Явная переоценка значения знаний в образовании человека




Л. Е. Балашов

Недостатки системы образования в России

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Явная переоценка значения знаний в образовании человека..................................................... 1

2. Значительный перекос в сторону умственных занятий, недооценка значения физической культуры 2

Физкультурное невежество современного образованного человека............................................ 3

3. Третий серьезный недостаток в нынешней системе образования: ориентация почти исключительно на подготовку специалистов-профессионалов...................................................................................................... 4

Первое: очевидная недооценка подготовки подрастающего поколения как будущих жен и мужей, отцов и матерей.................................................................................................................................................. 4

Второе: явно недостаточное внимание к тому, чтобы формировать человека в целом, как личность, как гражданина.................................................................................................................................................. 6

Нынешняя система образования способствует депопуляции (вымиранию) населения................. 6

Что делать? Резюме....................................................................................................................... 7

ПРИЛОЖЕНИЕ. КОММЕНТАРИИ и ОТВЕТЫ............................................................................. 8

 

Современная система образования в России имеет существенные изъяны-недостатки. Самые серьезные и опасные:

Явная переоценка значения знаний в образовании человека

Посмотрите: торжественный день образования, праздник образования (1-е сентября) именуется у нас «Днем Знаний». Разве в образовании человека получение знаний — главный элемент? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности-человека в целом?!

В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол настоящих творцов и лидеров [1]. Кто лучше учится в школе и вузе? Девочки-девушки. А что ребята-юноши менее способны? Очевидная нелепость. Такой перекос в подготовке-оценке девочек и мальчиков, девушек и юношей в значительной мере является результатом односторонней ориентации в школе и вузе на получение знаний.

 

(Девочки-девушки лучше учатся не только по указанной причине. Девочки обгоняют в развитии мальчиков (на стадии роста-взросления) и от этого они получают преимущество в учебе. Нужно ввести частично-раздельное образование: мальчики и девочки, юноши и девушки по большинству предметов должны заниматься в разных группах-классах. Должна быть выработана разная технология обучения и, соответственно, система оценок.)

 

«Со знанием должно быть обязательно связано умение..., — писал А. Дистервег. — Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».

А И. Г. Песталоцци, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Главная цель обучения — не столько накопление знаний, сколько развитие умственных и душевных сил ребенка.»

(Кстати, если Песталоцци прав в том, что важны не знания сами по себе, а развитие умственных и душевных сил в целом, то он абсолютно не прав в том, что развитие последних является главной целью обучения. Здесь он, к сожалению, сильно заблуждался как многие его современники, предыдущие и последующие деятели образования. — Я имею в виду то, что целью обучения должно быть также ФИЗИЧЕСКОЕ развитие ребенка. Иначе значительный перекос, дисбаланс в развитии ребенка).

Философ Г. Спенсер решительно заявил: «Великая цель образования — это не знания, а действия ». Он попал в точку. Там, где образование завершается усвоением некоторой суммы знаний-сведений и только, оно вырождается в бесплодную науку схоластики. Знания человеку нужны не сами по себе, а лишь для того, чтобы жить, успешно действовать для-ради жизни, ее продолжения, повышения ее качества и количества.

А.Эйнштейн как-то сказал, что воображение важнее знания. Он, конечно, перегнул палку. В общем и целом воображение отнюдь не важнее знания. Но в одном он прав: для творчества знание может быть бесполезно, а вот без воображения творчество невозможно. Между знанием и воображением есть известный антагонизм: знание при определенной ситуации гасит воображение как вода огонь. Поэтому односторонняя ориентация на получение знания может убить способность воображения и, соответственно, способность творить.

В сознании многих образование давно уже превратилось в процесс получения знаний. А ведь изначальный смысл слова «образование» — это вообще образование, т. е. образование человека как такового, целого человека. Образование должно содействовать формированию, развитию, становлению человека. Вот его главная и высшая цель!

(В связи с сказанным хотел бы отметить, что совершенно неуместно употребление выражения "образовательные услуги" по отношению к системе образования (детский сад-школа-вуз). Об образовательных услугах речь может идти лишь как о дополнении к системе образования, как о дополнительных образовательных действиях — вне системы образования).

Помимо знаний человек в процессе образования должен получать умения-навыки и формировать убеждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: