Строительные материалы, конструкции и архитектурные формы, объемно-пространственные композиции, художественные приемы в зодчестве Беларуси XI–XII вв.




Техника кладки и строительные материалы – это один из основных критериев, по которому при изучении культовой архитектуры можно охарактеризовать тот или иной памятник, более того, зачастую техника кладки является единственным указанием на то, кто был строителем памятника архитектуры.

Итак, основным строительным материалом византийцев был плоский квадратный хорошо обожжённый кирпич, который называется плинфой. Его толщина не превышала 5 см. При кладке использовался густой известковый раствор с добавлением толчёного кирпича – цемянки, что придавало раствору характерный розоватый цвет. Швы при кладке делали равными плинфе по толщине. Византийская кладка, как правило, была чисто плинфовой, хотя иногда для укрепления конструкции и усиления декоративного эффекта несколько рядов плинфы чередовались с рядом тёсаного камня или мрамора. В научной литературе византийскую кладку принято называть кладкой со скрытым или утопленным рядом, поскольку каждый второй ряд плинфы устанавливали с некоторым отступом от внешней поверхности стены фасада и снаружи прикрывали слоем цемянки (рисунок 1). Такая техника придавала архитектуре оригинальную живописную поверхность в виде полос разного цвета.

Рисунок 1- Поперечный разрез стены при кладке со скрытым рядом

В XI веке в традициях византийской архитектуры на славянских землях было возведено три Софийских собора: Киевский (1017–1037 гг.), Новгородский (1045–1052 гг.) и Полоцкий (1044–1066 гг.). Считается, что строительные артели во всех случаях возглавляли греческие мастера, под руководством которых, возможно, работали и местные зодчие. Основным строительным материалом во всех случаях выступала плинфа, наряду с которой, однако, использовали и камень. Такой вид кладки в научной литературе получил название смешанной кладки. Широкое использование камня объяснялось не только желанием заменить более дорогой материал – плинфу, но и стремлением повысить декоративные качества архитектуры.

Плинфа полоцкой Софии изготавливалась из хорошо промешанной глины красного цвета, которая имела высокую степень обжига (рисунок 2). Пять граней полоцкой плинфы были гладкими, а шестая – шероховатая. Некоторые плинфы имели на гранях рельефные знаки – трезубца, пятиконечной звезды и др.

Рисунок 2 - Софийский собор в Полоцке. Фрагмент кладки. XI в

XII век можно считать новым этапом в развитии славянской культовой архитектуры. Существенные изменения произошли как в архитектурных формах, так и строительных материалах, и технике кладки. Отдельные города (Киев, Чернигов и некоторые другие) перешли на технологию равнослойной кладки, при которой все ряды плинф выходили на поверхность стены, которая либо оставалась открытой, либо была затёрта раствором (ил. 3).

Рисунок 3 - Графическое изображение равнослойной кладки стен

На белорусских землях в XII в. формируются местные архитектурные школы: полоцкая и гродненская, традиции которых, в том числе и в технике кладки, резко отличались от традиций современной им киевской архитектуры.

Так, памятники полоцкой школы (Борисоглебская церковь Бельчицкого монастыря, Спасская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря и другие храмы) свидетельствуют о сознательном следовании местных архитекторов традициям Софийского собора в Полоцке, а именно, применение кладки из плинфы с утопленным рядом и добавлением цемянки в раствор. Например, кладка стен Большого собора Бельчицкого монастыря представляла собой чередование выступающих и скрытых рядов плинфы, и при этом утопленный ряд был прикрыт полосой штукатурки. Такая установка, возможно, была связана со становлением Полоцка как самостоятельного политического и культурного центра и стремлением белорусских зодчих создавать храмы, отличающиеся от киевских.

На этом фоне ярким своеобразием отличается техника кладки Благовещенской церкви в Витебске XII века (рисунок 4). Основными материалами при её возведении были чередующиеся ряды плинфы и местного жёлтого известняка (доломита). Плинфовая кладка была равнослойной, с перевязкой вертикальных швов. Дополнительно в ней были выявлены два яруса дубовых связанных конструкций, которые опоясывали здание по периметру. Стены не были оштукатурены, в результате чего, сочетания камня и плинфы создавали живописную полихромную гамму фасадов.

Рисунок 4 - Благовещенская церковь в Витебске. Фрагмент кладки. XII в

Примером гродненской школы архитектуры XII века служит Коложская (Борисоглебская) церковь в Гродно (ил. 5). Стены этого храма были возведены из плинфы в технике равнослойной кладки. В нижнюю часть стен были включены крупные камни разных цветов, выше которых кладка дополнялась майоликовыми плитками, образующими различные орнаментальные композиции, среди которых особенно выделяются крестообразные. Во внутреннюю поверхность стены Коложской церкви были встроены керамические кувшины – голосники, предназначенные для улучшения акустики здания и одновременно с этим выполняющие своеобразную роль декора интерьера церкви.

Что касается самих форм зданий и конструкций, декоративных приемов, то активные контакты жителей местечек и малых городов с крупными экономическими центрами, получение информации о появляющихся новых материалах (кирпич, известь, кровельное железо и т.д.), безусловно, позволяли местным ремесленникам предлагать соответствующие решения и выполнять все пожелания заказчиков.

Тем не менее, увеличение размеров зданий, прежде всего решение проблем перекрытия достаточно больших пролетов (до 15 м), потребовало внесения изменений в конструкции стен, покрытий и перекрытий. Но это происходило в рамках совершенствования конструкций, широко известных в данной местности, что, в свою очередь, содействовало созданию схожих образных архитектурно-художественных решений как в сельской местности, так и в небольших городах и местечках.

Показателен в этом плане процесс развития декоративных особенностей архитектуры. Жители городов имели возможность раньше крестьян получить в свое распоряжение пиломатериалы. В архитектуре это сказалось прежде всего на изменении принципов конструирования мебели, на появлении удобной доски для обшивки стен и фронтонов.

Приближения к цельности и монолитности, что обеспечивалось мерами по упрощению сложных и многообразных связей. Для архитектуры это предопределяло заказ на формирование среды для достаточно однотипного поведения человека.

Культовая архитектура. Наиболее характерным являлся трехнефный четырехстолпный вариант церкви с одной главкой, толстыми стенами и небольшим числом узких оконных проемов-щелей. Интерьеры храмов украшались фресками. Широкое развитие получают конструктивные и декоративные приемы, основанные на использовании местных строительных материалов.

Жилая и хозяйственная архитектура. Преобладающий тип построек – срубный наземный однокамерный дом площадью от 12 до 25 кв.м. В плане квадратные. Срубная конструкция – «в обло с остатком», реже более сложная конструкция «в лапу». Первые венцы толстых бревен сруба клались прямо на землю, а иногда на каменные валуны или деревянные плахи. Полы были дощатые, реже земляные. Подпольев в домах не обнаруживается. Жилье имело протяженность стен от 3,2 до 4,4м, материал – сосна и дуб. Сохранились постройки на 7-12 венцов, что позволяет судить об объемной композиции сооружений, форме и размерах дверных и оконных проемов, деталях дощатых крыш и т.д. Имеются сведения о планировочном многообразии городских жилых домов срубной конструкции в зависимости от характера занятий и степени состоятельности их обитателей. Столбовая конструкция отмечалась в хозяйственных постройках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: