Этапы и контрольные точки




Основные положения

Наименование направления Международная кооперация и экспорт
Краткое наименование проекта Экспорт российского образования Срок начала и окончания проекта 24.05.2017 – 15.11.2025
Куратор проекта О.Ю.Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Старшее должностное лицо (СДЛ)
Функциональный заказчик Министерство экономического развития Российской Федерации
Руководитель проекта П.С.Зенькович, Статс-секретарь – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Исполнители и соисполнители мероприятий проекта Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Министерство труда Российской Федерации Россотрудничество АО «Российский экспортный центр» Инновационный центр «Сколково»
Разработчик паспорта проекта Ш.В.Тагирова (к.пол.н.), референт, Минобрнауки России

Содержание приоритетного проекта

Цель проекта Увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счёт повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке.
  Показатель Тип показателя Базовое значение Период, год
                 
Показатели проекта и их значения по годам 1. Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, тыс. чел.[1] Основной Всего 200,0 (тыс.)[2] 220,0 240,0 260,0 310,0 400,0 450,0 520,0 600,0 710,0
По государственным стипендиям: 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0
Дополнительные образовательные программы: 70,0 70,0 90,0 100,0 120,0 145,0 175,0 210,0 245,0 290,0
По контракту: 135,0 135,0 135,0 145,0 175,0 240,0 260,0 295,0 340,0 405,0
2. Объёмы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования (млн. руб.) Основной 70000,0 84744,0 96203,0 107824,0 135370,0 182423,0 211461,0 252858,0 303011,0 373147,0
3. Увеличение числа иностранных школьников, прошедших обучение рамках реализации программ дополнительного образования, %[3] Второй уровень                    
  4. Количество иностранных слушателей онлайн-курсов, в том числе, на русском языке, предлагаемых российскими образовательными организациями, (млн. чел)[4] Второй уровень 1,0 1,1 1,3 1,6 1,9 2,2 2,5 2,8 3,1 3,5

 

Результаты проекта 1. 1. Совершенствование и развитие российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы приёма, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок на время обучения на территории Российской Федерации»: - разработан и введен в действие стандарт «Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации», устанавливающий порядок приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в российских образовательных организациях; - оптимизирована система признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе; - усовершенствовано российское законодательство в части процедуры въезда, выезда, пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок иностранных граждан и лиц без гражданства на время их обучения на территории Российской Федерации; - оптимизировано миграционное законодательство в части процедуры въезда, выезда, пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок иностранных преподавателей и административных сотрудников образовательных организаций на время их официального трудоустройства на территории Российской Федерации; - усовершенствовано налоговое законодательство в части налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества. 2. Создание комплекса мер по повышению привлекательности образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских образовательных организациях и научных центрах: - создан механизм взаимодействия российских министерств и ведомств, предприятий и организаций по подготовке и переподготовке кадров для создаваемых за рубежом с участием Российской Федерации объектов внешнеэкономического сотрудничества, включая образовательные организации; - обеспечено расширение доступа соотечественников к получению образования в российских образовательных организациях высшего образования; - создан Консорциум вузов, обеспечивающий организационное и методическое сопровождение внедрения целевой модели деятельности российского вуза по экспорту образования; - внедрена целевая модель деятельности российского вуза по экспорту образования (в 2018 году в 20 вузах; в 2019 в 40 вузах; в 2020 в 100 вузах; в 2021 – в программы развития всех российских вузов); - разработан и используется в мониторинге эффективности деятельности российских вузов индекс экспортной активности вуза; - разработаны и внедрены механизмы по привлечению талантливых иностранных студентов, лиц без гражданства и иностранных выпускников российских образовательных организаций высшего образования к работе на территории Российской Федерации; - разработана и используется в мониторинге методика учёта востребованности иностранными школьниками летних российских программ дополнительного образования; - созданы условия для развития новых форм межвузовского сотрудничества в области создания совместных образовательных программ (франчайзинг, валидация и др.); - разработаны и реализуются планы по развитию и усовершенствованию образовательных программ на английском языке в российских вузах; - обеспечено продвижение программ онлайн-обучения российских образовательных организаций для иностранных граждан; - разработана единая информационная система в сети Интернет для привлечения на обучение иностранных граждан и обеспечение их удобными средствами навигации по российским образовательным организациям и научным центрам; - обеспечен постоянный мониторинг качества реализации образовательных программ и предоставления сервисных услуг для иностранных студентов в российских университетах; - обеспечено международное признание российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счёт их международной аккредитации и сертификации; - разработаны карты образовательных туристических маршрутов, обеспечено информационное сопровождение обучающихся; - на постоянной основе реализуются международные летние программы дополнительного образования на базе российских образовательных организаций; - реализуется система поддержки российских школьников, оказавшихся в других странах. 3. Создание благоприятных условий для пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации: - создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций; - в российских вузах действуют международные службы, обеспечивающие содействие в организации быта, реализации образовательных туристических маршрутов, образовательных программ иностранным обучающимся. 4. Продвижение «бренда» российского образования на международном образовательном рынке: - эффективно работает механизм продвижения российского образования в разных странах через сеть российских дипломатических представительств, представительств Россотрудничества, российских центров науки и культуры за рубежом и других российских акторов международной деятельности, действующих на территории иностранных государств; - действует система поддержки по совершенствованию механизма взаимодействия с иностранными выпускниками российских образовательных организаций; - создана и апробирована система централизованного представления российского образования на международных образовательных выставочных площадках (обеспечивается участие во всех ведущих международных образовательных выставках); - информация о российском образовании представлена в ведущих российских и зарубежных СМИ (запущены информационные блоки и программы о российском образовании в не менее 10-ти ведущих мировых СМИ).
Описание модели функционирования результатов проекта 1. Совершенствование и развитие российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы приёма, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок на время обучения в России позволит обеспечить эффективное решение ряда общесистемных проблем с учётом приоритетов, потребностей и запросов как Российской Федерации, так и иностранных партнёров. Проведенный анализ свидетельствует, что миграционная политика государства оказывает существенное влияние на выбор страны обучения. Усовершенствованное российское законодательство обеспечит прозрачность внутренних и внешних административных процедур для иностранных абитуриентов, создав тем самым более доступные условия к получению российского образования иностранными гражданами и лицами без гражданства. Кроме того, будет способствовать усилению интеграционных процессов между российскими и иностранными образовательными и научными организациями, реализации совместных научных и образовательных проектов, в том числе, путём оптимизации требований российского налогового законодательства для международных образовательных и научных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации. С этой целью будет создана межведомственная рабочая группа с участием, в том числе представителей академического сообщества и государственных корпораций. Межведомственная рабочая группа проведет анализ существующего законодательства в различных областях и выработает соответствующие рекомендации по его оптимизации. Минобрнауки России совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации проведут работу по внесению поправок в российскую нормативно-правовую базу. Отдельное внимание будет уделено совершенствованию процедуры трудоустройства иностранных граждан в российские образовательные организации преподавателями и административными сотрудниками. 2. Реализация мероприятий по разработке комплекса мер по повышению привлекательности образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских образовательных организациях и научных центрах позволит обеспечить развитие и поддержку различных видов и форм образовательных программ, в том числе совместных/сетевых, а также программ повышения квалификации для иностранных граждан как формы заинтересованного участия государства, бизнеса, академических объединений в реализации международного сотрудничества. Будет создана межведомственная рабочая группа с участием, в том числе, представителей бизнеса, государственных корпораций, академического сообщества. Межведомственная рабочая группа разработает механизм взаимодействия российских министерств и ведомств, предприятий и организаций по повышению привлекательности российских образовательных программ, в том числе, программ дополнительного образования для иностранных специалистов, а также разработает наиболее оптимальную модель их реализации с учётом международных стандартов и требований. Данная мера направлена на обеспечение внутрироссийской межведомственной согласованности действий по повышению конкурентоспособности, в том числе, в части запуска крупных государственных и межгосударственных научно-образовательных инициатив, российского образования на международном образовательном рынке. Будет реализован комплекс мер по поддержке российских школьников, оказавшихся в других странах, в том числе путём продвижения программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста. Разработана и запущена программа «Послы Российского Образования», где наиболее выдающиеся иностранные студенты российских университетов будут продвигать российское образование на ведущих международных площадках и платформах. С целью достижения наиболее оптимальных результатов будет создан Консорциум российских университетов (не менее 20), который обеспечит точки роста экспорта российского образования. В показатели эффективности деятельности ректоров российских вузов включен показатель экспортной активности. 3. В результате создания благоприятных условий для иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации в российский образовательных организаций будет обеспечено наличие высококвалифицированных сотрудников международных служб, обладающих необходимым уровнем языковой компетенции, знающих международные требования и стандарты к обеспечению социально-экономических и бытовых условий пребывания в кампусе иностранных студентов на время их обучения. 4. Реализация мероприятий по продвижению «бренда» российского образования на международном образовательном рынке позволит осуществить концентрацию ресурсов на решении приоритетных задач стратегического развития экспорта российского образования. Будет разработана дорожная карта продвижения российского образования за рубежом, что позволит систематизировать информационно-просветительскую работу, в том числе путём разработки рекомендаций российским образовательным организациям по продвижению российских образовательных программ по итогам проведенных маркетинговых исследований международного образовательного рынка. Исследования будут проводиться специализированными организациями по заказу Минобрнауки России и Минэкономразвития России. Результатом таких действий станет достижение синергетического эффекта от использования различных инструментов при решении задач комплексного продвижения российского образования за рубежом. К продвижению бренда российского образования будут привлечены ведущие мировые РК-агентства.

Этапы и контрольные точки

Наименование Тип (завершение этапа)/ контрольная точка результата/контрольная точка показателя Срок
1. Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена Контрольная точка результата 15 ноября 2018 г.
2. Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена Контрольная точка результата 15 ноября 2019 г.
3. Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена Контрольная точка результата 15 ноября 2020 г.
4. Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена Контрольная точка результата 15 ноября 2021 г.
5. Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена Контрольная точка результата 15 ноября 2022 г.
6. Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена Контрольная точка результата 15 ноября 2023 г.
7. Ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга осуществлена Контрольная точка результата 15 ноября 2024 г.
8. Совершенствование и развитие российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы приёма, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания, трудоустройства и стажировок на время обучения на территории Российской Федерации осуществлено Завершение этапа 15 ноября 2022 г.
9. Дорожная карта по совершенствованию российской нормативно-правовой базы разработана и утверждена Контрольная точка результата 15 августа 2017 г.
10. I-й этап внесения поправок в национальное законодательство в части оптимизации условий экспорта российского образования проведен Контрольная точка результата 15 апреля 2018 г.
11. Стандарт «Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации» разработан и введен в действие Контрольная точка результата 15 ноября 2018 г.
12. Комплекс мер по систематизации признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе разработан Контрольная точка результата 15 ноября 2018 г.
13. II-й этап внесения поправок в национальное законодательство в части оптимизации условий экспорта российского образования осуществлен Контрольная точка результата 15 апреля 2019 г.
14. III-й этап внесения поправок в национальное законодательство в части оптимизации условий экспорта российского образования осуществлен Контрольная точка результата 15 апреля 2020 г.
15. Отбор российских университетов для создания Консорциума опорных университетов-экспортеров, деятельность которых направлена на внедрение целевой модели деятельности российского вуза по экспорту образования, осуществлен Контрольная точка результата 15 июля 2017 г.
16. Консорциум опорных университетов-экспортеров создан Контрольная точка результата 15 августа 2017 г.
17. Целевые модели деятельности российских вузов по экспорту образования разработаны и утверждены Контрольная точка результата 15 ноября 2017 г.
18. Стратегия деятельности Консорциума опорных университетов-экспортеров, основанная на целевой модели экспорта, разработана и утверждена Контрольная точка результата 15 марта 2018 г.
19. Индекс экспортной активности российского вуза разработан и включен в паспорт приоритетного проекта; критерии и механизм оценки результатов реализации программ экспорта университетов, участвующих в приоритетном проекте, утверждены и внесены в сводный план/ паспорт проекта Контрольная точка результата 15 октября 2017 г.
20. Мероприятия по сертификации и аккредитации профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне включены в сводный план Контрольная точка результата 15 октября 2017 г.
21. Мероприятия по созданию мер поддержки российских школьников, оказавшихся в других странах, в т.ч. продвижение программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста, включены в сводный план Контрольная точка результата 15 октября 2017 г.
22. Механизм взаимодействия, в т.ч. с участием государственных корпораций, на рынке профессионального и корпоративного образования, разработан Контрольная точка результата 15 ноября 2017 г.
23. Существующая информационная система Russia.study, обеспечивающая привлечение иностранных студентов в Российскую Федерацию (развитие языковой платформы с 3-х до 10 языков, расширение информационного блока, включение сервисов по выбору и контакту с вузами, оплате обучения и сопровождения) оптимизирована Контрольная точка результата 1 марта 2018 г.
24. Вывод на международное образовательное пространство первых десяти образовательных программ в дистанционном формате на иностранных языках осуществлен Контрольная точка результата 1 сентября 2018 г.
25. Программа «Послы Российского Образования» разработана и запущена Контрольная точка результата 15 октября 2018 г.
26. Механизм привлечения наиболее талантливых иностранных граждан для обучения в российских образовательных организациях разработан, включен в сводный план для реализации российскими вузами Контрольная точка результата 15 ноября 2018 г.
27. Программа «Образовательные туристические маршруты России» разработана и запущена Контрольная точка результата 15 февраля 2019 г.
28. Условия для проведения международных летних программ дополнительного образования на базе российских вузов оптимизированы Контрольная точка результата 15 марта 2019 г.
29. Методика учёта востребованности иностранными школьниками летних российских программ дополнительного образования разработана, мероприятия по сбору, обработке и использованию данных включены в сводный план проекта Контрольная точка результата 30 ноября 2017 г.
30. Рекомендации по продвижению летних российских программ дополнительного образования среди иностранных школьников разработаны и направлены в образовательные организации (по перечню) Контрольная точка результата 15 октября 2018 г.
31. Нормативно-правовая база для реализации программ трансграничного образования (франчайзинг, валидация и др.) на территории Российской Федерации разработана Контрольная точка результата 15 апреля 2019 г.
32. Рекомендации по обеспечению международного признания российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счёт их международной аккредитации и сертификации, разработаны Контрольная точка результата 15 мая 2019 г.
33. Учебные смены в ВДЦ «Орленок», «Смена», «Океан», МДЦ «Артек» для школьников из-за рубежа запущены Контрольная точка результата 15 мая 2018 г.
34. Оптимизация механизма функционирования единой системы сертификации по русскому языку осуществлена Контрольная точка результата 1 сентября 2020 г.
35. Сертификация и аккредитация профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне, обеспечена Контрольная точка результата 15 октября 2020 г.
36. Выход на рынок международных стандартизированных экзаменов школьного, университетского и профессионального типа, а также развитие взаимодействия с ведущими международными операторами по продвижению стандартизированного экзамена на знание русского языка выполнен Контрольная точка результата 15 июня 2021 г.
37. Механизм оказания поддержки российских школьников, оказавшихся в других странах, в т.ч. продвижение программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста, разработан и запущен Контрольная точка результата 15 июня 2021 г.
38. Условия пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации усовершенствованы Завершение этапа 20 июня 2025 г.
39. Мероприятия по оптимизации условий пребывания иностранных студентов на территории Российской Федерации включены в сводный план Контрольная точка результата 15 октября 2017 г.
40. Программа «Благоприятная среда для иностранных учащихся», включая электронную, ориентационную, презентационную составляющие, туристический страноведческий компонент разработана и запущена Контрольная точка результата 15 октября 2018 г.
41. Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций создан, план его работы, включая формат региональной сети представительств, утвержден Контрольная точка результата 15 сентября 2017 г.
42. Региональная сеть представительств Центра компетенций создана Контрольная точка результата 15 сентября 2019 г.
43. Мероприятия по участию в ведущих конгрессно-выставочных мероприятиях включены в сводный план Контрольная точка результата 15 июля 2017 г.
44. Мероприятия по продвижению российского образования на международном рынке, в том числе, в сети Интернет, включены в сводный план Контрольная точка результата 15 октября 2017 г.
45. 1-й этап маркетинговых исследований международного образовательного рынка, в том числе разработка маркетинговых рекомендаций российским образовательным организациям по продвижению образовательных программ на международном образовательном рынке, проведен Контрольная точка результата 15 февраля 2018 г.
46. Скоординированный механизм представления информации о российском образовании в ведущих российских и зарубежных СМИ разработан Контрольная точка результата 15 апреля 2018 г.
47. 11-й этап маркетинговых исследований международного образовательного рынка проведен Контрольная точка результата 15 февраля 2022 г.
48. Проект завершен, итоговый отчет утвержден Контрольная точка результата 15 ноября 2025 г.

4. Бюджет приоритетного проекта [5]

Источники финансирования Год реализации Всего
                 
Бюджетные источники млн. руб. Федеральный бюджет   492,5 848,1 889,4 894,6 798,7 583,9 436,3 28,2 4972,1
Бюджеты субъектов Российской Федерации                    
Местные бюджеты органов местного самоуправления                    
Внебюджетные источники, млн. руб.                    
Итого:   492,5 848,1 889,4 894,6 798,7 583,9 436,3 28,2 4972,1


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: