Политическое и правовое учение Аристотеля.




Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика”.

Он также придерживался теории, что просвещением можно исправить мир. Само право, по его мнению, опирается на свободу, на справедливость, на добродетель. Все мыслители прошлого – все отождествляют право и справедливость. Происходит разделение права и закона. Закон может носить произвольное содержание, право – нет! Под правом Аристотель понимал политическую справедливость. Право подразделял на естественное. Это право дается человеку природой. Оно не требует легитимации. И право условное (человеческое). Оно излагается в законах. А быть правым или неправым зависит от того признают граждане тот или иной закон. Если закон признается правовым, это значит справедливый закон, этот закон лишён каких-либо пристрастий. Справедливость по Аристотелю не есть равное распределение благ и не есть правый суд. Справедливость есть правильная оценка объема и степени сложности труда, которая проявляется в обмене и может измеряться деньгами.

Распределяющая справедливость - это проявление справедливости при распределении власти, почести, выплат и т.п. "по достоинству".

Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и "проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена ". В области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания.

Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми и представляет собой принцип политической формы властвования (в отличие от деспотизма, где отсутствуют политические и правовые формы власти).

Право в целом как явление политическое Аристотель называет "политическим правом". Это, в частности, означает отсутствие права вообще в неполитических (деспотических) формах правления.

Правовые воззрения в трактате "Риторика". Законы устанавливает каждый народ для себя. Есть неписаные законы - "правда", они восполняют писаное право.

Законы подразделяются на те, которые устанавливают обязанности в отношении государства, и на законы, устанавливающие обязанности в отношении его граждан (частные и публичные права, которые позже были сформулированы в Древнем Риме).

 

Аристотель родился в греческой колонии Стагире во Фракии.

В отличие от Платона Аристотель уверен в реальности внешнего материального мира. В политической сфере он тоже твердо стоит на ногах и не создает утопии, а постоянно сообразуется с действительностью. Он внимательно изучает быт других государств и старается постичь другие формы государственного устройства. Как Аристотель определяет сущность государства? Надо сказать, что согласно его воззрениям, человек есть существо политическое от рождения и инстинктивно стремится к совместному жительству. Это приводит его сначала к возникновению семьи, затем союза семей – селений, а затем - государства, как наивысшей формы человеческого общежития. Сущностью государства Аристотель признавал политическое общение людей, соединившихся для достижения общего блага. Аристотель пишет, что государство создается не для совместной войны, а для того, чтобы жить счастливо. Так что определение государства по Аристотелю: государство – есть сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни. Этим определяется учение Аристотеля о формах правления. Поскольку истинная цель государства - всеобщее благо, то формы государства, в которых эта цель реализуется, Аристотель называет правильными. А те, в которых имеются в виду выгоды одних правителей, а не народа, есть формы извращенные. В правильных формах имеется в виду общая польза, в неправильных – только благо правителей. Как правильные, так и неправильные формы разделяются на несколько видов по составу верховной власти. Эта власть может принадлежать либо одному, либо немногим, либо большинству граждан.

 

Правильная форма Неправильный аналог
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Полития Демократия

 

Отсюда 3 правильные формы: монархия или царство – власть одного, при которой имеется в виду общая польза. Затем аристократия – власть принадлежит нескольким, имеющим в виду пользу всего народа. Полития – господство большинства, правящего в интересах всего народа. Каждой из правильных форм соответствует извращенная. Монархия - тирания, власть одного в его интересах. Аристократия – олигархия, власть группы в интересах группы. Полития – демократия. В 7-8 главах Аристотель говорит об идеальном государстве, дает его описание. Совершенное политическое устройство возможно лишь при соответствующих природно-климатических условиях. Во-первых, такое государство должно быть не слишком большим и не слишком малым, ибо в первом трудно установить порядок, а второе не имеет достаточных средств для существования. Крупные государства никогда не могут хорошо управляться. В то же время, население должно быть достаточно большим для того, чтобы это государство удовлетворяло потребности своих членов. Государство должно иметь возможность самодостаточного существования. Так что государство должно быть легко обозримым. Государство в представлении греков – это город и его окрестности. Наилучшее государство должно иметь сообщение с морем, что полезно для обороны государства и для снабжения его всеми необходимыми продуктами. Для совершенного государства необходим благоприятный климат: он не должен быть слишком холодным и не должен быть слишком жарким как в Азии. Холодны климат способствует укреплению мужественности в народе, но не содействует развитию интеллекта народа. Жаркий климат благоприятствует развитию интеллекта, но не способствует выработке мужественности. Греки соединяют в себе свойства всех народов. Граждане должны полностью посвящать себя политической жизни и добродетели. Гражданство не дается земледельцам, купцам, ибо низкий образ жизни ведет к низкому образу мысли. Исключительное призвание граждан – служение государству. Как обеспечить равномерное участие граждан в верховной власти? Аристотель полагает, что младшие должны защищать, а старшие управлять. В молодом возрасте все граждане, проходя через военную службу, учатся повиноваться, чтобы потом управлять. При таком положении будет соблюдено полное равенство, и никто не будет негодовать против такого подчинения, поскольку знает, что со временем получит свое место. Таким образом, все гражданское население разделяется на 2 сословия: военное и законосовещательное. К ним примыкает третье сословие – жрецов, которые утомились за время своей службы государству и нуждаются в отдыхе. Однако для этого необходимо, чтобы каждый гражданин был воспитан в добродетели. Это и есть полития – средний государственный строй. В любом государстве есть богатые и бедные. Когда правят богатые – олигархия, когда правят бедные – демократия. Лучшие черты демократии смешиваются с лучшими чертами олигархии, и таким образом смягчаются противоположности богатства и бедности. Преобладает средний класс людей. Встречается полития редко и у немногих, как отмечает Аристотель, но, между тем, это реально существующий политический строй. Те государства имеют хороший строй, в которых большая часть населения – средний класс. С точки зрения государственного устройства для политии характерно: установление среднего имущественного ценза для участия в управлении государством. При замещении должностей характерно жребий и избрание. За исполнение судебных обязанностей неимущим выплачивается вознаграждение, а богатые подвергаются штрафам за уклонение от этих обязанностей. Полития – это такое сочетание олигархических и демократических учреждений, при котором центр тяжести приходится на зажиточное среднее сословие. Основной причиной падения правительств является стремление к равенству, считает Аристотель. Также причинами являются зависть, честолюбие, интриги, чрезмерное превосходство одного лица над другими.

 

Олигархия по возможности должна облекаться в демократическую форму. Только полное равенство привилегированных лиц предупреждает взаимные козни и распри. Должности не должны соединяться с богатством. Олигархии следует предоставлять второстепенные должности лицам из народа, ибо этим удовлетворяется честолюбие последних. Тирания поддерживается двумя прямо противоположными способами. Первый состоит в том, чтобы тиран употреблял все средства, чтобы разрознить граждан, восстановить низшие классы против высших. Например, запрещаются собрания, нравственное унижение подданных, возбуждение между ними взаимного недоверия. В государстве водворяется обширная сеть шпионства. Так что даже родственники и друзья должны опасаться друг друга. Женщинам и рабам предоставляется большая свобода, чтобы в них было легче найти доносчиков. Тиран приближает к себе низших, а все, что приподнимается над общей массой – уничтожается, потому что лучшие люди – его враги. Другой способ состоит в максимальном приближении к царству, то есть к правильной форме единовластия. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств. Олигархия и тирания – две самые шаткие формы правления.

 

Аристотель приходит к выводу, что важнее всего умеренное пользование властью. Односторонние формы правления тогда только могут рассчитывать на прочность, когда они удаляются от крайностей. Следует придерживаться политики золотой середины. Любая добродетель – середина между двумя крайностями. Правовые воззрения Аристотеля изложены главным образом в трактатах «Никомахова этика» и «Риторика». Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя, и естественные, потому что есть нечто справедливое по самой своей сути. Это, например, уважение к родителям, это почитание Богов, это признательность благодетелям, воздаяние добром за добро. Эти неписанные естественные законы Аристотель называет правдой. Имя восполняется неполнота писанных законов. Писанные, установленные людьми законы Аристотель разделяет на 2 группы: законы, которые определяют, что должно делать в отношении к обществу, и законы, определяющие, что надлежит делать в отношении к отдельным его членам. У Аристотеля как бы намечается деление права на частное и публичное, которое в четкой форме позднее было сформулировано Ульпиан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: