РАЗВИТИЕ ТКАЦКОГО ПРОМЫСЛА В СТАРОРУССКОМ УЕЗДЕ Новгородской губернии в конце XIX- первой четверти XX в.




Марькова Е. Г.

Данная тема пока не стала объектом специального изучения. Отсутствие исследовательной литературы по этому вопросу обусловило обращение, прежде всего, к комплексу документов, отложившихся в фондах Государственного исторического архива Новгородской области (ГИАНО). Прежде всего, это постановления, доклады и отчеты Старорусского уездного земства, доклады Новгородской губернской земской управы по кустарной промышленности, доклады Управления кустарной и мелкой промышленности Новгородской губернии (Губкустпрома), переписка Отдела коммунального хозяйства Новгородского губисполкома по Старорусской практической школе ткачества.

В Новгородской губернии ткацкий промысел был распространен с давних времен. Об этом свидетельствуют Новгородские писцовые книги конца XV – начала XVI вв.1

На рубеже конца XIX – начала XX вв. В Новгородской губернии в группе промыслов по обработке волокнистых веществ по занятости рабочих рук ткачество следовало после промысла по вязанию вереж и неводов. Согласно докладу Новгородской губернской земской управы по кустарной промышленности за 1910 г. в губернии ткацким промыслом было занято 36963 женщины в 32067 дворах 1427 селений.2

На ставах ручного изготовления ткались холсты, бранина, полотно, кисея, пестрядь, салфетки, пояса, половики.3 Это далеко не полный перечень ткацких изделий, производимых в Новгородской губернии кустарным способом. О качестве изделий говорит тот факт, что на Всероссийской выставке кустарных изделий в 1902 г. 87 образцов льняных тканей, изготовленных в Новгородской губернии, было удостоены малой серебряной медали.4

Размер годового заработка ткачихи по губернии распределялся неравномерно. Если в Демянском и Кирилловском уезде её средний заработок порой достигал 50 руб., то в Белозерском уезде он едва составлял 22 руб.5

Проанализировав состояние развития промысла в губернии, земские деятели вынуждены были заметить, что труд ткачих был малопроизводительным и только «неимение других каких-либо работ, - говорилось в докладе губернской земской управы, - заставляет женское население… тратить время столь непроизводительным способом, не зарабатывая даже на свое дневное содержание».6 В связи с этим, земцы пришли к выводу о необходимости проведения мер, способствующих развитию ткацкого промысла. В этом плане особое значение придавалось распространению среди населения губернии наиболее совершенной техники производства, которая бы позволяла труд ткачихи сделать более производительным. По мнению земских деятелей, этого можно было достичь путем введения профессионального обучения женского населения губернии.


Забота правительства и общественных учреждений о профессиональной подготовке населения России появилась в 80-х гг. XIX в., в результате чего территория государства постепенно стала покрываться сетью специальных школ и мастерских, которые, в свою очередь, должны были способствовать развитию кустарных промыслов. Это положение отразилось в постановлении «учебно-воспитательного характера», принятом съездом деятелей по кустарной промышленности в 1902 г.7

В 1913 г. в 35 губерниях России насчитывалось 100 ткацких школ – мастерских, к этому числу относилась и образованная Старорусским уездным земством в 1895 г. первая в Новгородской губернии школа – мастерская по ткачеству.8

Организации школы ткачества Старорусского уездного земства предшествовал опыт уездной управы, который заключался в том, что за счет губернского и частично Старорусского уездного земства из школы ткачества Смоленской губернии в 1895 г. была приглашена ткачиха, владевшая опытом работы на самопряхе и усовершенствованном ткацком ставе – «самолете». Первоначально мастерская размещалась при земской управе, затем мастерица предпринимала поездки по населенным пунктам уезда «чтобы демонстрировать самопряху и став и работу на них».9 Но подобная практика, по свидетельству документов, «вызвала в населении больше изумления к новизне дела, чем практического интереса к самому делу».10

Перед земскими деятелями Старорусского уезда встал вопрос о необходимости в уезде практической ткацкой школы – мастерской, открытие которой позволило бы подготовить специалистов по ткачеству, посредством которых в дальнейшем предполагалось способствовать развитию ткацкого промысла среди населения уезда.


Между тем, в 1895 г. ответственность за развитие кустарного ткачества была полностью возложена на уездные земства. Получив, таким образом, самостоятельность в решении этого вопроса, Старорусская уездная управа прекращает показательные опыты по ткачеству и разрабатывает проект практической мастерской. Согласно проекту, ткацкая мастерская учреждалась при сельскохозяйственном складе. Здесь предполагалось разместить ставы как простые, так и с челноком – «самолетом». Ученицам на время обучения предусматривались бесплатная квартира и заработная плата, которая, в свою очередь, должна была определяться сдельно: «с аршина по оценке ткани». За работу же на более сложном ставе заработная плата предполагалась увеличиваться.

Отрабатывая организацию школы – мастерской по ткачеству, земство предусматривало заказы тканей, «потребные для земского хозяйства…: полотенца, простыни, сукно… для халатов, холсты для белья» и т.д.11

На открытие и содержание мастерской уездная управа выделила 600 руб., которые распределялись следующим образом: 20 руб. – на приобретение ткацких ставов и хозяйственный инвентарь, 50 руб. – на приобретение пряжи, 200 руб. – на содержание квартиры для мастериц, 300 руб. – на заработную плату заведующей мастерской и содержание мастериц, 30 руб. – на переписку и мелкие расходы.12

Открытая в 1896 г. Старорусская уездная земская показательно-художественная школа – мастерская по ткачеству13 ежегодно выпускала 5 – 8 мастериц. При этом каждая из них бесплатно получала став – «самолет» как меру поддержания и поощрения кустарному ткачеству населения уезда.14

Судя по спискам, прилагаемым к докладам о деятельности школы ткачества, количество обучающихся в ней с каждым годом увеличивалось.15 Если на 1906 г. в списке выпускниц школы значилось 32 мастерицы, 5 обучающихся и 8 кандидаток,16 то в 1912 г. насчитывалось уже 57 выпускниц, 9 учениц и 17 кандидаток.17

По завершении школы – мастерской ее выпускницы разъезжались по домам и на местах организовывали обучение своих односельчан ткачеству на усорершенствованных ставах – «самолетах». Так, в 1898 г. выпускница практической мастерской Марфа Петрова, вернувшись после обучения домой в деревню Какилево Дубовицкой волости, первоначально выполняла только заказы земства, но впоследствии она также стала получать заказы от односельчан. В результате "явились желающие учиться ткачеству из ее однодеревенцев, которые поступили уже нынче в земскую ткацкую".18 Крестьянка деревни Кривицы Должинской волости Ирина Козлова организовала обучение односельчан таким обра­зом, что в результате одна из ее учениц приобрела ткацкий став и в качестве "превзошла свою учительницу в плотности и разнообразии" тканей.19

Выпускницы практической мастерской пропагандировали ткацкое искусство также путем организации в селениях уезда выставок. Так, в 1897 г. Старорусская уездная земская управа постановила "выдать ткачихе и двум ученицам за выставку... в Черенчицком волостном правлении вознаграждения до 5 руб».20

Выпускницы школы передавали свои знания и мастерство по ткачеству не только в селениях Старорусского и других уездов Новгородской губернии, но и далеко за ее пределами. Сохранившийся список выпускниц Старорусской школы ткачества свидетельствует: Евдокия Хренова из с. Нагово Дубовицкой волости осталась преподавать в самой школе ткачества, Пелагея Юдина из с. Буреги Коростынской волости работала "учительницею ткачества в школе Крестецкого земства", Анна Лебедева из д. Речек Ратицкой волости работала "учительницею ткачества в частной школе г-жи Вейсбер" в Тульской губернии, Александра Грибова из д. Высоково Виленской волости преподавала в школе г. Кологрива Костромской губернии и т.д.21

В школе-мастерской по ткачеству изготавливались многообразные тканые изделия. По отчетам школы за разные годы можно составить приблизительный список изделий, изготовленных ее мастерицами: холсты белого и серого цвета; сукно серое, коричневое и черное; ткани шерстяные и полушерстяные серого, синего, зеленого, кремового и других расцветок; белая льняная ткань; хлопчатобумажная ткань красного, желтого, лилового, голубого и других расцветок; ткань-кисея. Кроме того, в школе-мастерской изготавливались салфетки, скатерти, одеяла льняные и бумажные, дорожки (половики), вожжи, подпруги и много других тканых изделий.22

Производство тканых изделий в практической мастерской с каждым годом увеличивалось и было рентабельным. В докладах и отчетах о деятельности Старорусской практической школы ткачества отмечалось, что сумма, необхо­димая "на содержание школы от земства с каждым годом уменьшается, так, в 1904 г. она была 483 руб. 35 коп., в 1905 г.-453 руб.,...а на 1907 г. управа вносит в смету уже только 318 руб.... Школа ткачества делает оборот около 5000 руб. в год, для такого дела земство затрачивает только 318 рублей в год... Сумма 1884 руб. 38 коп. представляет собой собственный капитал школы ткачества, накопленный от продажи изделий со времени открытия" заработок мастерицы составлял "от 50 руб. до 80 в зиму".23

Деятельность Старорусской школы ткачества имела бесспорный успех у местного населения: "...дело растет, интерес к нему как населения,...так и публики, дающей заказы, возрастает, и уже теперь можно сказать, что дело это не умрет, а будет развиваться..." (1906 г.).24

Однако после событий 1917г. для Старорусской учебно-показательной ткацкой мастерской настало время борьбы за выживание. В начале 20-х гг. еще по-прежнему работало 6 мастериц и обучалось 9 учениц. Преподавала в школе-мастерской Евдокия Петровна Хренова - мастерица по ткачеству первого выпуска школы.

В месяц мастерская выпускала 1440 аршин ткани.25 Выпуск изделий по сравнению с ассортиментом начала XX в. был достаточно скромным: ткань в полоску, суровые полотенца и суровый холст, салфетки.26 Однако тканые изделия мастерской по-прежнему пользовались спросом. На конец 1921 г. доход от реализованных изделий школы-мастерской составлял 33526 руб.27

До конца 1921 г. школой ткачества заведовала ее выпускница Мария Лебедева. С февраля 1922г. заведующим был назначен инструктор-уполномоченный Новгородского губкустпрома28 по Старорусскому уезду А.А. Сергеев. В апреле того же года Новгубкустпром передал Старорусскую учебно-показательную ткацкую мастерскую на 3 года в арендное пользование "Северокустарю".29 Согласно договору об аренде она должна была по-прежнему продолжать свою деятельность "как учебно-показательной... и принимать меры к увеличению состава учениц".30 Однако "Северокустарь" больше был заинтересован в коммерческой направленности ткацкой мастерской. В целом, арендатор мало уделял внимания ее деятельности, зачастую забывая о своих обязанностях, установленных договором об аренде.

В начале 1923 г. Старорусская школа ткачества была обследована инспектором "Новгубкустаря" О. Николаевской, которая по результатам проверки констатировала следующее: "Арендатор до сего времени не внес арендной платы и, как видно... мастерская приведена в полное состояние бесхозяйственности"... "мастерская не только не укрепляется, а приходит в совершенный упадок...: нет дров, нет денег купить дров... Нет сторожа... и роль последнего, а также и роль истопника исполняет учительница по ткачеству, имеющая 28-летний стаж Е.П. Хренова, труд которой также обесценен... Расплата, согласно установленной норме местного Отдела труда... крайне низкая... Имеющийся запасной инвентарь приведен в негодность".31

Чтобы не допустить "окончательного разрушения мастерской" и вернуть ей утраченное значение показательно-художественной мастерской О. Николаевская предлагала расторгнуть с "Северокустарем" договор об ее аренде и передать в ведение Старорусскому Союзу Артель-банка.32Этот вопрос был рассмотрен в Новгородском губернском Совете народного хозяйства. Но так как на организацию и содержание Старорусской ткацкой мастерской как художественно-ткацкой школы требовались определенные материальные затраты, Губсовнархоз отказался финансировать воссоздание школы-мастерской, мотивируя свое решение тем, что "это совершенно не входит в его задачу".

Вплоть до 1926 г. школа ткачества продолжала оставаться в арендном пользовании "Северокустарем". 3 февраля 1926 г. Старорусская ткацкая мастерская стала филиалом Вышневолоцкой инструкторской школы,34 которая, впрочем, фактически бездействовала. В конце 1926г. в Президиум Старорусского горсовета от заведующего Отделом местного хозяйства Жигарева поступила докладная записка следующего содержания: "Находящаяся в ведении Горкомхоза Ткацкая мастерская бездействует второй год... инвентарь требует обновления на 60 %, без чего нельзя ее эксплуатировать... не видя дальнейших перспектив на эксплуатацию этой мастерской... Горкомхоз со своей стороны полагал бы ликвидировать означенную мастерскую, дабы иметь возможность освободить занимаемое помещение, станки, берда... вероятно придется использовать на топливо".35 24 декабря 1926 г. последовало постановление Президиума Старорусского горсовета о ликвидации Старорусской ткацкой мастерской.36

Таким образом, ткацкому промыслу в конце XIX в. придавалось важное значение, при этом предсказывалось перспективное его развитие в будущем. Усматривая важность значения этого вида промысла в качестве дополнительного источника дохода, которым селянка могла пополнять семейный бюджет, земские работники предпринимали попытки способствовать его развитию. В этом плане предполагалось улучшить технику производства ткачихи-кустаря, что, в свою очередь, вело к увеличению производительности ее труда. Для достижения этих целей земства организовывали в уездах показательные школы-мастерские по ткачеству. В Новгородской губернии первая подобная школа была организована Старорусским уездным земством в 1895-1896 гг. Школа просуществовала до 1927 г.

Условно ее деятельность можно разделить на три периода. Первый, организационный, период охватывает 1895-1896 гг. Второй, основной, период (1897-1917 гг.) характеризуется ее успешным развитием. Третий (1917-1926 гг.) - период борьбы за выживание и закрытия. Причины ликвидации школы мастерской заключаются, прежде всего, в развитии фабричной текстильной промышленности. Ее продукция вытеснила на рынке тканые изделия ручной работы. В связи с этим, местные власти оказались совершенно не заинтересованными в развитии ручного ткачества, поскольку в этот период ценность ручных тканых изделий определялась художественным уровнем, что зависело от индивидуального вкуса каждой ткачихи. В коммерческом плане ручное ткачество не могло конкурировать на рынке с потоком тканей фабричного производства.

 

_____________________

 

1 Новгородские писцовые книги VI, 62-63,65,76,84.

2 ГИАНО Ф. 98 Оп. 3 Д. 450. Л. 246

3 Там же Л. 249

4 Там же Д. 426. Л. 174об.

5 Там же Д. 450 Л. 248

6 Там же Д 2399. Л. 7об.

7 Там же. Д 409 Л. 169

8 Русское народное искусство на второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде.

ПГ., 1914. С.16

9 ГИАНО. Ф. 98 Оп. 3 Д. 243 Л. 151

10 Там же Л. 152

11 Там же Л. 153

12 Там же.

13 Далее: школа ткачества, школа – мастерская по ткачеству, практическая мастерская.

14 ГИАНО Ф. 98 Оп. 3 Д. 400 Л. 171об. – 172

15 В школе – мастерской по ткачеству обучались девушки только из селений Старорусского уезда.

16 ГИАНО Ф.98 Оп. 3 Д. 400 Л. 173 – 173об.

17 Там же Д. 480 Л. 245

18 Там же Д. 290 Л. 109об.

19 Там же Л. 110

20 Там же Д. 271 Л. 269

21 Там же Д. 480 Л. 245 – 245об.

22 Там же Д. 828 Л. 83 – 89; Д. 861 Л. 110-117

23 Там же Д. 400 Л. 171-172; Д. 911 Л. 98-105

24 Там же

25 ГИАНО Р. 270 Оп.2 Д. 177 Л. 38-39

26 Там же

27 Там же Л.1

28 Управление по делам кустарной и мелкой промышленности и промысловой кооперации.

29 Новгородская контора Северного областного Союза союзов промысловой кооперации.

ГИАНО Р. 270 Оп. 2 Д. 177 Л. 23об.

30 Там же Л. 29об.

31 Там же Л. 31, 42об.

32 ГИАНО Р. 270 Оп. 2 Д. 177 Л. 42

33 Там же Л. 59

34 ГИАНО Р. 810. Оп. 1 Д. 31 Л. 41 – 41об

35 Там же Л. 53

36 Там же Л. 57

 

Статья напечатана:

Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования (Материалы Третьей научной конференции историков – архивистов 28 – 29 мая 2003 г.) – Великий Новгород, 2003

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: