Введение
Народность мари достаточно уникальна, и это связано с религией марийцев, что объясняет близость людей и природы. В культуре каждого народа имеется народная медицина, иногда ее называют нетрадиционной медициной. Марийцы издавна считаются хорошими лекарями, и люди до сих пор обращаются к ним.
Взаимосвязь марийской религии с медициной
Уровень познания в народной медицине был среди людей высок. Так, например, марийцы знали, что пчелы вместе с нектаром и росой собирают биоэнергию 77 цветов, поэтому мед считался лекарственным средством от многих болезней. Иногда эту энергию трав собирали в виде росы чистым полотенцем, отжатую росу давали больным людям. Биоэнергия деревьев использовалась при гипертонических болезнях, в выведении из организма отрицательной энергии.
Для отправления религиозно-культовых обрядов, а также в лечебных целях выбирались отдельные места, в лесах положительной геопатогенной зоной или же выращивались специальные рощи в таких зонах, где собиралась абсолютная экологическая чистота, так как там деревья никогда не вырубались, не косили траву, не собирали ягоды, не плевались, не мочились, не пасли скотину, даже никогда не произносили бранные и грубые слова. Особенно запрещалось произносить слова «керемет», «черт», «киямат» (начальник загробного мира), чтобы не осквернить священное место, где, по верованиям людей, жили сами боги. В таких рощах люди очищались от злой энергии и заряжались доброй энергией, накопленной самой природой. Коллективное общение с небесними богами происходило три раза в году: весной - с просьбой к ним о пополнении здоровья, урожая, увеличения и защиты скотины, летом, чтобы предупредить непредвиденное в жизни, стихийные явления в природе, осенью – с благодарностью богам за то, что создавали благоприятные погодные условия для людей, урожая, домашней скотины.
|
Основой религиозной системы марийцев является анимизм (одушевление всего окружающего мира). По взглядам верующих, многочисленные духи и души разделяют мир как бы на две части – на реально существующий и невидимый мир, управляющих всеми живыми и не одушевленными на земле. Коллективное посещение рощ с точки зрения медицинской науки было ритуальным очищением тела и души от невзгод социальной жизни благодаря физическому влиянию положительной геопатогенной зоны на организм человека и положительной энергии, излучаемой священными деревьями (онану). Это подтверждается тем, что верующие, побыв в священной роще, физически чувствуют освобождение тяжести в организме, ощущают облегченность, окрыленность. Видимо, освобождению чувства тяжести способствуют особенные законы геомагнитных и электромагнитных полей в роще. (Так, в некоторых священных рощах стрелки компаса не показывают никакую сторону света, только хаотически кружатся вокруг своей оси) следовательно, добрая магическая сила рощи создается не только экологически чистой местностью, биоэнергией священных деревьев, но и особыми магнитными полями. Благодаря чему люди получают дополнительную энергию, находят утешение. Это все может предупредить болезни, если есть какое-либо заболевание, помогает исцелиться. Определенный видовой состав живых организмов, населяющих рощу, создающие своеобразный духовный мир, по рассказам стариков, способствующий установлению прямой связи между землей и планетой, расположенной в космосе. Такие биосферы и биоценоз учитывались и при лечении смертельно больных людей, которые, переночевав в роще, становились здоровыми. По-видимому, в священных рощах, где особые геопатогенные зоны, магнитные и электронные поля, слабые космические лучи могут быть более эффективными в смысле положительного влияния на организм человека. Добрая магическая сила рощи, возрастает, видимо, и, благодаря, воздействию молитв, при чтении и произнесении, которых происходят в психике людей аутогипноз, своеобразный сеанс аутотренинга. Коллективное ритуальное действо при этом является сильнейшим средством внушения веры в таинственные силы природы и космического пространства. Кроме поклонения небесным божествам марийской религии большое место отводилось почитанию душ князей, военачальников, правителей разного ранга, душ первопредков, родов, семей. К ним относятся Немда Курык кугыза (Чумбылат) или великий горный старик Немды на Вятке, Пашкан на Волге (Звенигово), Болтуш на Вятке (Малмыж)…
|
По представлениям марийцев духи таких первопредков или исцеляют, или могут помочь в облегчении жизни. Среди марийцев сохранилось твердое утверждение в том, что по смерти в землю уходит только его тело, а душа покойника продолжает жить в какое-то время на земле, а потом улетает туда, где похоронены первопредки. По верованиям, если кто-либо долгое время не вспоминает своих умерших сородичей с зажженной свечкой и блинами, то душа умерших родных может наслать болезни живым сородичам или же может отогнать домашнюю скотину и временно спрятать от хозяев. Поэтому в дни памяти покойников вспоминали не только недавно умерших, но и давно умерших, а также душ безродных покойников. Считалось, что все покойники имеют право быть незабытыми среди людей!
|
Имеются особые представления о загробном мире, связанные с народной медициной. Загробный мир обычно делится на два противоположных мира: на светлый мир (ош туня), где имеется вечная живая вода, зеленая трава, птицы, животные. В этот рай попадают души тех покойников, который при жизни творили лишь добро, вели здоровый образ жизни. Кроме этого царства еще имеется нижний мир, куда попадают души жестоких при жизни людей. Там они будут кипеть в котле с дегтем (тегыт под) или в котле с серой (киш под). Сточки зрения медицины людей нужно оберегать от психических заболеваний или от смерти после их встречи с душами злых покойников и с нечистой силой. Особые места с дурной репутацией называются «таргылтыш илем» (жилье таргылтыша) или лешего, нечистой силы. Таргылтышами бывают проклятые при жизни люди или вредоносные покойники. Они могут явиться в звериной шкуре, с рогами и копытами. Таргылтыши могут изменить свой рост, стать ниже травы, либо выше деревьев. Они могут пугать людей своим смехом, сбить с пути, увести взрослого или ребенка вдаль от дороги. Считается, что они могут перегнать стада зверей с одного леса в другой. Если они явятся перед человеком, то их узнают по одежде: у них левая сторона одежды обычно запахнута на правую. Они считаются среди нечистой силы очень сильными, могут забросить лошадь на дерево, или заездить её до того, пока она не свалиться или могут запугать, защекотать.
Живут таргылтыши в лесах, оврагах, вдоль дороги, там можно услышать разговоры на непонятном языке, ржание коней, крики… Как и в священной роще в местах нахождения таргылтышей существуют запреты: нельзя рубить деревья, собирать ягоды, грибы, запрещается ругаться, кричать, нужно соблюдать определенные нормы и правила поведения. Нарушители запретов могут сильно заболеть, даже погибнуть.
Основным средством спасения от таргылтышей считается рябиновый прутик или очищенный от коры кусочек липовый ветки. В случае потери дороги из- за таргалтыша рекомендуется перевернуть стельки в обуви или менять с правой ноги на левую ногу. Если человек на лошади с возом, то распрягав лошадь нужно запрячь ее с обратной стороны. Таргылтыши отличаются большими грудями, закинутыми назад на спину и с распущенными волосами. По религиозным представлениям мари, даже имена с точки зрения народной медицины играют функцию оберега от несчастий, от болезней! Такого рода имена теперь сохранились лишь в сказаках и легендах: Маска Патыр (богатырь медведь), Пунчо патыр (сосновый богатырь), Тун Патыр, Купатыр, Куртню, Нончык (хлебный богатырь).
Качественное определение богатырей имеет оберегающее значение. Одним словом, в этих именах двойная табуляция здоровья человека. Здесь прослеживается психическое средство для самоутверждения носителя такого имени. Даже после смерти такого богатыря его душа становится средством для подзарядки живой жизнеутверждающей биоэнергии, для формирования веры на будущее в жизни. С точки зрения медицины такой способ управления психикой людей способствовал формированию стабильной психической деятельности, доброжелательности, трудолюбия и устойчивого социального поведения всего мира!!!
Заключение
Народная медицина – это применение экстрактов, в основном натурального растительного происхождения, для борьбы с различными недугами. С давних времен люди отмечали исцеляющие свойства растений. Большинство рецептов народной медицины – это проверенные годами сочетания трав, которые заваривают, настаивают и применяют иными способами. Такая медицина может включать в себя как рациональную составляющую (рецепт), так и магический подтекст (ритуалы, заговоры). Безопасная рациональная часть народных методик входит в современную медицину. Можно сказать, что народная медицина – это накопленный с годами эмпирический опыт в диагностировании и лечении болезней, передающийся из поколения в поколение.