Типы общественных зданий в городах и селах Белоруссии в XVII—XVIII вв. были весьма разнообразны. К ним относились ратуши, торговые ряды, корчмы, цеховые дома, госпитали, театры при дворцах магнатов, цейхгаузы, общественные бани, парикмахерские и пр. Однако общественные постройки до нашего времени сохранились в очень малом количестве. Поэтому представление о них во многих случаях складывается на основании материалов исследователей XIX в. и архивных документов.
Связь с архитектурой соседних жилых зданий отмечается и в облике корчмы «Роскошь» (1765), построенной на главной улице района «городницы» в Гродно. Сооружал ее, как и жилые дома для рабочих и мастеров, архитектор Ю. Мезер. Интересна планировочная композиция корчмы с небольшим парадным двориком, раскрытым на улицу. Такой прием выделяли здание однотипных жилых домов и оправдывался в функциональном отношении. Симметричный план корчмы складывался из трех равновеликих частей: центральной, предназначенной для жилья, и двух боковых, выступающих вперёд, - для конюшен. Жилая часть выделялась своей высотой (она была с мансардой) и пластичным решенном фасада с живописным, криволинейно очерченным щипцом.
Многие белорусские города в течение столетий имели магдебургское право, т. е. право на самоуправление. В связи с этим в городах, кроме королевской, была магистратская администрация. Аналогичная картина наблюдалась и в частновладельческих городах (Несвиж, Слуцк). Магистраты обладали достаточной властью и значительными средствами. Поэтому ратуши были монументальными, часто каменными зданиями.
В плане города ратуша занимала центральное место и обычно располагалась па площади, от которой брали начало основные улицы, переходящие в загородные дороги. Часто ратуши блокировались с торговыми рядами (Несвиж, Гродно, Шклов) или находились поблизости от них (Минск, Пинск, Полоцк, Чаусы).
|
Более типичны для ратуши здания с башней, на которой помещались часы, колокол и наблюдательная площадка. В Могилевской ратуше многоярусная башня с наружной лестницей выступала вперед от самого здания и лишь одной стороной примыкала к нему; в Шкловской она перемещена в центр здания и поднимается над самой крышей; в Чечерской заканчивает центрический объем здания; в Шерешевской башня, напоминающая купол, носит чисто декоративный характер: она способствует выделению ратуши из жилой застройки. Убранство башен выгодно отличалось от скромных зданий самих ратуш богатой пластикой декорации.
Собственно здания ратуши были разнообразны по планировке и архитектуре: здесь встречаются и массивные объемные образования (Несвиж), и протяженные, замкнутые с торговыми рядами композиции (Шклов), и скромные по размерам здания, близкие к городскому жилому дому (Слоним).
Одной из древнейших является ратуша в Несвиже. Она была построена в конце XVI в., когда город по «привилею» Стефана Батория в 1586 г. получил самоуправление и стал до известной степени самостоятельным в финансовом отношении. Тогда же при ратуше были построены торговые ряды. С XVII в. несвижская ратуша перестраивалась и к XIX в. значительно изменила свой облик, особенно башенную часть. Последняя раньше была выше, имела хорошо развитую декорацию фасадов и живописный силуэт. Значительные абсолютные размеры и большие плоскости стен придают ратуше монументальный вид, близкий крепостному зодчеству XVI—XVII вв. Ратушу с трех сторон окружают торговые ряды, образуя единую архитектурную композицию. Такое решение комплекса логично при островном расположении его па городской площади. В простых и монументальных формах выполнены и торговые ряды. Их фасадные стены по всему периметру обработаны арками, лопатками, а в аттиковой части — нишами. Аттик закрывает односкатную крышу, благодаря чему стены торговых рядов со стороны площади кажутся более внушительными.
|
Из других общественных зданий необходимо остановиться на школах и театрах, которых, к сожалению, до наших дней сохранилось мало. Время появления первых театров установить весьма трудно, ибо первоначально многие из них включались в дворцовый комплекс, составляя с ним неразрывное целое. В самостоятельные здания, театры выделяются только со второй половины XVIII в. Появление школ нового, светского, типа относится к этому же времени и связано с промышленно-культурными преобразованиями. С конца XVIII в., после воссоединения Белоруссии с Россией, школьное строительство приобретает широкий размах.
По инициативе А. Тизенгауза на «городнице» в Гродно в 70—80-х годах XVIII в. открываются школы ветеринаров, землемеров, строителей, счетоводов, в которых преподавание велось светскими лицами, преимущественно специалистами-иностранцами. Известна и музыкальная школа, где обучались крепостные артисты. Ветеринарная школа в дальнейшем была реорганизована в медицинский институт. В этом здании одновременно размещался небольшой кадетский корпус. Кроме того, здесь же было задумано создать научный центр с музеем и библиотекой. Поэтому получило распространение и встречается во многих источниках второе название школы — «академия».
|
Комплекс учебного заведения располагался в ботаническом саду и был одной из лучших частей архитектурного ансамбля «городницы».
Здание медицинской школы было построено в 70-х годах XVIII в. как типичное учебное заведение. По сторонам протяженного коридора располагались классы, кабинеты, комнаты преподавателей и подсобные помещения. Две большие шестиугольные аудитории выступают вперед, образуя по фасаду граненые башни. Завершение башен куполообразными крышами и перепад высот средней и боковых частей гданля придают живописное очертание постройке. Необходимо отметить, что подобная композиция знакома по дворцовым постройкам и большим помещичьим усадьбам с башнеобразными выступами, традиции которых относятся еще к крепостным сооружениям. В архитектуре здания преобладают черты барокко, проявляющиеся в довольно сложном объемно-пространственном построении, живописном силуэте, формах и пр. Вместе с тем исполнение отдельных фрагментов очень лаконично, под стать архитектуре всех построек на «городнице».
Здание гродненской музыкальной школы, или «музыкального флигеля», относящееся к 70—80-м годам XVIII в., кроме учебных целей, было предназначено для открытых концертов. В первом и втором этажах школы размещались небольшие залы и классы для занятий; общежитие для учащихся и жилье преподавателей были вынесены в мансарду. Изогнутая форма плана здания (из-за которой его часто называли «кривая офицына»), по всей вероятности, была продиктована построением архитектурного ансамбля площади на «городнице». Однако вследствие отхода от первоначального замысла ансамбль не получил законченного выражения, и «кривая офицына» не была композиционно поддержана соседними постройками. Архитектура здания была сложной: арки, пилястры, межэтажные пояса, фигурная крыша с изломом усиливали пластическую выразительность фасада. Весь облик этого здания, начиная от абриса плана, характерен для архитектуры барокко с ее напряженными скульптурными формами.