Психологические особенности дошкольного возраста
Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
3-4 года – самоутверждение;
возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» (Я сам, нарциссизм);
Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры)
5-6 лет:
- гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека;
- развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;
- развитие практического мышления (конструкторы);
- развитие способностей рисования, музыкальных способностей (петь, танцевать, понимать музыку);
- эгоцентризм мышления;
- развитие восприятия (усвоение перцептивных действий), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным);эмоционального и информационного воздействия на личность ребёнка, передачи жизненного и морального опыта людей);
- развитие воли, произвольности действий;
- любознательность (4-5 лет – «почемучки»);
- развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению);
- детские рисунки носят экспрессионистский характер – ребёнок изображает не то, что видит, а то, что переживает – свои эмоции и чувства (Выгодский рассматривает рисунок как своеобразную речь, как средство осмысления и выражения переживаний ребёнка);
- развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам до 14т. слов) и эгоцентрической речи (помогает ему планировать свою деятельность в 4-5 лет), затем перерастает во внутреннюю речь;
|
- развитие мышления на дооперационном уровне (Пиаже), постепенный переход к операционному уровню;
- интерес к половым органам, к рождению детей, фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года); формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет);
- формирование инициативности, целеустремлённости, активности, предприимчивости, самостоятельности;
- в случае негативного хода развития, формирование пассивности, чувства вины.
Формирование новообразований
- возникновение первого цельного детского мировоззрения;
- возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);
- возникновение соподчинения мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);
- возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять своими поступками и поведением);
- возникновение личного сознания (начало самооценки);
- формирование готовности к школе (результат общего психического развития ребёнка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребёнка);
- произвольность поведения – умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
- учебная мотивация (желание учиться, а не играть), эмоциональная устойчивость;
- в интеллектуальной сфере – концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев);
|
- в личностной и социальной сфере – способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.
Работа педагога с детьми этого возраста.
Исследование последних лет показали, что маленький ребёнок очень пластичен и легко обучаем. Он освоит гораздо больше, чем считали ранее, однако возможности имеют границы, они ограничены рядом его возрастных психофизических особенностей.
Развивающие занятия с детьми не должны быть строгими учебными. Смысл занятий – продвинуть вперёд психическое развитие ребёнка, совершенствовать его восприятие, память, речь. Необходимо всё это развивать, это ляжет в основу успешного освоения ребёнком учебной программы.
Обучение дошкольников, возможно в форме дидактических игр (обучающие), непосредственных наблюдений, практических занятий, различные виды практической и изобразительной деятельности, но не в форме традиционного школьного урока.
Основой должна стать сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра – это специфическая и содержательная, со своими побудительными мотивами и способами действия. Игра способствует развитию психических функций, личностных качеств, приобретению умений общения и взаимодействия со сверстниками.
В дошкольном возрасте память играет ведущую роль. А с её развитием появляется образное мышление.