Испытуемый | Минимальное расстояние улавливания звука, см | |
Бинауральный слух | Моноуральный слух | |
6. Вставьте в уши исследуемого трубки от фонендоскопа и поднесите к нему источник звука. Смещайте мембрану фонендоскопа вправо или влево, вверх или вниз. Отметьте, имеются ли изменения в расположении источника звука.
7. Повторите опыт 6 с фонендоскопом, имеющим одну укороченную.
8. Установите, как улавливается звук испытуемым в этом случае.
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и объясните, почему звук кажется смещенным в сторону более короткого пути. Укажите значение бинаурального слуха в локализации источника звука.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 7. Исследование костной и воздушной проводимости звука
Для работы необходимо: камертон, ватный тампон, резиновая трубка.
Ход работы. 1. Приложите ножку звучащего камертона (128 Гц) на середину темени испытуемого и отметьте силу восприятия звука его правым и левым ухом.
2. Повторите опыт, заложив предварительно в одно ухо ватный тампон.
3. Соедините уши двух испытуемых резиновой трубкой и приложите к темени одного из них камертон. Отметьте восприятие звука вторым испытуемым.
Рекомендации по оформлению работы. Сделайте заключение о воздушной проводимости звука. Объясните, почему со стороны заложенного уха звук будет казаться более сильным и почему второй испытуемый также слышит звук.
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 8. Слуховая адаптация
Для работы необходимо: камертон (1000 кол/сек).
Ход работы. 1. Приблизьте звучащий камертон к уху испытуемого и держите его до тех пор, пока звук не перестанет быть слышен.
2. Удалите камертон от уха и одну - две секунды спустя вновь приблизьте его к уху.
3. Отметьте возобновление слышимости звука испытуемым.
Рекомендации по оформлению работы. Объясните, механизм возобновления слышимости звука.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 9. Определение остроты слуха
Для работы необходимо: часы, мерная рулетка, ватный тампон.
Ход работы. 1. Поместите часы на стол. Закройте одно ухо и отойдите на предельно большое расстояние, а затем медленно приближайтесь к источнику звука.
2. Отметьте максимальное расстояние, при котором впервые услышите тиканье часов.
3. Для уточнения результатов опыт повторите в обратном порядке, т.е. удаляйтесь от звучащего предмета. Определите расстояние, при котором слышимость исчезает.
|
4. Аналогичный эксперимент повторите закрыв другое ухо и не закрывая уши.
5. Результаты эксперимента занесите в таблицу 6.
Таблица 6
Острота слуха
Испытуемый | Острота слуха, м | |||||
Моноуральный слух | Биноуральный слух | |||||
Левое ухо | Правое ухо | |||||
Приближение | Отдаление | Приближение | Отдаление | Приближение | Отдаление | |
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и охарактеризуйте остроту слуха при моно- и бинауральном восприятиях звуковых колебаний.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторно-практическая работа № 6
Химическая, термическая и тактильная сенсорные системы животного организма
Изучение особенностей анализаторов тактильной рецепции
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Пойкилотермия и гомойотермия в царстве животных. Температурная рецепция. Колбочки Краузе и тельца Руффини.
2. Химическая рецепция: ольфакторная, вкусовая и общехимическая.
3. Барорецепция: особенности у наземных животных и рыб.
4. Рецепторный аппарат механосенсорики.
5. Особенности ноцицепции. Виды боли.
6. Особенности сенсорных систем сумеречных и ночных животных.
|
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Работа 1. Определение точности локализации ощущений и пространственных порогов тактильной чувствительности (эстезиометрия)
Для работы необходимо: спица, гелевая ручка, линейка, циркуль Вебера (эстезиометр).
Ход работы. 1. Испытуемому, сидящему с закрытыми глазами, последовательно наносите слабые прикосновения тонким предметом на разные участки кожи, предлагая ему каждый раз после очередного прикосновения, с помощью гелевой ручки, указать место нанесения раздражения.
2. Определите точность локализации нанесенного раздражения с помощью линейки.
3. Испытуемому, сидящему с закрытыми глазами, эстезиометром с максимально сведенными ножками, прикасайтесь к определенному участку кожи. Следите, чтобы обе ножки эстезиометра прикасались одновременно и с одинаковым давлением. Повторяйте прикосновения, постепенно раздвигая бранши эстезиометра на 1 мм.
4. Найдите минимальное расстояние, при котором возникает ощущение двух раздельных прикосновений.
5. Результаты, полученные в ходе эксперимента, занесите в таблицу 7.
Таблица 7