Общественные здания конца XVI – XVIII вв. (корчмы, постоялые дворы)




Типы общественных зданий в городах и селах Белоруссии в XVII—XVIII вв. были весьма разнообразны. К ним относились ра­туши, торговые ряды, корчмы, цеховые дома, госпитали, театры при дворцах магнатов, цейхгаузы, общественные бани, парикмахерские и пр. Однако общественные постройки до нашего времени сохранились в очень малом количестве. Поэтому представление о них во многих случаях складывается на основании материалов исследователей XIX в. и архивных документов.

Связь с архитектурой соседних жилых зданий отмечается и в облике корчмы «Роскошь» (1765), построенной на главной улице района «городницы» в Гродно. Сооружал ее, как и жилые дома для рабочих и мастеров, архитектор Ю. Мезер. Интересна планировочная композиция корчмы с небольшим парадным двориком, раскрытым на улицу. Такой прием выделяли здание однотипных жилых домов и оправдывался в функциональном отношении. Симметричный план корчмы складывался из трех равновеликих частей: центральной, предназначенной для жилья, и двух боковых, выступающих вперёд, - для конюшен. Жилая часть выделялась своей высотой (она была с мансардой) и пластичным решенном фасада с живописным, криволинейно очерченным щипцом.

Многие белорусские города в течение столетий имели магдебургское право, т. е. право на самоуправление. В связи с этим в городах, кроме королевской, была магистратская администрация. Аналогич­ная картина наблюдалась и в частновладельческих городах (Несвиж, Слуцк). Магистраты обладали достаточной властью и значительными средствами. Поэтому ратуши были монументальными, часто камен­ными зданиями.

 

В плане города ратуша занимала центральное место и обычно рас­полагалась па площади, от которой брали начало основные улицы, пе­реходящие в загородные дороги. Часто ратуши блокировались с тор­говыми рядами (Несвиж, Гродно, Шклов) или находились поблизости от них (Минск, Пинск, Полоцк, Чаусы).

Более типичны для ратуши здания с башней, на которой помеща­лись часы, колокол и наблюдательная площадка. В Могилевской ра­туше многоярусная башня с наружной лестницей выступала вперед от самого здания и лишь одной стороной примыкала к нему; в Шкловской она перемещена в центр здания и поднимается над самой кры­шей; в Чечерской заканчивает центрический объем здания; в Шерешевской башня, напоминающая купол, носит чисто декоративный ха­рактер: она способствует выделению ратуши из жилой застройки. Убранство башен выгодно отличалось от скромных зданий самих ратуш богатой пластикой декорации.

 

 

Собственно здания ратуши были разнообразны по планировке и архитектуре: здесь встречаются и массивные объемные образова­ния (Несвиж), и протяженные, замкнутые с торговыми рядами ком­позиции (Шклов), и скромные по размерам здания, близкие к город­скому жилому дому (Слоним).

 

Одной из древнейших является ратуша в Несвиже. Она была по­строена в конце XVI в., когда город по «привилею» Стефана Батория в 1586 г. получил самоуправление и стал до известной степени само­стоятельным в финансовом отношении. Тогда же при ратуше были построены торговые ряды. С XVII в. несвижская ратуша перестраи­валась и к XIX в. значительно изменила свой облик, особенно башен­ную часть. Последняя раньше была выше, имела хорошо развитую декорацию фасадов и живописный силуэт. Значительные абсолютные размеры и большие плоскости стен при­дают ратуше монументальный вид, близкий крепостному зодчеству XVI—XVII вв. Ратушу с трех сторон окружают торговые ряды, обра­зуя единую архитектурную композицию. Такое решение комплекса логично при островном расположении его па городской площади. В простых и монументальных формах выполнены и торговые ряды. Их фасадные стены по всему периметру обработаны арками, лопат­ками, а в аттиковой части — нишами. Аттик закрывает односкатную крышу, благодаря чему стены торговых рядов со стороны площади кажутся более внушительными.

Из других общественных зданий необходимо остановиться на шко­лах и театрах, которых, к сожалению, до наших дней сохранилось мало. Время появления первых театров установить весьма трудно, ибо первоначально многие из них включались в дворцовый комплекс, составляя с ним неразрывное целое. В самостоятельные здания, теат­ры выделяются только со второй половины XVIII в. Появление школ нового, светского, типа относится к этому же времени и связано с промышленно-культурными преобразованиями. С конца XVIII в., после воссоединения Белоруссии с Россией, школьное строительство приоб­ретает широкий размах.

По инициативе А. Тизенгауза на «городнице» в Гродно в 70—80-х годах XVIII в. открываются школы ветеринаров, землемеров, строи­телей, счетоводов, в которых преподавание велось светскими лицами, преимущественно специалистами-иностранцами. Известна и музы­кальная школа, где обучались крепостные артисты. Ветеринарная школа в дальнейшем была реорганизована в медицинский институт. В этом здании одновременно размещался небольшой кадетский кор­пус. Кроме того, здесь же было задумано создать научный центр с музеем и библиотекой. Поэтому получило распространение и встре­чается во многих источниках второе название школы — «академия».

Комплекс учебного заведения располагался в ботаническом саду и был одной из лучших частей архитектурного ансамбля «городницы».

Здание медицинской школы было построено в 70-х годах XVIII в. как типичное учебное заведение. По сторонам протяженного коридора располагались классы, кабинеты, комнаты преподавателей и подсоб­ные помещения. Две большие шестиугольные аудитории выступают вперед, образуя по фасаду граненые башни. Завершение башен ку­полообразными крышами и перепад высот средней и боковых частей гданля придают живописное очертание постройке. Необходимо отме­тить, что подобная композиция знакома по дворцовым постройкам и большим помещичьим усадьбам с башнеобразными выступами, тра­диции которых относятся еще к крепостным сооружениям. В архи­тектуре здания преобладают черты барокко, проявляющиеся в до­вольно сложном объемно-пространственном построении, живописном силуэте, формах и пр. Вместе с тем исполнение отдельных фрагмен­тов очень лаконично, под стать архитектуре всех построек на «городнице».

Здание гродненской музыкальной школы, или «музыкального фли­геля», относящееся к 70—80-м годам XVIII в., кроме учебных целей, было предназначено для открытых концертов. В первом и втором этажах школы размещались небольшие залы и классы для занятий; общежитие для учащихся и жилье преподавателей были вынесены в мансарду. Изогнутая форма плана здания (из-за которой его часто называли «кривая офицына»), по всей вероятности, была продиктова­на построением архитектурного ансамбля площади на «городнице». Однако вследствие отхода от первоначального замысла ансамбль не получил законченного выражения, и «кривая офицына» не была ком­позиционно поддержана соседними постройками. Архитектура здания была сложной: арки, пилястры, межэтажные пояса, фигурная крыша с изломом усиливали пластическую выразительность фасада. Весь облик этого здания, начиная от абриса плана, характерен для архи­тектуры барокко с ее напряженными скульптурными формами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: