Тема 9. Правовые аспекты этнополитики
Со времен Французской и Американской революций основой обретения политической независимости народами стал принцип национального самоопределения. Именно деятелями революции был сформулирован так называемый принцип национальности, согласно которому каждый народ:
Ø суверенен (ст. 3 Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г. Учредительным собранием, гласила: «Источник всякого суверенитета коренится по существу своему в нации; никакая группа и никакое лицо не могут осуществлять власть, не исходящую явно из этого источника»);
Ø имеет право на образование собственного государства.
В XX в. право на самоопределение впервые заявлено в знаменитых «Четырнадцати пунктах» президента В. Вильсона, оглашенных в его обращении к Конгрессу США 8 января 1918 г. Однако характерно то, что оно не было декларировано В. Вильсоном в качестве общей нормы международного права. Речь шла о поддержке самоопределения некоторых наций, причем в одних случаях (Бельгия, Франция, Италия и особенно Польша) такая поддержка была обозначена четко и недвусмысленно, в других (Австро-Венгрия, Балканы, Османская империя) использовались весьма расплывчатые формулировки, а в третьих (народы, входившие в Российскую империю) вопрос о самоопределении вообще не ставился.
В Уставе ООН (1945 г.) право народов на самоопределение выведено уже как норма международного права (п. 2 ст. 1 Устава ООН). Согласно вводным статьям двух важнейших документов, принятых ООН, — Пакта о гражданских правах и Пакта о социальных правах (1966 г.) — народы на основе права на самоопределение «свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».
|
Международно-правовые нормы касательно права народов на самоопределение закреплены также в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.), Декларации о принципах международного права (1970 г.) и других документах. Эти важные международные правовые акты были ратифицированы СССР в 1973 г. Положение о самоопределении народов, являющееся основополагающим принципом федерализма, включено в ст. 5 Конституции Российской Федерации 1993 г.
В науке о международном праве принцип самоопределения наций (народов) формулируется как воля большинства народа, проживающего на данной территории, свободно определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие.
Международное право признает сегодня три основных формы осуществления права народов на политическое самоопределение, впервые изложенных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №1541 (XV) (1960 г.), а затем закрепленных в Декларации о принципах международного права (1970 г.):
Ø превращение «несамоуправляющейся территории» в суверенное, независимое государство;
Ø свободное объединение с независимым государством;
Ø установление любого другого политического статуса, свободно определенного (без вмешательства извне) соответствующим народом.
В международных правовых актах и позднее неоднократно подтверждалось, что все народы имеют неоспоримое и неотъемлемое право на самоопределение и определение своего политического статуса «путем любых средств, признанных международным сообществом» (Африканская хартия прав человека, 1986 г.).
|
В частности, универсальность и всеобщность права народа на самоопределение была подтверждена Всемирной конференцией по правам человека (Вена, июнь 1993 г.): «...Всемирная конференция по правам человека признает право народов принимать любые законные действия, в соответствии с Уставом Объединенных Наций, для реализации своего неотъемлемого права на самоопределение. Всемирная конференция по правам человека рассматривает отказ в праве на самоопределение как нарушение прав человека».
Тем не менее, на практике неоднократно возникали коллизии между правами народов и правами личности, а дискуссии о сути, смысле и объеме самоопределения, в сущности, так и не привели к полному согласию по этим проблемам. Так, право на самоопределение составляет единое целое с обеспечением равноправия всех народов, а это значит, что самоопределение одного народа не может и не должно наносить ущерб такому же праву другого народа. В современном международном праве субъектами этого права признаются все народы, независимо от того, имеют они свою государственность или нет, в то же время, как специально отмечено в докладе Совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств (Женева, 19 июля 1991 г.), «не все этнические, культурные, языковые или религиозные отличия обязательно ведут к возникновению национальных меньшинств».
В связи с этим возникает ряд проблем:
Ø первая из них — необходимость однозначного, общепринятого определения, что такое «национальное меньшинство», которое на сегодня отсутствует;
|
Ø вторая — поиск способа выявления «воли народа» к самоопределению и ее осуществления. Считается, что таковым является всенародный референдум (голосование), однако достаточно вспомнить референдум народов СССР 27 марта 1991 г., в результате которого за сохранение Союза как многонационального единого государства высказались 73% принявших в нем участие, что было, как известно, полностью проигнорировано политическими элитами самоопределявшихся республик.
Признано также, что право на самоопределение отнюдь не обязательно предполагает доведение его до политического самоопределения, т.е. сецессии и создания нового суверенного государства. Та же Декларация о принципах международного права ООН (1970 г.) подчеркивает, что право народов на самоопределение не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению, частичному или полному нарушению территориальной целостности либо потере политической независимости суверенных государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий данной территории, без различия расы, вероисповедания и т. д.
Таким образом, принцип самоопределения, вслед за А.Я. Йонгманом и А.П. Шмидом, можно рассматривать «как право народа выбирать политическую лояльность, чтобы влиять на политическую систему, в рамках которой он живет, и сохранять свою культурную, этническую, историческую или территориальную идентичность», и речь должна идти о формах и пределах реализации данного права.
1) возможно закрепление за национальными меньшинствами так называемой корпоративной автономии, предполагающей полное признание этнических и национальных меньшинств государством с законодательным закреплением за ними прав на местное самоуправление и представительство на государственном уровне. Примерами могут служить Шведская народная ассамблея в Финляндии, Советы национальных меньшинств в Австрии, национальная политика постсоциалистической Венгрии и др.;
2) возможно предоставлять им права национально-культурной автономии, называемые иногда федерализмом на основе личностного принципа. Согласно ему каждый гражданин многонациональной страны получает право заявить, к какой национальности он хочет принадлежать, а сами национальности становятся автономными культурными общностями, имеющими право поддерживать контакты с представителями таких же общностей за рубежом, создавать ассоциации, культурные и образовательные учреждения и СМИ, издающиеся на родном языке, и т.д.
3) при компактном проживании национального меньшинства возможно создание национально-территориальной (политической) автономии. В этом случае по решению высших органов власти государство на определенной территории учреждаются органы власти и управления, которые в пределах своей компетенции наделяются правом принимать правовые акты, определять экономическое и социальное развитие автономии и др. Такого рода автономией обладают Аландские острова в составе Финляндии, Гренландия и Фарерские острова в составе Дании, Корсика в составе Франции и др. По пути расширения региональной автономии идет сегодня и Соединенное Королевство;
4) возможно использование модели «регионального государства» (Италия, Испания). Так, в Испании для того, чтобы справиться с националистическими требованиями каталонцев и басков, была учреждена система автономных сообществ во всех регионах страны;
5) возможно использование той или иной формы федерализма для интеграции многих наций или этнических групп в большие политические сообщества, если за ними притом оставлено право сохранять свою специфическую идентичность. Федерализм не только позволяет этническим группам и меньшинствам управлять своей культурной жизнью, но и обеспечивает юридическую защиту, финансовую поддержку и определенные права на самоуправление. Такая политика дает возможность интегрировать меньшинства в большие сообщества, обращаясь к экономическим и политическим нуждам и удовлетворяя их через политическое представительство и предоставление экономической помощи.
Сегодня международные правовые акты равно признают как право народов на самоопределение, так и принцип территориальной целостности и нерушимости послевоенных границ, закрепленный, в частности, в Хельсинкских соглашениях.
Совершенно очевидно, что принцип самоопределения народов и перечисленные выше хельсинкские принципы нерушимости границ в Европе противоречат друг другу, что одновременное и точное следование этим нормам международного права невозможно. Если исходить из того, что в международном праве нет иерархии принципов и все они обладают одинаковой международно-правовой силой, а это подтверждает Декларация о принципах международного права, то мы попадаем в правовой тупик при попытках разрешения сецессионных конфликтов, будь то конфликт между Карабахом и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Чечней и Россией, Сербией и Косово. Во всех этих случаях нарушается право народов на самоопределение, вместе с тем образование суверенных Чечни или Абхазии и воссоединение Карабаха с Арменией, а Косова с Албанией нарушили бы целостность уже существующих государств и, несомненно, породили бы конфликты еще большей интенсивности. Все показывает основное противоречие данной концепции – противоречие между универсализмом прав человека и партикуляризмом национального государства.
С одной стороны, интересы международной стабильности диктуют необходимость минимализации перекройки границ, с другой, никто не решается открыто оспаривать право каждого народа решать свою судьбу. Что предпочесть: право народа на самоопределение или принцип территориальной целостности, какому национальному меньшинству предоставить статус суверенной нации, а какому нет — на практике редко решается путем выбора нравственной позиции,чаще речь идет об осуществлении прагматического интереса, продиктованного политической целесообразностью. К сожалению, международная политика так же далека от торжества нравственных принципов, как и политика внутренняя.
1 февраля 1998 г. вступила в действие принятая Советом Европы Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств — первый общеевропейский юридически обязывающий акт, направленный на защиту национальных меньшинств и признание их прав. Тем не менее, он не решает вопроса, упирающегося в более масштабную проблему практической координации и обеспечения равноправия всех этнических групп, вне зависимости от их статуса в этнонациональной иерархии общего для них государства и цивилизационной принадлежности. Как удовлетворить национальные стремления, не разрушая при этом целостности государства, создать (сохранить) общенациональную идентичность при одновременном сохранении этнокультурного многообразия и идентичностей населения страны — вот пока неразрешимые задачи для мирового сообщества.
Этнический сепаратизм как политическая программа и как насильственные действия основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения: каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию. На самом деле такого смысла нет ни в правовой теории, ни в национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах. Последние трактуют право народов на самоопределение, имея в виду признание существующей системы государств и право территориальных сообществ (а не этнических групп) определять систему управления согласно демократически выраженной воле и не в ущерб остальному населению. Самоопределение, особенно для этнических групп, — это прежде всего право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизм в его этническом варианте — это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Для сепаратистов самоопределение есть всегда отторжение общего государства, политическое и культурное разделение.
Некоторые специалисты в области права называют это противоречие «ловушкой самоопределения». Каре Паркер, автор книги «Случай самоопределения», справедливо замечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство? В ХХ в. в результате развала колониальных империй появился способ, который называют «декларативным». Суть его состоит в том, что некая территория просто сообщает о том, что она является независимым государством. Второй способ — конституционный — более сложен, ибо требует международного признания новообразованного государства. Но при конституционном способе требуется, чтобы какая-то страна пожертвовала своим суверенитетом. Категория суверенитета тесно связана с идеей территориальной целостности государств. Она была сформулирована в XVI–XVII вв. английским философом Томасом Гоббсом и голландским юристом Гуго Гроцием. Затем принцип суверенитета стал универсальным принципом политической организации в истории человечества. Суть его состоит в том, что территория планеты поделена между государствами, внутри которых вся полнота власти исходит из одного источника — конституции, монархической традиции, теократии и т.д.
Но и этот принцип не оказался незыблемым. Его верховенство впервые было поставлено под сомнение после окончания Первой мировой войны, но подверглось решительной ревизии в 1940–1960-е гг., когда распались колониальные империи и на карте планеты появились десятки новых государств. После окончания «холодной войны» идея суверенитета еще раз была поставлена под сомнение, поскольку ООН разрешила проведение гуманитарных интервенций против государств, где совершаются преступления против своих собственных граждан. Признание независимости Косово, Абхазии и Южной Осетии стало продолжением этого процесса.
Институт государственного суверенитета постепенно подвергается эрозии еще и потому, что решение глобальных вопросов перекладывается на различные международные организации — ООН, ЕС, «восьмерку» («двадцатку») и т.д. Это ведет к тому, что на карте мира сначала перестанут появляться новые государства, а затем может начаться исчезновение существующих. Неслучайно автор книги «Народы без государств» Монсерат Губерно полагает, что в условиях современной цивилизации многие народы отказываются от борьбы за создание собственного национального государства. Она считает, что главной причиной этого стали демократические изменения, которые имели место в последние десятилетия. Если государство, частью которого они являются, предоставляет им возможность сохранятьсвою культурную самобытность, то борьба за национальное самоопределение теряет смысл. Тем не менее Губерно и другие исследователи полагают, что сепаратистские настроения в странах Европы, Америки будут существовать еще долгое время, но у них мало шансов превратиться в мощные национальноосвободительные движения.
В книге «Народ против государства» ее автор, Гидон Готтлиб, в частности, замечает, что в ХХ в. великие державы выделяли территории и позволяли создавать новые государства, основываясь на принципе права на самоопределение. Столь радикальные решения имели место и после глобальных потрясений — двух мировых войн и холодной войны. Что же касается современных реалий, то, по мнению этого автора, большинство имеющихся этнических конфликтов не могут быть разрешены путем перекройки государственных границ и выделения каждому народу своего государства. В современных условиях гораздо большее значение приобретает международная стабильность, нежели абстрактные идеи суверенизации. В этой связи право на самоопределение в большей мере надо рассматривать как моральный принцип, но не как жесткую правовую норму.
Наконец, если брать доктринальную сторону процесса самоопределения, то наиболее строгий язык — это, конечно, язык международного правоведения, политологии, в какой-то мере даже социологии. С этой точки зрения, такого выражения, как «право наций на самоопределение», не существует, потому что нация есть состоявшаяся политическая коалиция — государство и потому уже самоопределившаяся общность. Впрочем, у нас иногда переводят, идя на осознанную или неосознанную фальсификацию либо просто по инерции, английское слово nation как народ или наоборот «people» как «нация». Хотя в международном правовом языке оба слова означают территориальные сообщества, только нация — это сообщество, оформленное государством, а народ — может быть и без суверенного государства, как, например, каталонцы, под которыми имеется в виду региональное сообщество, т.е. все жители испанской провинции Каталония. Поэтому в русских текстах чаще всего присутствует искаженный смысл понятия «право наций на самоопределение», и оно радикально отличается от того смысла, который является общепризнанным.
Многие специалисты подчеркивают также, что следование идее абстрактной справедливости делает международное право весьма двусмысленным и часто заставляет разработчиков правовых норм по защите меньшинств отступать от идеи равенства прав всех субъектов. Так, Декларация прав коренных народов, которая разработана относительно недавно, отступает от принципа равных прав и возможностей всех граждан в пользу отдельных этнических общностей, но при этом вопрос, кого считать коренным народом, остался в Декларации открытым. Этнические общности и группы слишком разнятся по численности, социальной структуре, занимаемой территории (или отсутствию таковой), уровню экономического и культурного развития, чтобы можно было применять единые критерии при определении их правового статуса.
Следует признать, что до сих пор международные правовые акты этнополитического содержания страдают недосказанностью, неопределенностью некоторых положений, расплывчатостью исходных понятий. Российские законодательные акты также имеют аналогичные недостатки, которые усугубляются неустоявшейся правовой ситуацией в стране. Нередко нормотворчество и сама этнонациональная политика в центре и на местах носит весьма конъюнктурный характер, связанный с текущим политическим моментом и воздействием на нее тех или иных политических лидеров и этнических активистов. В этом случае нередко вместо реальной этнонациональной политики начинает выстраиваться «декоративная политика», целью которой является лишь демонстрация внимания власти к проблемам этнических сообществ и групп.