Факторы, определяющие взаимодействие предприятия с внешней




Средой.

Взаимодействие предприятия с внешней средой основано, прежде всего, на опре­делении его основных целей, функций и его структуры. В свою очередь, воздействие на предприятие осуществляется с помощью следующих факторов: ресурсы, продукция, способы использования ресурсов, формы организации производства и управления.

Рис.1. Модель взаимодействия предприятия с внешней средой.

 

От каких же факторов в наибольшей степени зависит эффективность функциони­рования предприятий? Какова роль внутренней и внешней среды их функционирования?

В настоящее время факторов, определяющих финансово-экономическое и техноло­гическое состояние предприятий, большое количество. Выделим две наиболее существен­ные группы факторов, объединив их по характеру происхождения и по способу воздейст­вия на объект исследования - предприятие.

По характеру происхождения, то есть, месту формирования данного фактора выде­ляются:

1) макроэкономические - связанные с деятельностью отраслей, рынков, крупных групп предприятий, регионов;

2) микроэкономические - определяемые поведением отдельных групп предпри­ятий;

3) наноэкономические - факторы, обусловленные поведением отдельных инди­видуумов.

По способу воздействия факторы разделяются:

1) сетевые - влияющие на предприятие через партнёрские связи разнообразного характера с точно известными координатами;

2) социальные - действующие на предприятие через психологические особенности индивидуального и группового поведения и интересов, связанных с предприятием граждан и групп.

3) средовые - определяемые социально-экономическим положением в стране, действующие не избирательно и не имеющие конкретных и постоянных адресатов.

Определим, какие из них играют главенствующую роль в создавшейся ситуации, каковы возможности управления этими факторами без нанесения большого экономике страны.

Регулирование воздействия факторов на деятельность предприятий должно быть направлено на создание благоприятного "климата" на предприятии, как во внешней, так и во внутренней среде.

В том случае, если поведение предприятий находится под воздействием преимущественно макроэкономических факторов, то регулирование должно быть направлено на создание благоприятного макроэкономического режима, что достигается с помощью общеэкономических мер.

Если преобладают мезоэкономические факторы, то политика деятельности предприятий должна быть ориентирована на структурные составляющие экономики и учет региональных отличий. Если главными являются микроэкономические факторы, то для выхода промышленности из кризиса необходимы достаточно тонкие комбинации стимулирующих дестимулирующих мер, направленных на изменение основ поведения предприятий в сложившихся условиях.

И, если доминируют наноэкономические факторы, то воздействие должно носить комплексный социально экономический и психологический характер, учитывая сложившиеся стереотипы индивидуального поведения. При этом надо иметь в виду, что чем ниже в социально-экономической иерархии находится объект желательного воздействия, тем в большей степени его действия определяются "генетической социально-экономической памятью", или "социально-экономическим генотипом", и тем труднее заставить изменить поведение объекта в нужном направлении с помощью мер государственного регулирования.

Соответствующим образом организованные факторы производства (трудовые ресурсы, средства производства, информация и финансы) составляют внутреннюю среду предприятия. Результатом взаимодействия целенаправленно связанных компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис.2):

 

Рис. 2. Внутренняя среда и продукция производственного предприятия.

 

Главный, основополагающий компонент предприятия — люди (персонал). По воле людей в их личных и общественных инте­ресах создается предприятие и организуется производство соот­ветствующего вида продукции.

Персонал предприятия в лице руководителей и специалистов самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжает­ся выпускаемой продукцией, а также прибылью, которая оста­ется после уплаты установленных законом налогов и других пла­тежей.

Предприятие, в лице его персонала и руководителей, несет ответственность за своевременное перечисление налогов и дру­гих платежей. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие произ­водства, а также на закупку сырья, материалов, оплату наемной рабочей силы. Поэтому к самому ответственному участку — об­щей системе организации производства — относится организа­ция, координация и регулирование труда персонала:

• подбор персонала необходимой квалификации, в соответствии с требованиями производства;

• расстановка по рабочим местам, в соответствии с объемом и характером работы;

• координация и регулирование работы, в соответствии с конкретной рабочей ситуацией на предприятии в каждый
отрезок времени.

От того, в какой степени рационально используется и работает персонал, полностью зависит эффективность работы предприятия. На персонал ложится обязанность установления необходимых связей и координация работы с внешней средой.

Следующий фактор производства — средства производства в свою очередь состоят из средств труда и предметов труда. Экономический смысл средств труда заключается в обеспечении воздействия на предмет труда с целью его трансформации (превращения, преобразования) в товар. Средства труда не изменяют свою натурально-вещественную форму и участвуют в процессе
производства многократно. Предметы труда, напротив, участвуют в процессе труда однократно, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму от исходного сырья и материалов до конечной продукции. Общепринятые термины, их обозначаю­щие, это, соответственно, основные фонды и оборотные фонды. Именно их совокупность формирует понятие «производственный потенциал предприятия».

Производственный потенциал определяет количество, качество выпускаемой продукции, мощности и возможности пред­приятия.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием совокуп­ных доходов и расходов предприятия. Они являются итоговым, обобщающим показателем деятельности предприятия. Именно посредством соотношения доходов и расходов можно в конеч­ном итоге судить о деятельности предприятия в целом. Функ­ции финансов многообразны, однако основные — это:

• обеспечение жизнедеятельности предприятия достаточным
количеством денежных средств;

• обслуживание внешних и внутренних операций предприя­тия;

• финансовое планирование.

Информация имеет определяющее значение в управлении предприятием как во внутренней деятельности (используется при планировании, подготовке указаний, в анализе хозяйственной деятельности и т.п.), так и для внешних контактов (согласова­ние вопросов с поставщиками и клиентами, реклама, информация о рынке). От качества и своевременности информации существенно зависят уровень принимаемых решений и эффективность ведения всего бизнеса.

Информация – это концентрированное знание об объекте и предмете управления, поэтому она является необходимым ресурсом для принятия решений. Цель информации – улучшение качества принимаемых решений.


Список используемой литературы:

 

1. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2001.

2. Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2000.

3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие.-М.:ИЭП, 2004.

4. Калачева А.П.Организация работы предприятия.-М.:ПРИОР, 2000.- 431с.

5. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: