Общие описание проблемы.




РЕФЕРАТ

По дисциплине «Социология молодёжи»

Семейные ценности молодежи в современной России.

(тема реферата)

 

ФИО студента Шкет Кирилл Игоревич
Направление подготовки Социология
Группа СОЦ-Б-01-З-2017-2

 

 

Москва 2019

Оглавление

Общие описание проблемы.. 3

Задачи исследования. 5

Результаты исследования. 6

Заключение. 8

 

 

 

Общие описание проблемы.

Молодежь определяет будущее общества, поэтому тенденции и перспективы развития молодежи, изменение особенностей ее самоопределения представляют для общества большой интерес и практическое значение. Особенно важным является отношение молодежи к браку и семье. Крепкая, здоровая семья – залог здорового общества и крепкого государства. Поэтому социум заинтересован в подготовке молодого поколения к созданию семьи. В современном мире особое значение приобретает устойчивость брачно-семейных отношений. Сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях.

Сейчас все больше молодых пар выбирают гражданские браки, «гражданский брак», как «репетицию» официального. Если данная ситуация устраивает обоих людей, то такой расклад можно только поприветствовать. Но на деле существует много обстоятельств, которые разбивают практически все положительные стороны данного явления. Дело в том, что гражданский брак не закреплен никакими нормами права. Даже если в «гражданском браке», вы заключили с партнером брачный договор, он вступает в силу лишь после регистрации брака в ЗАГСе. А в случаи смерти сожителя женщина может претендовать только нате вещи, которые он ей завещал. Не регистрируя брак, женщина оказывается в прямой зависимости от своего сожителя. Имущественные и неимущественные права женщины, состоящей в зарегистрированном браке, защищены законом.

В семье, которая не зарегистрирована официально, женщина имеет очень мало прав. В такие случаи все зависит от моральных качеств партнера, но это далеко не является гарантией, когда у пары возникают разногласия. Мужчины участвующие в таком браке понимают, что особо ничего не теряют. Ребенка должна растить мать, а деньги взыскать с такого отца весьма проблематично, если он решит вдруг резко уйти из семьи. За последние 100 лет нет никаких существенных изменений в возрасте вхождения в первый брак. В России брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет, то есть после наступления совершеннолетия.

 

В современном мире у молодежи недостаточно развиты навыки жизненного самоопределения. Вступая в брак, молодежь не обдумывает своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Исходя из того необходимо искать пути решения данной проблемы. При этом важным становится ценностный подход. Суть данного подхода заключается в рассмотрении семьи как ценности, осознании реальной достижимости этой ценности в современном мире и предвидении ее дальнейшего распространения в качестве составляющей прогресса.

В рамках социологии осуществим ценностный подход к семье как к социокультурному явлению. Семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук, таких как психология, этика, философия и демография. Для социологии семья представляет собой особую ценность. Социология исследует семью как целое, как систему. Такое целостное, системное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье.

Важнейшим социализирующе-адаптирующим фактором выступает ближайшее окружение личности, важнейшая роль в данном случае отводится именно семье. Однако в настоящее время происходит рост количества разводов, наступает глубокий кризис института семьи и снижается рождаемость. Кроме того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения физических и душевных недугов как у взрослых, так и у детей. Поэтому укрепление института семьи будет невозможно без внесения коррекций в ценностные установки современной молодежи, что обусловливает необходимость их научного выявления.

Статистические данные показывают, что ежегодно в России заключаются 2,8 млн. браков, а расторгается 900 тыс. брачных союзов. Каждый год без отца остается примерно 300 тыс. детей.

В.И. Добрынина, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, З.М. Саралиева, Е.И. Холостова отводили особое внимание изучению социально-технологического аспекта оказания помощи молодежи в осознании семейных ценностей. В исследованиях данных авторов подчеркивается идея о возрастающем значении субъективного фактора в воспитании современной молодежи. Исследователи считают, что необходимо расширять арсенал педагогических средств, обеспечивающих процесс воспитания молодежи, применять инновационные технологии.

Ценностный мир молодежи становится предметом исследования таких авторов как И.М. Ильинский, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, М.Х. Титма и др. Для современной молодежи, имеющей установку на самореализацию, приоритетными становятся инструментальные ценности, в частности, целеустремленность, профессионализм, материальное благополучие и др. Образование для студентов является основным средством достижения, успеха, под которым понимается достижение поставленных целей. В качестве менее значимых целей выступает семья, поскольку одним из важных условий стабильной семейной жизни является материальная база.

На основе различного соотношения ценностных ориентаций и установок авторами было выделено пять моделей ценностного мира молодежи: «адаптивная», «перфекционистская», «созерцательная», «праздная», «бесперспективная». «Адаптивная» модель представлена установкой на «помощь со стороны»; ориентацией на терминальные ценности: «семья», «общение» — и инструментальные: «вера в Бога», «связи», «надежда на счастливый, случай». «Перфекционистская» модель ценностного мира студенчества характеризуется установкой на «самореализацию»; ориентацией на такие терминальные ценности, как «успех», «материальное благополучие» и инструментальные, как «вера в себя», «карьера», «целеустремленность». «Созерцательную» модель отличает ориентация на «гармонию с собой и окружающим миром», «радость бытия», установка на «самовыражение»; являющиеся терминальными ценностями, «верность себе», «саморазвитие», выступающие в качестве инструментальных ценностей. «Праздная» модель отличается ориентацией на инструментальную ценность «жизнь за чужой счет» при отсутствии социально значимых терминальных ценностей, установкой на «получение удовольствия». Для «бесперспективной» модели характерна ориентация на инструментальные – ценности: «связи», «помощь семьи» при отсутствии значимых ценностных установок, и терминальных ценностей. Выделение данных моделей ценностного мира условное. Несмотря на это можно сказать, что среди молодежи большинство «перфекционистов», которые стремятся к самостоятельности, желают проявить свои способности, реализовать свой потенциал, достичь всех поставленных целей.

Задачи исследования.

Одной из наиболее приоритетных задач современной социологической науки является накопление эмпирических фактов, способствующих накоплению знания об изучаемых явлениях. С целью выявления отношения студенческой молодёжи к семье, браку, ценностям семейной жизни было опрошено 150 студентов Муромского института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых в возрасте от 17 до 23 лет. Доля юношей в выборке составила 31,3%, доля девушек – 68,7%. Задачей данного исследования было выявить значение семьи в системе ценностей молодежи. Было выдвинуто несколько гипотез, среди которых гипотезы о том, что молодежь считает допустимым совмещать учебу и брак, приемлемым возрастом вступления в брак является 24-30, большинство молодежи положительно относится к гражданскому браку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: