Определение межличностной приемлемости учащихся класса
Данная методика может быть использована для изучения межличностных отношений в классном коллективе (преимущественно в старших классах школы), уровня его сплоченности, социально-психологического статуса каждого члена класса, в том числе официальных лидеров.
Процедура обследования. Каждому ученику класса раздаются специальные бланки (см. таблица 1) и предлагается оценить своих одноклассников по пяти критериям по принципу: этого человека я в классе 1) оставил бы обязательно; 2) хотел бы оставить; 3) мог бы оставить, а мог и не оставить (все равно); 4) скорее всего не оставил бы; 5) ни в коем случае не оставил бы.
При обработке собранных бланков положительное отношение школьника к своим товарищам по классу (первый и второй критерии) оцениваются баллами +2 и +1, нейтральное отношение (третий критерий) оценивается баллом 0 и отрицательное отношение (четвертый и пятый критерии) баллами -1 и -2. Полученные данные оформляются в виде таблицы-матрицы межличностной приемлемости.
Бланк оценок
Если бы вам была предоставлена возможность заново скомплектовать коллектив класса, в котором Вы сейчас учитесь, то как бы Вы поступили?
Просим Ваше личное мнение в отношении каждого ученика класса отметить крестиком или галочкой в соответствующей графе приводимой ниже таблицы. Анонимность и неразглаша емость Ваших ответов гарантируется.
Таблица 1
№ п/п | Фамилия ученика | Оставил бы обязательно | Хотел бы оставит | Мог бы оставить, а мог и не оставить (все равно) | Скорее всего не оставил бы | Ни в коем случае ни оставил бы |
1. | Авдеева | + | ||||
2. | Бальжиева | + | ||||
3. | Горпиненко (староста) | + | ||||
4. | Дудкин | + | ||||
5. | Кузема | |||||
6. | Лето | + | ||||
7. | Петкевич | + | ||||
8. | Савенко | + | ||||
9. | Скосырская | + | ||||
10. | Старченко (профорг) | + | ||||
11. | Черкалова | + | ||||
12. | Шеметова | + |
Примечание: Бланк заполнен учащимся под №5 (Кузема), поэтому в нем отсутствуют оценки собственной личности. Они даются другими учащимися класса.
|
Матрица межличностной приемлемости
№ п/п | Кто оценивает | Кого оценивают | Сумма | Ap | |||||||||||
1. | Авдеева | +1 | +1 | +1 | +1 | -1 | +1 | -1 | +1 | +4 | 0,18 | ||||
2. | Бальжиева | +1 | +1 | +1 | +1 | -1 | +1 | +1 | +1 | -1 | +5 | 0,22 | |||
3. | Горпиненко | +2 | +2 | -1 | +1 | +1 | +2 | +7 | 0,31 | ||||||
4. | Дудкин | +2 | +2 | +2 | +1 | +1 | +1 | +2 | +2 | +13 | 0,59 | ||||
5. | Кузема | +1 | +2 | -2 | +2 | +1 | +1 | +2 | +7 | 0,31 | |||||
6. | Лето | -1 | -1 | +1 | +1 | +1 | -1 | -1 | +1 | -1 | -1 | -0,05 | |||
7. | Петкевич | +2 | +1 | +2 | +2 | +2 | +1 | +1 | +2 | +1 | +14 | 0,63 | |||
8. | Савенко | +1 | +1 | +2 | +1 | +1 | +2 | +8 | 0,36 | ||||||
9. | Скосырская | +1 | +2 | +2 | -1 | -1 | +2 | -1 | +4 | 0,18 | |||||
10. | Старченко | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +22 | 1,0 | |
11. | Черкалова | +2 | +1 | -1 | +2 | -2 | -2 | +2 | +1 | +1 | +4 | 0,18 | |||
12. | Шеметова | +2 | +1 | +2 | +2 | -1 | -1 | +1 | +6 | 0,27 | |||||
Сумма | +15 | +9 | +13 | +6 | +18 | -4 | +7 | -3 | +6 | +7 | +12 | +7 | |||
Аgr | 0,68 | 0,4 | 0,59 | 0,27 | 0,81 | -0,18 | 0,31 | -0,13 | 0,27 | 0,31 | 0,54 | 0,31 |
|
На основании представленных в матрице данных можно рассчитать следующие показатели:
А) Коэффициент приемлемости индивида (учащегося) коллективом класса (группой) по формуле: Agr =
Agr - коэффициент приемлемости индивида группой;
- сумма набранных баллов (определяется путем вычитания из суммы положительных баллов суммы отрицательных)4
n- количество учащихся в группе.
Б) Коэффициент приемлемости индивидом группы:
Ap =
Ap - коэффициент приемлемости индивидом группы (класса);
- сумма набранных баллов;
n - количество учащихся в группе.
В нашем примере Ар у всех учащихся положительный, кроме учащегося под №6 (Лето), который не приемлет коллектив класса. А имеет как положительные, так и отрицательные значения. Положительные значения колеблются в довольно значительном диапазоне: от +0,27 до +0,81. Отрицательные коэффициенты имеют учащиеся под №6 (лето) и под №8 (Савенко), при чем последняя приемлет коллектив класса, но класс ее не приемлет. Первая же и сама не приемлет группу и группа ее тоже не приемлет.
Социально-психологический статус официального лидера (старосты) достаточно высок – коэффициент приемлемости равен 0,59. У профорга же класса этот показатель достаточно низкий – 0,31. Вместе с тем есть в коллективе и неофициальный лидер (учащийся под №5). Его коэффициент очень высок – 0,81, однако, в официальный актив класса этот учащийся не входит. Для наглядности данные о положении каждого учащегося в системе межличностных отношений можно представить в виде графика.