Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н, нн)ой (2) горе у самого моря. За деревя(н, нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…
Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..сяна берег. А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т. (4) Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т.
Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден (К, к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды.
(По Р. Погодину)
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Дачный посёлок расположился на песчаной(2) горе у самого моря. За деревянными домиками раскинулся сосновый бор. Внизу, под горой, серая лента шоссе. По одну её сторону заросли малины, черёмухи. По другую – песок, зелёно-голубая осока, источенные водой камни и море… Море неспокойное, но прекрасное. Оно волнуется, вздыхает. Это ветер треплет его пенистые волны, и они выплёскиваются на берег. А бывает, заспорит(3) (возможно: заспорят(3) ) о чём-то море с ветром. Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут.(4) Словно желая их приободрить, загудят на горе́ сосны: они ведь тоже с неистовым ветром не ладят. Но чаще всего море спокойно и блестит, будто его начистили. В такие дни виден Кронштадт. Он за горизонтом, и поэтому кажется, что трубы судоремонтных верфей выходят прямо из воды. | ||
К1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | ||
Допущено не более двух ошибок | ||
Допущены три-четыре ошибки | ||
Допущены пять ошибок | ||
Допущено более пяти ошибок | ||
К2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | ||
Допущена одна ошибка | ||
Допущены две ошибки | ||
Допущено более двух ошибок |
К3 | Правильность списывания текста | |
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
Максимальный балл |
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
песчаной(2)
![]() |
Морфологический разбор слова
Заспорит(3)
1. Заспорит (что сделает?) – глагол, н. ф. – заспорить.
2. Пост. – сов. вид, невозвр., непереход., II спр.; непост. – в форме изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.
Возможно: заспорят(3) .
В последнем случае в разборе изменяется только число глагола – мн. ч.
Синтаксический разбор предложения
Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: валы (подлежащее, выражено именем существительным), нальются, заревут, загрохочут (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (валы) тяжёлые – определение, выражено именем прилагательным; (нальются) яростью – дополнение, выражено именем существительным; (яростью) безысходной – определение, выражено именем прилагательным.
Указания по оцениванию | Баллы | |
К1 | Выполнение морфемного разбора | |
Разбор выполнен верно | ||
При разборе допущена одна ошибка | ||
При разборе допущены две ошибки | ||
При разборе допущено более двух ошибок | ||
К2 | Выполнение словообразовательного разбора | |
Разбор выполнен верно | ||
При разборе допущена одна ошибка | ||
При разборе допущены две ошибки | ||
При разборе допущено более двух ошибок | ||
К3 | Выполнение морфологического разбора | |
Разбор выполнен верно | ||
При разборе допущена одна ошибка | ||
При разборе допущены две ошибки | ||
При разборе допущено более двух ошибок | ||
К4 | Выполнение синтаксического разбора предложения | |
Разбор выполнен верно | ||
При разборе допущена одна ошибка | ||
При разборе допущены две ошибки | ||
При разборе допущено более двух ошибок | ||
Максимальный балл |
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание слова: бывает; 2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 6 букв и 7 звуков, так как буква е обозначает два звука после гласного – [й’] и [э]. ИЛИ Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке | |
Распознавание слова | |
Правильно определено и выписано слово | |
Неправильно определено и выписано слово. ИЛИ Слово не выписано | |
Объяснение основания выбора предложения | |
Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове | |
Ответ неправильный. ИЛИ Неверно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове | |
Максимальный балл | 2 |
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Жалюзи́, языково́й (факт), позвони́шь‚ ку́хонный | |
Верно поставлено ударение во всех словах | |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | |
Максимальный балл | 2 |
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
част. мест. прил. сущ. глаг. предл. сущ. предл. числ. глаг. числ. числ. Невсякоегусиноеперогодилось дляписьма, издесятивыбиралосьодно-два. Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке | |
Верно определены все части речи в предложении | |
Допущена одна ошибка | |
Допущены две ошибки | |
Допущено более двух ошибок | |
Максимальный балл | 3 |
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) пирог более вкуснее
2) с шестьюстами страницами
3) забавный шимпанзе
4) для обоих сестёр
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Пирог более вкусный, для обеих сестёр. ИЛИ Пирог вкуснее, для обеих сестёр | |
Верно выписаны и исправлены две формы слова | |
Верно выписана и исправлена одна форма слова | |
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слова | |
Максимальный балл | 2 |
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Утром воздух чистый и влажный.
2) Темна и безлунна осенняя ночь.
3) Роса на траве след ночного тумана.
4) Стройный клён желтеет под окошком.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и места постановки тире: Роса на траве − след ночного тумана; 2) обоснование выбора предложения: В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены существительным в им.п. ИЛИ сущ., им.п. сущ., им.п. Роса на траве − след ночного тумана. ИЛИ Обоснование выбора может быть сформулировано иначе | именем | |
Распознавание предложения и места постановки тире | ||
Правильно определено предложение и место постановки тире | ||
Правильно определено предложение, но место постановки тире определено неверно. ИЛИ Ответ неправильный | ||
Обоснование выбора предложения | ||
Верно обоснован выбор предложения | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 |
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков.
2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.
3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.
4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Пропой-ка нам, соловушка, свою нежную и трогательную песенку ещё раз; 2) обоснование выбора предложения: Это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. Обоснование выбора может быть сформулировано иначе | ||
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания | ||
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания | ||
Правильно определено предложение, допущена одна ошибка | при расстановке знаков препинания | |
Правильно определено предложение, допущены две ошибки или более. ИЛИ Ответ неправильный | при расстановке знаков препинания | |
Обоснование выбора предложения | ||
Верно обоснован выбор предложения | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 |
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 14.
Текст 2
(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и спасибо ей за это…
(По Н. Орловой) Определите и запишите основную мысль текста.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Основная мысль текста. Особое отношение к солонке как к почитаемому на Руси предмету отражается в народных обычаях, в творчестве русских мастеров. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены одиндва речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | |
Максимальный балл | 2 |
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Примерный план. 1. Особое отношение к солонке на Руси. 2. Солонки-утицы на Русском Севере. 3. Солонки-кресла в Поволжье. | |
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста | |
В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении | |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта | |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта | |
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен | |
Максимальный балл | 3 |
Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Ответ может быть сформулирован так: На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. Хлеб и соль на Руси считались символом благополучия, а соль в праздничные дни насыпали в деревянную расписную солонку. Яркая роспись – одно из свидетельств особого отношения мастеров к солонке. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) | |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание лексического значения слова в данном контексте. В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение: Отводили – направляли в сторону. Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова; 2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении. Вариант ответа: На прошлой неделе мы с сестрой дважды отводили младшего брата в детский сад. Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях | |
Распознавание лексического значения слова в данном контексте | |
Верно объяснено значение слова | |
Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано | |
Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении | |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) | |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Определите стилистическую принадлежность слова «издревле» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание стилистической принадлежности слова: издревле – книжное; 2) подбор синонима к данному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: издревле – всегда, давно, издавна. Могут быть подобраны другие синонимы | |
Распознавание стилистической принадлежности слова | |
Верно определена стилистическая принадлежность слова | |
Неверно определена стилистическая принадлежность слова. ИЛИ Не определена стилистическая принадлежность слова | |
Подбор синонима к слову | |
Верно подобран синоним к данному слову | 1 |
Неверно подобран синоним к данному слову. ИЛИ Синоним не подобран | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение значение фразеологизма: Задирать нос – зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше других, превозносить себя; 2) толкование ситуации в заданном контексте. Вариант ответа: Мой одноклассник стал победителем олимпиады по математике и заболел «звёздной болезнью». Мы с ребятами по-дружески попросили его не задирать нос, ведь неприятно общаться с зазнайкой. Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма | |
Объяснение значения фразеологизма | |
Верно объяснено значение фразеологизма | |
В целом верно объяснено значение фразеологизма‚ но в объяснении есть неточность | |
Неверно объяснено значение фразеологизма. ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано | |
Толкование ситуации в заданном контексте | |
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения | |
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, выбор представленной ситуация неудачен с этической точки зрения | |
Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения. ИЛИ Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения. ИЛИ Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения | |
Максимальный балл | 4 |