Максимальная скорость движения автомобиля КАМАЗ-5511 соответствует точке пересечения кривых (Рi-Рд-Ро) и (Ртр+Рf+Рw+Рµ) на графике силового баланса, который был построен ранее.
Удельный запас тяги при максимальной скорости движения автомобиля КАМАЗ-5511 также определяется по графику силового баланса.
Так как расчёт производится для движения автомобиля КАМАЗ-5511 в достаточно сложных дорожных условиях, и его разгон по пути не превышает 216 м, то определить условную максимальную скорость движения, время разгона на участках пути 400 и 1000 м и время разгона до заданной скорости в данном случае невозможно.
Значение скорости движения автомобиля КАМАЗ-5511 на затяжных подъемах при коэффициенте сопротивления дороги y =0,03 определить в данном случае невозможно, так как построение динамического паспорта не выполнялось.
Значение максимального угла подъема, преодолеваемого автомобилем КАМАЗ-5511, определяется по формуле:
. (3.1)
Максимальная сила тяги на крюке для автомобиля КАМАЗ-5511 определяется по графику силового баланса для первой передачи.
(3.2)
где (Рi-Pд-Pо)max - максимальное значение силы тяги автомобиля, Н;
(Ртр-Pf-Pw) - суммарное сопротивление движению, Н.
Полученные значения показателей скоростных свойств, приемистости и тяги приводятся в Таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Показатели тягово-скоростных свойств автомобиля
Показатель | Размерность | Значения показателей |
Скоростные свойства | ||
Максимальная скорость | м/с | |
Условная максимальная скорость | м/с | - |
Скорость движения на затяжных подъемах | м/с | - |
Приемистость | ||
Время разгона на пути 400 м | с | - |
Время разгона на пути 1000 м | с | - |
Время разгона до заданной скорости | с | - |
Тяговые свойства | ||
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем | % | 19,5 |
Максимальная сила тяги на крюке | Н | 21,6 |
Удельный запас силы тяги при максимальной скорости | % |
4.ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ
4.1.Показатели проходимости автомобиля
Значения показателей проходимости для автомобиля КАМАЗ-5511 были определены по справочной литературе и представлены в Таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Показатели проходимости автомобиля
Наименование показателя | Значение |
Показатели геометрических свойств | |
1. дорожный просвет h, м | 0,28 |
2. передний aп угол проходимости, ° | |
3. задний bп угол проходимости, ° | |
4. продольный радиус проходимости rпр, м | - |
5. поперечный радиус проходимости rпп, м | - |
6. передний lпс свес автомобиля, м | 1,275 |
7. задний lзс свес автомобиля, м | 1,482 |
Показатели опорных свойств | |
1. коэффициент сопротивления качению f | 0,055 |
2. удельное давление шины на грунт sш | - |
Показатели сцепных свойств | |
1. коэффициент сцепления шины с опорной поверхностью j | 0,5 |
2. сцепная масса mj, кг | |
3. коэффициент сцепной массы kj | 0,66 |
Показатели тяговых свойств | |
1. удельная сила тяги P т уд , Н/кг | 0,06 |
2. удельная мощность Nуд, кВт/кг | 0,001 |
4.2.Показатели устойчивости автомобиля
Критическая скорость, км/ч, по условиям опрокидывания определяется по формуле:
(4.1)
где Нк - колея автомобиля, м;
L - расстояние между осями (база) автомобиля, м;
hц - высота от центра тяжести до опорной поверхности, м;
q - угол поворота управляемых колес, рад.
Угол поворота управляемых колес, рад, определяется по формуле
. (4.2)
Критическая скорость, км/ч, по условиям заноса вычисляется по формуле:
, (4.3)
где jу - коэффициент сцепления шины с опорной поверхностью в поперечном
направлении. В расчетах можно принимать jу = jх.
Критическое значение угла наклона дороги по условиям заноса определяется по формуле:
(4.4)
Критическое значение угла наклона дороги, преодолеваемого без опрокидывания, определяется по формуле:
, (4.5)
Полученные значения показателей устойчивости для автомобиля КАМАЗ-5511 приведены в Таблице 4.2.
Таблица 4.2.
Показатель устойчивости | Значение |
Vo, км/ч | 31,97 |
Vз, км/ч | 25,55 |
βз,° | |
Βопр, ° |
4.3.Показатели манёвренности автомобиля
Ширина полосы движения по следу колес определяется по формуле:
. (4.6)
Радиусы поворота RHГ и RBГ определяются по формулам:
, (4.7)
. (4.8)
где D Нн,D НВ - величина свеса корпуса автомобиля за траекторию движения
соответственно переднего наружного и заднего внутреннего
колеса.
Ширина полосы движения по габаритам вычисляется по формуле:
НГ = RHГ - RВГ (4.9)
Показатели манёвренности автомобиля для КАМАЗ-5511 приведены в Таблице 4.3.
Таблица 4.3.
Показатели манёвренности
Показатель | Обозначение | Значение |
Радиус поворота по следу колес, м | RНmin | 8,5 |
RВmin | - | |
Радиус поворота по габаритам, м | RHГ | 9,3 |
RBГ | - | |
Ширина полосы движения по габаритам, м | НГ | - |
Ширина полосы движения по следу колес, м | Нск | - |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Копотилов В.И. Автомобили: Теоретические основы: Учебное пособие для вузов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. – 403 с.
2.Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М.: Трансконсалтинг, 1994. – 779 с.
3.Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные свойства автомобилей» для студентов специальности 240100 “Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)” дневной и заочной форм обучения.– Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. – 36 с.