересных резных изделий является царский престол в Успенском соборе Московского кремля. Центром ремесел в ХVI в. становится пушечный двор и оружейная палата. Здесь в 1586 г. мастером Андреем Чоховым была отлита «царь-пушка» весом 40 т. и диаметром ствола 89 см., не имевшая в то время аналогов в мире. Широко известны были в это время изделия художественного шитья из мастерских Елены Волошанки с богатой колоритной гаммой, использованием светских мотивов.
В ХVII–ХVIII вв. в декоративно-прикладном искусстве усиливается светское начало. Ларцы, сундуки богато раскрашивались, металлическая посуда украшалась барельефами в стиле «барокко». В ХVIII в. под влиянием западного искусства получает развитие скульптура. До этого, по существу, в течение семи веков подобный вид искусства почти не существовал, за исключением народной деревянной скульптуры Перми и Вологды. Итальянский зодчий Б.К. Растрелли, ставший основоположником русской скульптуры нового времени, выполнил скульптурные портреты Петра I, А.Д. Меншикова, императрицы Анны Иоанновны. В стиле классицизма М.И. Козловским были созданы памятник А.В. Суворову, Э.-М. Фальконе – памятник Петру I в Петербурге, И.П. Мартосом – скульптурная композиция, посвященная К. Минину и Д. Пожарскому, в Москве, Известным скульптором-реалистом был Федор Шубин. Он создал галерею психологически выразительных скульптур: бюсты А.М. Голицына, М.Р. Паниной, И.Г. Орлова, М.В. Ломоносова.
Вторая половина ХIV–ХVI вв. характерна расцветом стенной живописи. Ее отличала яркость красок, простота композиций, значительно большая по сравнению с византийской свобода письма. Наибольшее развитие получила иконопись. Появились иконостасы (греч.eikon-икона, stasis-место стояния). Искусство становится более земным, живым, вводятся натуралистические детали, листва, цветы, художники стремились передать человеческие чувства святых.
Ведущее место в живописи приобретает московская школа. В это время творили Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Для их творчества характерны смелая манера письма, глубокое психологическое проникновение в создаваемые образы. Феофан Грек работал сначала в Новгороде, затем в Москве, где расписывал Архангельский, Благовещенский соборы. Кисти Андрея Рублева принадлежат фрески Благовещенского собора в Москве (совместно с Феофаном Греком), Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре (вместе с Даниилом Черным) и др. Широко известна его икона «Троица». Глубина и одухотворенность созданных в ней образов, совершенство композиции роднят творчество Рублева с античными мотивами. Стоглавый собор Грозного в 1551г. поставил Андрея Рублева в образец всем иконописцам и в то же время усилил строгую церковнуюрегламентацию, введя трафареты в иконописи. Основной темой иконописи Дионисия был культ Богородицы. Он пишет ряд икон для Успенского собора в Москве, Ростовского собора, Иосифо-Волоколамского монастыря. В середине ХVI в. в Москве была написана аллегорическая икона-картина «Церковь воинствующая». Сюжет ее связан с реальным историческим событием – взятием Казани, изображены же и святые, и прославленные князья-полководцы.
ВХVII в. «обмирщение» коснулось и иконописи. В художественном полотне Симона Ушакова «Спас нерукотворный», например, изображен не абстрактный святой, а реальный человек. Зарождается светский портрет – «парсуна». Известны портреты ХVII в. патриарха Никона, царей Фёдора Ивановича и Алексея Михайловича, князя Ф. Скопина-Шуйского.
Расцвет портретной живописи относится к ХVIII в. Основоположники русской светской живописи Андрей Матвеев и Иван Никитин соединили в своих произведениях самобытность и западные традиции. Работы А. Матвеева «Автопортрет с женой», И.Никитина «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» отличаются правдивостью характеристик, глубиной художественного выражения индивидуальных черт героев.
В 30-е годы наметился перелом к «придворному», «парадному» направлению в русской живописи. Крупнейшими портретистами того времени были А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский. В их работах сочетались торжественность, красочное богатство и изящество с верной передачей характеров человеческих личностей. Лиризмом отличаются полотна А.П. Антропова «Неизвестная в розовом платье», В. Боровиковского – портрет М.И. Лопухиной. Основоположником исторического жанра в живописи был А.П. Лосенко. В его работах «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой» проявились черты классицизма и реализма. На исторические темы писал и Г.И. Угрюмов.
В конце ХVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. В его основу легли приобретенные Екатериной II частные собрания картин западноевропейских мастеров.
В период складывания и укрепления единого русского государства в поисках опоры для культурного возрождения художники, писатели стали чаще обращаться к теме былой независимости и расцвета древней Руси. Этим объясняется усиление внимания к былинному эпосу. Складывается цикл сказаний, воспевающих идею русской государственности. Эта же тема возвышения Москвы как «третьего Рима», борьбы за обретение государственной независимости развивается и в письменных литературных произведениях того времени.
Историко-патриотической тематике посвящены поэма «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о князьях Владимирских».
На новую ступень поднялось летописание. Региональные летописи, отличающиеся более глубоким и широким анализом событий, сменили общерусские летописные своды. Согласно приказу Ивана Грозного создается лицевой, то есть иллюстрированный свод.
Большое значение для развития литературы стало изобретение бумаги и начало книгопечатания. В 1553 г. в Росси появилось книгопечатание, по приказу Ивана Грозного в Москве была создана государственная типография, в которой Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем 1 марта 1564 г. была выпущена одна из первых печатных книг – «Апостол». В это время выходит первое сочинение по всемирной истории – «Русский хронограф». Начинается переход к систематизации и обобщению ранее собранного материала. Первым системным изложением русской истории стала «Книга степенная царского родословия», в которой дано жизнеописание всех русских князей от Владимира до Ивана Грозного. Огромным обобщающим трудом, состоящим из более чем27 тыс. страниц, стали «Великие Четьи Минеи» (Чтения ежемесячные), созданные под руководством митрополита Макария. Свод житейских правил и наставлений содержится в «Домострое».
К историко-приключенческой литературе можно отнести записки путешественников. Наиболее известным является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
В это время уже существовали монастырские и даже частные библиотеки. По некоторым сведениям, большая библиотека с греческими и латинскими рукописями была у Ивана Грозного. Судьба ее до сих пор неизвестна.
Как видно из «Домостроя», в ХVI веке было довольно развито просвещение. Горожане, зажиточные люди вели письменный учет в своем хозяйстве. На церковном соборе 1551 г. был утвержден проект создания городских училищ «для наученья грамоте», появились «азбуковники», руководства по грамматике и арифметике. Образованные люди того времени знали греческий, латинский и другие языки.
Однако более системный и светский характер образование приобрело в ХVII в. В 1634 г. был издан печатный букварь, дешевая цена которого (1 копейка), делала учебник доступным для широкого круга обучавшихся грамоте. Сохранились рукописные учебники арифметики того времени и печатная таблица умножения. При монастырях, церквях, а в 1680 г. – при Печатном дворе открывались училища с преподаванием греческого и латинского языков. В 1687 г. в России начало действовать первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.
Дальнейшее развитие получила литература. В ХVII в. Печатный двор в Москве издал 483 книги. Новым стало появление бытовой повести и сатиры, например, «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Повесть о Шемякиным суде», «Повесть о Горе-злосчастии». Созданы исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков.
Жанр «жития» приобрел характер автобиографии, например «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Выходят первые поэтические произведения, в частности, стихи Симеона Полоцкого.
При Петре I развитие школы и науки становится государственным делом. Начальное образование давали епархиальные, цифирные, гарнизонные школы. В начале ХVIII в. открылись профессиональные учебные заведения: навигационная, артиллерийская, инженерная, медицинская школы, горнозаводское училище, продолжали действовать духовные семинарии. Появились закрытые дворянские учебные заведения: Смольный институт благородных девиц, Морской, Артиллерийский, Инженерный кадетские корпуса; профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге – Танцевальная школа, в Москве – Балетное училище и Академия художеств. В 1725 г. была создана Академия наук, а в 1755 г – открыт Московский университет. В конце ХVIII в. в России было 550 учебных заведений.
Литература ХVIII в. развивалась под влиянием классицизма и представлена произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова. А.П. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. Это ярко прослеживается в его трагедиях, в частности, политической трагедии «Дмитрий Самозванец».
Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях Денис Иванович Фонвизин. Последняя четверть ХVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина. Основным жанром его произведений была ода.
В ХVII на Руси появился театр, сначала придворный и школьный, а затем и крепостной. До этого на протяжении веков его заменяли народные обряды свадьбы, праздники, выступления скоморохов.
Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче под влиянием западной культуры. Первое представление, пьеса «Артаксерксово действо» состоялось 17 октября 1672 г. Ставились и другие спектакли на библейские сюжеты. Они отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.
Школьный театр впервые был образован при Славяно-греко-латинской академии.
Вначале ХVIII в. по указу Петра I был создан Публичный театр, имевший постоянную труппу из немецких, а затем и русских артистов и собственное здание – «Комедиальную храмину». Появились театры при кадетском корпусе и других учебных заведениях. В 1750 г. в Ярославле начал действовать первый провинциальный публичный театр, который затем по указу императрицы Елизаветы Петровны был переведен в Петербург и стал профессиональным государственным театром под названием Российский театр. Во второй половине ХVIII в. развитие получили частные крепостные театры. Наиболее известным среди них был театр графа Шереметьева, в котором играли талантливые придворные актеры и актрисы Прасковья Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова, Михаил Семенович Щепкин. В это время появляется и народный вертепный кукольный театр.
Музыка средневековой России на протяжении веков была представлена выступлениями баянов, гусляров, народной обрядовой музыкой, церковным песнопением.
В ХVIII в. музыкальное искусство становится более разнообразным, оно используется при театральных представлениях, в аристократических салонах во время домашних и публичных концертов с участием русских и зарубежных исполнителей. В последней трети ХVIII в. формируются основные направления оперной, хоровой, инструментарной, камерной музыки и русская композиторская школа. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже ХVIII-ХIХ вв. появился жанр камерной лирической песни – русского романса, одним из создателей которого стал известный композитор и исполнитель О.А. Козловский.
Таким образом, средние века стали временем становления русской национальной культуры, основанной на самобытном народном искусстве с использованием традиций и достижений западноевропейской культуры.