Работа педагога с детьми этого возраста.




Психологические особенности дошкольного возраста

Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

3-4 года – самоутверждение;

возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» (Я сам, нарциссизм);

Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры)

5-6 лет:

- гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека;

- развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;

- развитие практического мышления (конструкторы);

- развитие способностей рисования, музыкальных способностей (петь, танцевать, понимать музыку);

- эгоцентризм мышления;

- развитие восприятия (усвоение перцептивных действий), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным);эмоционального и информационного воздействия на личность ребёнка, передачи жизненного и морального опыта людей);

- развитие воли, произвольности действий;

- любознательность (4-5 лет – «почемучки»);

- развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению);

- детские рисунки носят экспрессионистский характер – ребёнок изображает не то, что видит, а то, что переживает – свои эмоции и чувства (Выгодский рассматривает рисунок как своеобразную речь, как средство осмысления и выражения переживаний ребёнка);

- развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам до 14т. слов) и эгоцентрической речи (помогает ему планировать свою деятельность в 4-5 лет), затем перерастает во внутреннюю речь;

- развитие мышления на дооперационном уровне (Пиаже), постепенный переход к операционному уровню;

- интерес к половым органам, к рождению детей, фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года); формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет);

- формирование инициативности, целеустремлённости, активности, предприимчивости, самостоятельности;

- в случае негативного хода развития, формирование пассивности, чувства вины.

 

Формирование новообразований

- возникновение первого цельного детского мировоззрения;

- возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);

- возникновение соподчинения мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);

- возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять своими поступками и поведением);

- возникновение личного сознания (начало самооценки);

- формирование готовности к школе (результат общего психического развития ребёнка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребёнка);

- произвольность поведения – умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;

- учебная мотивация (желание учиться, а не играть), эмоциональная устойчивость;

- в интеллектуальной сфере – концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев);

- в личностной и социальной сфере – способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.

Работа педагога с детьми этого возраста.

Исследование последних лет показали, что маленький ребёнок очень пластичен и легко обучаем. Он освоит гораздо больше, чем считали ранее, однако возможности имеют границы, они ограничены рядом его возрастных психофизических особенностей.

Развивающие занятия с детьми не должны быть строгими учебными. Смысл занятий – продвинуть вперёд психическое развитие ребёнка, совершенствовать его восприятие, память, речь. Необходимо всё это развивать, это ляжет в основу успешного освоения ребёнком учебной программы.

Обучение дошкольников, возможно в форме дидактических игр (обучающие), непосредственных наблюдений, практических занятий, различные виды практической и изобразительной деятельности, но не в форме традиционного школьного урока.

Основой должна стать сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра – это специфическая и содержательная, со своими побудительными мотивами и способами действия. Игра способствует развитию психических функций, личностных качеств, приобретению умений общения и взаимодействия со сверстниками.

В дошкольном возрасте память играет ведущую роль. А с её развитием появляется образное мышление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: