Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика”.
Он также придерживался теории, что просвещением можно исправить мир. Само право, по его мнению, опирается на свободу, на справедливость, на добродетель. Все мыслители прошлого – все отождествляют право и справедливость. Происходит разделение права и закона. Закон может носить произвольное содержание, право – нет! Под правом Аристотель понимал политическую справедливость. Право подразделял на естественное. Это право дается человеку природой. Оно не требует легитимации. И право условное (человеческое). Оно излагается в законах. А быть правым или неправым зависит от того признают граждане тот или иной закон. Если закон признается правовым, это значит справедливый закон, этот закон лишён каких-либо пристрастий. Справедливость по Аристотелю не есть равное распределение благ и не есть правый суд. Справедливость есть правильная оценка объема и степени сложности труда, которая проявляется в обмене и может измеряться деньгами.
Распределяющая справедливость - это проявление справедливости при распределении власти, почести, выплат и т.п. "по достоинству".
Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и "проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена ". В области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания.
Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми и представляет собой принцип политической формы властвования (в отличие от деспотизма, где отсутствуют политические и правовые формы власти).
Право в целом как явление политическое Аристотель называет "политическим правом". Это, в частности, означает отсутствие права вообще в неполитических (деспотических) формах правления.
Правовые воззрения в трактате "Риторика". Законы устанавливает каждый народ для себя. Есть неписаные законы - "правда", они восполняют писаное право.
Законы подразделяются на те, которые устанавливают обязанности в отношении государства, и на законы, устанавливающие обязанности в отношении его граждан (частные и публичные права, которые позже были сформулированы в Древнем Риме).
Аристотель родился в греческой колонии Стагире во Фракии.
В отличие от Платона Аристотель уверен в реальности внешнего материального мира. В политической сфере он тоже твердо стоит на ногах и не создает утопии, а постоянно сообразуется с действительностью. Он внимательно изучает быт других государств и старается постичь другие формы государственного устройства. Как Аристотель определяет сущность государства? Надо сказать, что согласно его воззрениям, человек есть существо политическое от рождения и инстинктивно стремится к совместному жительству. Это приводит его сначала к возникновению семьи, затем союза семей – селений, а затем - государства, как наивысшей формы человеческого общежития. Сущностью государства Аристотель признавал политическое общение людей, соединившихся для достижения общего блага. Аристотель пишет, что государство создается не для совместной войны, а для того, чтобы жить счастливо. Так что определение государства по Аристотелю: государство – есть сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни. Этим определяется учение Аристотеля о формах правления. Поскольку истинная цель государства - всеобщее благо, то формы государства, в которых эта цель реализуется, Аристотель называет правильными. А те, в которых имеются в виду выгоды одних правителей, а не народа, есть формы извращенные. В правильных формах имеется в виду общая польза, в неправильных – только благо правителей. Как правильные, так и неправильные формы разделяются на несколько видов по составу верховной власти. Эта власть может принадлежать либо одному, либо немногим, либо большинству граждан.
Правильная форма | Неправильный аналог |
Монархия | Тирания |
Аристократия | Олигархия |
Полития | Демократия |
Отсюда 3 правильные формы: монархия или царство – власть одного, при которой имеется в виду общая польза. Затем аристократия – власть принадлежит нескольким, имеющим в виду пользу всего народа. Полития – господство большинства, правящего в интересах всего народа. Каждой из правильных форм соответствует извращенная. Монархия - тирания, власть одного в его интересах. Аристократия – олигархия, власть группы в интересах группы. Полития – демократия. В 7-8 главах Аристотель говорит об идеальном государстве, дает его описание. Совершенное политическое устройство возможно лишь при соответствующих природно-климатических условиях. Во-первых, такое государство должно быть не слишком большим и не слишком малым, ибо в первом трудно установить порядок, а второе не имеет достаточных средств для существования. Крупные государства никогда не могут хорошо управляться. В то же время, население должно быть достаточно большим для того, чтобы это государство удовлетворяло потребности своих членов. Государство должно иметь возможность самодостаточного существования. Так что государство должно быть легко обозримым. Государство в представлении греков – это город и его окрестности. Наилучшее государство должно иметь сообщение с морем, что полезно для обороны государства и для снабжения его всеми необходимыми продуктами. Для совершенного государства необходим благоприятный климат: он не должен быть слишком холодным и не должен быть слишком жарким как в Азии. Холодны климат способствует укреплению мужественности в народе, но не содействует развитию интеллекта народа. Жаркий климат благоприятствует развитию интеллекта, но не способствует выработке мужественности. Греки соединяют в себе свойства всех народов. Граждане должны полностью посвящать себя политической жизни и добродетели. Гражданство не дается земледельцам, купцам, ибо низкий образ жизни ведет к низкому образу мысли. Исключительное призвание граждан – служение государству. Как обеспечить равномерное участие граждан в верховной власти? Аристотель полагает, что младшие должны защищать, а старшие управлять. В молодом возрасте все граждане, проходя через военную службу, учатся повиноваться, чтобы потом управлять. При таком положении будет соблюдено полное равенство, и никто не будет негодовать против такого подчинения, поскольку знает, что со временем получит свое место. Таким образом, все гражданское население разделяется на 2 сословия: военное и законосовещательное. К ним примыкает третье сословие – жрецов, которые утомились за время своей службы государству и нуждаются в отдыхе. Однако для этого необходимо, чтобы каждый гражданин был воспитан в добродетели. Это и есть полития – средний государственный строй. В любом государстве есть богатые и бедные. Когда правят богатые – олигархия, когда правят бедные – демократия. Лучшие черты демократии смешиваются с лучшими чертами олигархии, и таким образом смягчаются противоположности богатства и бедности. Преобладает средний класс людей. Встречается полития редко и у немногих, как отмечает Аристотель, но, между тем, это реально существующий политический строй. Те государства имеют хороший строй, в которых большая часть населения – средний класс. С точки зрения государственного устройства для политии характерно: установление среднего имущественного ценза для участия в управлении государством. При замещении должностей характерно жребий и избрание. За исполнение судебных обязанностей неимущим выплачивается вознаграждение, а богатые подвергаются штрафам за уклонение от этих обязанностей. Полития – это такое сочетание олигархических и демократических учреждений, при котором центр тяжести приходится на зажиточное среднее сословие. Основной причиной падения правительств является стремление к равенству, считает Аристотель. Также причинами являются зависть, честолюбие, интриги, чрезмерное превосходство одного лица над другими.
Олигархия по возможности должна облекаться в демократическую форму. Только полное равенство привилегированных лиц предупреждает взаимные козни и распри. Должности не должны соединяться с богатством. Олигархии следует предоставлять второстепенные должности лицам из народа, ибо этим удовлетворяется честолюбие последних. Тирания поддерживается двумя прямо противоположными способами. Первый состоит в том, чтобы тиран употреблял все средства, чтобы разрознить граждан, восстановить низшие классы против высших. Например, запрещаются собрания, нравственное унижение подданных, возбуждение между ними взаимного недоверия. В государстве водворяется обширная сеть шпионства. Так что даже родственники и друзья должны опасаться друг друга. Женщинам и рабам предоставляется большая свобода, чтобы в них было легче найти доносчиков. Тиран приближает к себе низших, а все, что приподнимается над общей массой – уничтожается, потому что лучшие люди – его враги. Другой способ состоит в максимальном приближении к царству, то есть к правильной форме единовластия. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств. Олигархия и тирания – две самые шаткие формы правления.
Аристотель приходит к выводу, что важнее всего умеренное пользование властью. Односторонние формы правления тогда только могут рассчитывать на прочность, когда они удаляются от крайностей. Следует придерживаться политики золотой середины. Любая добродетель – середина между двумя крайностями. Правовые воззрения Аристотеля изложены главным образом в трактатах «Никомахова этика» и «Риторика». Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя, и естественные, потому что есть нечто справедливое по самой своей сути. Это, например, уважение к родителям, это почитание Богов, это признательность благодетелям, воздаяние добром за добро. Эти неписанные естественные законы Аристотель называет правдой. Имя восполняется неполнота писанных законов. Писанные, установленные людьми законы Аристотель разделяет на 2 группы: законы, которые определяют, что должно делать в отношении к обществу, и законы, определяющие, что надлежит делать в отношении к отдельным его членам. У Аристотеля как бы намечается деление права на частное и публичное, которое в четкой форме позднее было сформулировано Ульпиан.