Пути, приемы и средства развития памяти человека




РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

 

 

  Выполнил: студент группы ПОНБ-303 Захаров В.М.
  Проверил: Преподаватель кафедры психологии Ряжкин А.О.
   

 

Челябинск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………….……………..…....3
1. Память человека и ее основные характеристики….…………………….4

1.1Общая характеристика памяти………………………..……………..….....4
1.2.Пути совершенствования памяти человека………....……..……….……7
1.3.Приемы улучшения памяти…………………………...………….……...12

2. Запоминание и ее основные техники……………..……………………….14

2.1Способы эффективного запоминания…..………………………..……14
2.2Мнемотехника…………………………..…………………………......….18
Заключение……………………………..……………………………………..20
Список литературы…………………………...………………………………21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 



Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.

Память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас она уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись её, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.

Актуальность памяти, её развития и совершенствования не проходит со временем, а лишь возрастает, ведь всё большее количество информации наваливается на современного человека, а из-за больших объёмов всё труднее становится процесс её усваивания.

Целью данной работы является:

- выявление характеристик памяти;

- рассмотрение путей совершенствования памяти;

- нахождение способов эффективного запоминания.

Объектом данного исследования является процесс улучшения памяти, а предметом - пути, приемы и средства этого процесса.

 

 

ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ

 

 

Память – способность запоминания, сохранения и воспроизведения и передачи человеком другим людям жизненного опыта во всевозможных его проявлениях. Память, соответственно, включает в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации.
Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания
Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании.

Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

-узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

-воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

-припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

-реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

 

 

1.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Развитие памяти может происходить как в филогенезе, так и в онтогенезе.В процессе жизни отдельного взятого человека оно идет в двух основных направлениях: в направлении улучшения естественной памяти человека (памяти как низшей психической функции) и в направлении образования и совершенствования социально обусловленной памяти человека (памяти как высшей психической функции). Соответственно существуют два разных процесса развития памяти: естественный и искусственный. Естественный процесс развития памяти представляет собой её постепенное улучшение с возрастом по мере накопления человеком жизненного опыта. Такой процесс имеет место в жизни человека и может происходить под влиянием разнообразных факторов. Искусственным процессом развития памяти называется специально организованный, заранее продуманный и целесообразный процесс её совершенствования, осуществляемый экспериментальным путем.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл П.П. Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3—4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени — это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. (В течение XX в., уже после ухода Л.С. Выготского из жизни, к ним добавилось множество других, весьма эффективных средств запоминания и хранения информации, особенно в связи с научно-техническим прогрессом.) Благодаря различным формам речи — устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, — писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать... Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.

Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: "запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить, сообразить».

Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А. Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А. Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным» развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).

В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, — замечает А. Н. Леонтьев, — что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю».

 

1.3. ПРИЕМЫУЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ

 

 

Многие ученые предлагают свои интересные системы улучшения памяти. Например, психолог Д. Лапп предлагает для улучшения памяти научиться следующей системе работы:

1) тренировать наблюдательность (отбор, концентрация, анализ, внутренние комментарии в момент записи информации);

2) пауза (время для обдумывания и записи своих действий);

3) расслабление (подавление беспокойства и снятие напряженности для лучшей работы органов чувств);

4) избирательное внимание (для определения того, какую именно информацию вы хотите записать, почему, на какое время);

5) зрительные ассоциации (запись информации в виде зрительных образов и установление ассоциативных связей между образами, мысленно разбитыми на пары: впоследствии воспоминание об одном образе повлечет за собой воспоминание о другом);

6)вербальная проработка(комментарии одновременно интеллектуального и эмоционального плана).

Д. Лапп приводит пример использования своей мнемотехнической стратегии: "Как я запоминаю место для парковки автомобиля. Во-первых, я делаю паузу, т.е. стараюсь осознать свои сиюминутные действия, не думая о последующих. При этом, в случае необходимости, я на несколько секунд прерываю разговор. Я закрываю дверцу автомобиля сознательно, а не автоматически. Затем я ищу вокруг зрительные подсказки, которые мысленно списываю: витрина магазина, доска объявлений, дерево и пр. Важный момент: отходя от автомобиля, я оборачиваюсь, чтобы запечатлеть в сознании эту картину (свою машину возле статичных подсказок, а не возле рядом стоящего автомобиля), т.е. ту картину, которую я должна увидеть при возвращении. Порой человек не узнает некое место только потому, что возвращается к нему не с той стороны, с какой от него уходил. С разных точек зрения один и тот же ландшафт кажется разным. Затем я, по возможности, включаю другие чувства: обоняние (запахи ресторана, бензина, цветов), слух (гул транспорта, звуки музыки), осязание (температуру воздуха). Кроме того, я делаю комментарий: "Машина припаркована между углом дома и проездом, надеюсь никто не зацепит ее". Если я вхожу в универмаг, я запоминаю название отдела "Мужская одежда". Этот ориентир поможет мне выйти прямо к моей машине".

 

ГЛАВА 2. ЗАПОМИНАНИЕ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ.

2.1 СПОСОБЫЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

 

 

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность - в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Первое условие запоминания – необходимо получить глубокое и яркое впечатление о том, что мы хотим запомнить. Для этого мы должны:

-сосредоточиться. Пять минут полной и глубокой сосредоточенности принесут больше результата, чем целые дни блуждания в умственном тумане;
-внимательно наблюдать, чтобы получить правильное впечатление;
-надо получить впечатление при помощи как можно большего числа органов чувств Например, читать текст вслух, таким образом задействуются два органа чувств и соответственно улучшается как запоминание, так и последующее воспроизведение;

-прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление. Оно прочнее.
Второй закон памяти –повторение. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это. Но при повторении нужно не повторяйте текст снова и снова, пока он не закрепится в нашей памяти, прочитать текст один или два раза, потом отложить его и позднее снова и снова возвращайся к нему.
Третий закон памяти –ассоциация. Единственный способ запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом.
Рассмотрим некоторые способы эффективного запоминания:
1.Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2.Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

3.Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем “обходе”.

4.Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

5.Запоминание лиц. Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.
Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

6. Запоминание имен. Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

7.Одним из способов запоминания также является ассоциативный метод. Он и его варианты встречается также под другими названиями: метод цепочки ассоциаций, метод ассоциативных связей, цепной метод запоминания. Метод может использоваться для запоминания последовательности слов, чисел, телефонов, дат. Умение использовать этот метод окажется полезным для работы с другими методами, например рассматриваемым позже методом мест.

Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов, не имеющих между собой ничего общего единое целое.

Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов.

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты.

Действуя таким образом, можно связать между собой все что угодно. И чем невероятнее будет ассоциация между ними - тем лучше.

Для тренировки памяти методом ассоциаций используются задания на запоминания слов.Может показаться,что данное упражнение не имеет практического значения. В самом деле, кому может понадобиться запоминать случайный набор слов? Это не так. Данный метод уже сразу после освоения можно будет применять для запоминания списка покупок, списка действий, которые необходимо выполнить в течении дня, и т.д. Запоминать можно практически любую информацию из которой можно вычленить набор ключевых слов: анекдоты, цитаты, рецепты и т.д.

8.Следующий метод для запоминания - система "Большой счет". Этот метод используется для запоминания чисел.

Суть ее в том, что образ, используемый для кодирования, соответствует не одной цифре, а двум. У этого метода два достоинства:

-Большее число образов, которые можно использовать при кодировании, что дает больший простор фантазии;

-Меньшее число образов, необходимое для запоминания. Например, для запоминания десяти цифр, достаточно пяти образов.

К недостаткам этого метода можно отнести необходимость предварительной работы в создании системы и ее освоении.

 

2.2. МНЕМОТЕХНИКА

 

 

Мнемотехника - это система приемов и методов для запоминания информации. Мнемотехника (или как её еще называют мнемоника) использует для запоминания мысленное упорядочивание (расположение) запоминаемой информации и связывание её между собой с помощью ассоциаций. Для расположения и связывания используются возможности мышления (особенного образного), воображения, внимания.

Одним из достоинств мнемотехники является то, что начинать её использовать можно практически сразу после знакомства с ней. Познакомившись с основами мнемотехники можно запоминать не слишком длинные последовательности чисел или слов. Что, кстати, часто становится тормозом для новичков. Быстренько освоив основы, возникает иллюзия, что они уже полностью овладели мнемотехникой. А потом, в самый нужный момент, эта самая мнемотехника подводит. Ведь практических навыков по запоминанию у них немного, и они не имеют опыта в запоминании на длительный срок. Вроде бы составили нужную ассоциацию, а она не сработала. Эффективное использование приемов запоминания возможно только тогда, когда эти приемы будут отработаны на уровне навыка. А это возможно только в случае регулярных тренировок. Быстрым наскоком этим навыком овладеть нельзя.

Мнемотехника - это система позволяющая запоминать, но не позволяеющая улучшить память. Т.е. конечно память улучшается, поскольку в процессе освоения и применения мнемотехники запоминать и вспоминать всё-таки приходится. Но как уже говорилось - мнемотехника использует возможности воображения, внимания, мышления. Поэтому, если через некоторое время после начала занятий мнемотехникой обнаруживается, что стало легче концентрироваться на текущей работе и виднеется сообразительность, но при этом нет особых улучшений в обычной повседневной памяти, то для запоминания все равно придется выстраивать мысленные ассоциации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итог, хочется отметить, что память можно и нужно развивать, тренировать, значительно улучшать и повышать её продуктивность. Ведь хорошая память во многом облегчает жизнь человека.
Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки, а ухудшению памяти способствует немало факторов, как внешних (экология, недостаток необходимых веществ), так и внутренних (информационныеперегрузки).
Нельзя оставлять такой важный мыслительный процесс, как память, без внимания, ведь, если не принимать меры, со временем состояние будет только ухудшаться.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Психология: учебник/ Р.С.Немов.-М.:КНОРУС,2014.Глава 8

2.Учебное пособие. Эффективная память./ О.Л. Подлиняев. Иркутск: ИГУ.2006.

3. Психология памяти// Издательство: АСТ, 2008 г.//Серия: Хрестоматия по психологии//Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова.

4.Память и ее развитие// У.У. Аткинсон//Издательство: Ардис. 2009 г.

5.Феноменальная память, Методы запоминания информации, Матвеев С., 2013.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: