Обзор ключевых категорий и положений




ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

По дисциплине

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 


Содержание

 

 

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 3

Тема 1. Содержание финансового менеджмента, его сущность, цель и задачи. 3

Тема 2. Базовые концепции финансового менеджмента. 14

Тема 3. Информационное обеспечение финансового менеджмента. 22

РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ, ПОРТФЕЛЬНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.. 44

Тема 4. Понятие и виды финансовых активов, методы их оценки. 44

Тема 5. Риск и доходность портфельных инвестиций. 52

Тема 6. Управление инвестициями. Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов 59

Тема 7. Управление внеоборотными активами. Формирование бюджета капиталовложений. Инвестиционная политика. 72

РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ. ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА.. 87

Тема 8. Анализ и управление оборотными средствами. 87

Тема 9. Анализ и управление производственными запасами. 98

Тема 10. Анализ и управление дебиторской задолженностью.. 111

Тема 11. Анализ и управление денежными средствами. 120

РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ПАССИВАМИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ 132

Тема 12. Политика привлечения заемных средств. Оценка финансового левериджа. 132

Тема 13. Максимизация прибыли. Оценка производственного левериджа. Эффект производственного рычага. 140

Тема 14. Категории риска и левериджа, их взаимосвязь. 154

Тема 15. Источники средств и методы финансирования. 170

Анализ стоимости и структуры капитала. 170

РАЗДЕЛ 5. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕТОДЫПРОГНОЗИРОВАНИЯ 201

Тема 16. Финансовое планирование. Основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования 201

Тема 17. Методы планирования и прогнозирования основных финансовых показателей. 213

Тема 18. Количественные и качественные кризис-прогнозные модели. 220

РАЗДЕЛ 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 242

Тема 19. Оценка стоимости действующих предприятий (бизнеса) 242

Тема 20. Финансовые аспекты процедур банкротства. Антикризисное управление. 258

РАЗДЕЛ 7. ТЕМЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ.. 281

Тема 21. Принятие финансовых решений в условиях инфляции. 281

Тема 22. Финансовый менеджмент малого бизнеса. 281

Тема 23. Компьютерные технологии финансового менеджмента. 293

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ... 293

ВОПРОСЫК экзамену.. 305

ЛИТЕРАТУРА... 306

ГЛОССАРИЙ: 307


РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 1. Содержание финансового менеджмента, его сущность, цель и задачи

Изучив данную тему, студент должен:

знать существующие школы финансового менеджмента; цель, задачи и структуру финансового менеджмента; значение финансового менеджера и его основные функции;

уметь организовать основные службы финансового менеджмента на предприятии;

приобрести навыки организации финансового менеджмента на предприятии.

Обзор ключевых категорий и положений

Наука финансового менеджмента и основные ее мировые школы:

Как самостоятельное научное направление финансовый ме­неджмент сформировался относительно недавно - в начале 60-х го­дов XX века. К этому времени усилиями Гарри Марковича, зало­жившего основы современной теории портфеля (ответ на вопрос: «Куда вложить денежные средства?»), Франко Модильяни и Мертона Миллера, разработавших основы теории структуры капитала (от­вет на вопрос: «Откуда взять требуемые денежные средства?»), а также других ученых, публиковавших свои работы по данной те­матике (Д. Дюран, Дж. Линтнер, Дж. Уильяме и др.), сформировалась современная теория финансов, отпочковавшаяся от приклад­ной микроэкономики (другое весьма распространенное название данного направления - неоклассическая теория финансов).

Неоклассическая теория финансов базируется на четырех ос­новных тезисах:

экономическая мощь государства, а значит, и устойчивость его финансовой системы определяется экономической мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;

вмешательство государства в деятельность частного сектора це­лесообразно минимизируется;

из доступных источников финансирования, определяющих воз­можность развития крупных корпораций, основными являются при­быль и рынки капитала;

интернационализация рынков приводит к тому, что общей тен­денцией развития финансовых систем различных стран становится стремление к интеграции.

Своему созданию эта теория обязана представителям англо­американской финансовой школы, благодаря усилиям которых тео­рия финансов получила абсолютно новое наполнение по сравнению с изложенными выше взглядами ученых XYI11-XIX веков. Развитие и интернационализация рынков капитала, повышение роли трансна­циональных корпораций, процессы концентрации в области произ­водства, усиление значимости финансового ресурса как основопола­гающего в системе ресурсного обеспечения любого бизнеса привели во второй половине XX века к необходимости теоретического ос­мысления роли финансов на уровне основной системообразующей ячейки любой экономической системы, т.е. на уровне хозяйствую­щего субъекта. Усилиями таких видных ученых, как Ф. Блэк, М. Скоулз, Ю. Фама, Дж. Хиршлифер, У. Шарп и других, новое на­правление начало стремительно развиваться в общетеоретическом плане. Значительная часть научной литературы по теории финансов в те годы сосредоточивалась скорее на проблемах рынка капитала, нежели на вопросах управления финансовыми ресурсами компании. Безусловно, знание теоретических основ управления финансами не­обходимо, однако не меньшую значимость имеет и прикладной ас­пект. Именно последнее послужило причиной становления в 60-е годы финансового менеджмента, который довольно быстро офор­мился как самостоятельное научное и практическое направление на стыке трех наук: современная теория финансов, бухгалтерский учет и общая теория управления. Значительный вклад в популяризацию финансового менеджмента внесли представители англо-американ­ской школы: Т. Коуплэнд, Дж. Уэстон, Р. Брейли, С. Майерс, С. Росс, Ю. Бригхем и др. Как учебная дисциплина «Финансовый менеджмент» тесно корреспондирует с дисциплинами «Финансовый учет» и «Управленческий учет».

Описанный подход в области теории и практики управления финансами, исповедуемый представителями англо-американской школы, безусловно доминирует в мире, однако в некоторых эконо­мически развитых странах можно видеть и другие подходы. В част­ности, в Германии проблемы управления финансами предприятия разделены на два направления: концептуальные основы теории фи­нансов, включая логику принятия решений финансового характера, имеющих стратегическую направленность, рассматриваются в курсе дисциплины «Финансирование и инвестиции», а вопросы тактиче­ского и оперативного управления финансами - в курсе «Контрол­линг», который включает в себя многие разделы из курсов «Финан­совый менеджмент» и «Управленческий учет» в их англо-американской трактовке.

Финансовый менеджмент как система управления:

В рамках общей теории управления определяются методологи­ческие принципы системы управления как процесса воздействия субъекта управления на объект управления с помощью так называе­мых общих функций управления, к которым относят анализ, плани­рование, организацию, учет, контроль, регулирование. При описа­нии и структуризации финансового менеджмента эти функции нахо­дят адекватное отражение, в частности, в методиках финансового планирования, анализа, контроля и др.

Финансовый менеджмент как наука об управлении финансами некоторого субъекта допускает определенное обособление данного субъекта в контексте окружающей среды, идентификацию связей и отношений, возникающих в процессе его функционирования. Фи­нансовые потоки с позиции макроуровня подчиняются определен­ной логике, а грамотное управление ими предполагает знание неко­торых объективно существующих концептуальных принципов, по­зволяющих понять эту логику. Именно в рамках современной тео­рии финансов сформулированы базовые концепции финансового менеджмента, объясняется методология управления финансами хо­зяйствующего субъекта, характеризуются основные категории науки управления финансами, разрабатываются основные приемы, методы и инструменты, используемые для целей управления, дается их тео­ретическое обоснование.

Общеизвестно, что управление представляет синтез науки и искусства, иными словами, фактор субъективности играет весьма существенную роль при принятии управленческих решений, в том числе и решений финансового характера. Именно поэтому финансо­вый менеджмент имеет очевидную практическую направленность и служит своеобразным мостиком между теоретическими построе­ниями в отношении рынка капитала, систем, процессов и общих принципов управления и их практической реализацией. Эта сторона финансового менеджмента задается его тесной связью с бухгалтер­ским учетом как с позиции информационного обеспечения деятель­ности финансового менеджера, так и с позиции совпадения объекта деятельности представителей этих двух направлений, каковым яв­ляются финансовые потоки и операции с ними, приводящие к изме­нению в активах и обязательствах предприятия.

Структуризация разделов финансового менеджмента как учеб­ной дисциплины, которая как раз и определяет ее логику, может быть выполнена различными способами. В приложении к крупному предприятию, которому свойственны наиболее разнообразные вари­анты управленческих решений финансового характера, можно пред­ложить следующие пять основных блоков направлений:

Блок 1. Финансовый менеджмент: логика дисциплины, ее струк­тура, содержание, понятийный аппарат.

Блок 2. Анализ и планирование в системе финансового менедж­мента.

Блок 3. Финансовые решения в отношении активов коммерче­ской организации.

Блок 4. Финансовые решения в отношении источников средств

коммерческой организации.

Блок 5. Финансовые решения в нетиповых ситуациях.

Приведенная блочная структура основана на следующих по­сылах:

а) финансовый менеджмент как самостоятельное направление сформировался на стыке трех крупных научных направлений: общая теория управления, современная теория финансов и бухгалтерский учет;

б) финансовая деятельность любого хозяйствующего субъекта имеет два основных аспекта: управление активами (куда вложить финансовые ресурсы) и управление источниками финансирования (откуда взять требуемые ресурсы);

в) финансовые решения по указанным выше двум направлениям могут быть детализированы в зависимости от выделения конкрет­ных объектов управления; в наиболее систематизированном виде эта детализация может быть выполнена, отталкиваясь от структуры баланса, представляющего наиболее совершенную из доступных финансовых моделей предприятия;

г) финансовая деятельность выполняется как в стабильном по­вторяющемся режиме, так и в условиях действия ряда факторов, значимость, приложимость к конкретному предприятию или дейст­вия которых ограничены (значимая инфляция, международные ас­пекты управленческой деятельности, банкротства, изменения орга­низационно-правовой формы и существенные структурные измене­ния и др.); особенности финансовой деятельности в условиях дейст­вия данных факторов целесообразно описать отдельным блоком.

В современной трактовке финансы представляют собой сово­купность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования, государства и граждан и использования их на цели воспроизводства, стимулиро­вания и удовлетворения социальных нужд общества в целом и его членов.

Областью возникновения и функционирования финансов явля­ется, в основном, вторая стадия воспроизводственного процесса-стадия обмена, когда происходит обмен произведенными общест­венными продуктами, эквивалентность которого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостных оценок. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связан­ные с формированием денежных доходов и накоплений, прини­мающих специфическую форму финансовых ресурсов.

В общей совокупности финансовых отношений можно выде­лить шесть крупных взаимосвязанных сфер: финансы хозяйствую­щих субъектов (предприятия, организации, учреждения), финансы системы страхования, государственные финансы, банковская система, финансовые рынки и финансы физических лиц.

Определенный тип управления финансами свойствен социаль­но-экономическим системам любых форм собственности, любой це­левой направленности, однако особый интерес представляет система управления финансами коммерческих предприятий. Среди основ­ных причин следующие. Во-первых, именно эти предприятия со­ставляют основу экономики любой страны, формируют ее нацио­нальное богатство. Во-вторых, этим компаниям характерен наибо­лее широкий спектр функций и методов управления финансами (ин­вестиционная политика, дивидендная политика, необходимость ра­боты на финансовых рынках и т.п.), для них могут быть разработаны некоторые унифицированные подходы к принятию решений финан­сового характера.

Финансовые потоки представляют собой «кровеносную систе­му» любого предприятия, поэтому эффективное управление ими, осуществляемое в рамках финансового менеджмента, является при­оритетной задачей системы управления предприятием в целом.

Финансовый менеджмент, или система управления финансами предприятия, - это система взаимоотношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Данная система многоаспектная, она распространяется как на взаимоотношения внутри предприятия, так и на взаимоотношения данного предприятия с другими контрагентами (субъекты хо­зяйствования, государственные органы, общество и др.).

С позиции управления финансами субъекта хозяйствования ключевыми являются следующие три вопроса: каков объем финансовых ресурсов необходим для успешной деятельности предприятия с позиции перспективы; из каких источников можно привлечь требуемые финансовые ресурсы и какова оптимальная структура этих источников; как организовать оперативное управление финансами предприя­тия с целью обеспечения его ликвидности и платежеспособности.

Как практическая сфера деятельности финансовый менедж­мент имеет четыре крупные области:

общий финансовый анализ и планирование, в рамках которых осуществляется формулирование приведенных выше вопросов, их формализация и определение способов решения;

управление инвестиционной деятельностью, понимаемой в ши­роком смысле как инвестиции в так называемые реальные активы и инвестиции в финансовые активы и предназначенной для ответа на вопрос: «Куда вложить финансовые ресурсы с наибольшей эффек­тивностью?»; управление источниками финансовых ресурсов как область дея­тельности управленческого аппарата, предназначенная для ответа на вопрос: «Откуда взять требуемые финансовые ресурсы?»; текущее финансовое управление, в рамках которого осуществля­ется финансирование текущей деятельности, обеспечивающее пла­тежеспособность предприятия.

Существует система экономических целей, достижение кото­рых служит признаком успешного управления финансами предпри­ятия: избежание банкротства и крупных финансовых неудач, лидер­ство в борьбе с конкурентами, рост объемов производства и реали­зации, максимизация прибыли, занятие определенной ниши и доли на рынке товаров и т.п. Тем не менее общепризнанным является приоритет целевой установки, предусматривающей максимизацию рыночной стоимости компании, а следовательно, и богатства ее вла­дельцев.

Повышение рыночной стоимости компании достигается путем:

(а) стабильного генерирования текущей прибыли в объеме, доста­точном для выплаты дивидендов и реинвестирования с целью под­держания заданных объемов производства или их наращивания;

(б) минимизации производственного и финансового рисков за счет выбора экономически обоснованного вида основной деятельно­сти, диверсификации общей деятельности и оптимизации структуры источников средств; (в) привлечения опытного управленческого персонала.

Конкретизация и детализация путей достижения главной целе­вой установки осуществляется путем построения дерева целей. При этом могут выделяться: (а) рыночные, (б) финансово-экономи­ческие, (в) производственно-технологические и (г) социальные цели.

В крупных компаниях акционеры делегируют ответствен­ность за управление бизнесом профессиональным менеджерам. Поэтому актуальны вопросы в отношении управленческого персо­нала: (а) степень эффективности его работы; (б) возможность де­легирования полномочий в отношении инвестиционной политики; (в) соответствие оплаты труда его качеству.

Разрыв между функцией распоряжения и функцией текущего управления и контроля и возможные в этом случае противоречия между собственниками компании и ее управленческим персоналом в той или иной степени объясняются в рамках так называемой тео­рии агентских отношений (Agency Theory). Если эти противоречия не носят критического характера для деятельности компании, гово­рят о конгруэнтности целевых установок ее собственников и управленческого персонала. В хорошо организованной и структурирован­ной компании, как правило, нет серьезных противоречий между це­лями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управ­ленческим персоналом.

Одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятель­ность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независи­мых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) от­четности, платежно-расчетной документации, налоговых деклара­ций и других финансовых обязательств и требований экономиче­ских субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (органи­зация бухгалтерского учета, оценка, налоговое планирование, управ­ление корпоративными финансами, анализ финансово-хозяйствен­ной деятельности, консультирование и др.).

Основная задача аудиторов чаще всего состоит в вынесении независимого суждения о достоверности отчетных данных клиента.

Проводя проверку, аудитор автоматически формулирует некоторый критерий, соответствие которому и служит основанием для вынесе­ния суждения. Очевидно, что таких критериев может быть несколь­ко, причем эти критерии могут быть достаточно разноплановыми. Наиболее распространены следующие два взаимосвязанных крите­рия: если, во-первых, процедуры выполнялись в строгом соответст­вии с нормативными актами и, во-вторых, имеются оправдательные документы для всех операций, то отчетные данные достоверны; именно проверка этих двух критериев предписывается аудиторскими стандартами.

Без особого преувеличения можно утверждать, что в последние годы в мировой практике в области аудита становится необратимой тенденция отхода от понимания роли аудитора как фиксатора степе­ни достоверности бухгалтерской отчетности и финансовых резуль­татов в сторону представления аудитора в качестве советчика и кон­сультанта. Безусловно, функция выражения независимого мнения о достоверности Отчетности не отменяется, однако она уже не являет­ся доминирующей в спектре услуг, предлагаемых аудиторской ком­панией. Аудитор должен смотреть не в прошлое, а в будущее. Пред­полагается, что аудитор, будучи профессионалом высшей квалифи­кации, может и должен выявить слабые места в организационной структуре управления, системах учета и контроля и сделать реко­мендации по повышению эффективности ведения бизнеса клиентом. Аудитора в этом случае можно уподобить доктору, а успешность его действий зависит от многих факторов, в том числе и таких, отноше­ние которых к такой сугубо процедурной деятельности, как учет и контроль, на первый взгляд представляется далеко не очевидным. В числе этих факторов, например, необходимость учета психологиче­ских моментов в деятельности как клиента, так и собственно ауди­торов.

Решения, которые должен принимать финансовый менеджер, занимающий одно из ключевых мест в управленческой иерархии компании, могут относиться к следующим областям деятельности: (а) общий финансовый анализ и планирование; (б) обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств); (в) распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами); (г) дивидендная политика; (д) финансовые решения текущего характера. Таким образом, фи­нансовый менеджер должен владеть весьма широким спектром представлений, понятий, методов и приемов, поскольку в своей компании он ответствен за выбор контрагентов, кредитную полити­ку, обоснованность направлений и эффективность вложения денеж­ных средств, целесообразность использования тех или иных инст­рументов финансирования и др. Он обязан делать достаточно быст­рые и профессиональные суждения о финансовом положении собст­венной компании и потенциальных контрагентов, возможных по­следствиях принятия того или иного решения в областях финанси­рования и инвестирования, целесообразности операций кратко- и долгосрочного характера на рынках капитала.

Известны четыре фактора, определяющие деятельность ком­мерческого предприятия: земля, капитал, труд и предприимчивость. С определенной долей условности можно отдать приоритет капита­лу; иными словами, финансовые ресурсы являются главенствующим видом ресурсов, поскольку обладают исключительно высокой сте­пенью трансформации в любой другой вид ресурсов. В условиях рыночных отношений финансовая деятельность компании приобре­тает ключевое значение, поскольку от ее эффективности в значи­тельной степени зависит сам факт существования компании. В свою очередь, в общей совокупности действий финансового менеджера, вероятно, главенствующее место занимает задача поиска и мобили­зации устойчивых источников финансирования деятельности компании.

По источникам формирования финансовые ресурсы хозяйст­вующего субъекта подразделяются на: (а) образуемые за счет собст­венных и приравненных к ним средств; (б) мобилизуемые на финан­совых рынках как результат операций с ценными бумагами, ссудозаёмных операций и др.; (в) поступающие в порядке перераспреде­ления в виде бюджетных ассигнований; (г) находящиеся во времен­ном краткосрочном пользовании средства сторонних субъектов как результат текущих хозяйственных операций.

Прибыль без сомнения является основным постоянным источ­ником финансирования; однако этот источник ограничен, поэтому периодически любая компания вынуждена обращаться за денежны­ми средствами на финансовые рынки.

Финансовый рынок - это организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. Подразделяется на валютный рынок, рынок золота, рынок капитала и рынок денежных средств.

В плане финансирования деятельности крупных коммерческих предприятий рынок капитала в системе финансовых рынков играет

ключевую роль. Он подразделяется на рынок ссудного капитала (банковские ссуды и долговые ценные бумаги) и рынок долевых ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг (долевые, долговые и производные цен­ные бумаги) подразделяется на биржевой (торговля осуществляется на фондовых биржах) и внебиржевой (здесь обращаются ценные бумаги, не получившие допуска на фондовые биржи), сотовый (обмен активов на денежные средства осуществляется непосредст­венно во время сделки) и срочный (здесь осуществляется торговля срочными контрактами, подразумевающими поставку базисных ак­тивов в будущем), первичный (обслуживает эмиссию и первичное размещение ценных бумаг; именно на этом рынке компания моби­лизует требуемые финансовые ресурсы путем продажи своих цен­ных бумаг) и вторичный (обеспечивает обращение ранее выпущен­ных ценных бумаг).

Функционирование рынка капитала в значительной степени за­висит от позиции и роли государства, которое при этом руковод­ствуется рядом основополагающих принципов: принцип государст­венного регулирования, принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования деятельности субъектов рынка, принцип равных возможностей путем поощрения конкуренции, контроля за ее уровнем, отказа от создания преферен­ций для отдельных участников, принцип преемственности государ­ственной политики, принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков.

Участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты и вла­дельцы ценных бумаг, а также профессиональные участники рынка, т.е. юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществляющие разрешенную законом пред­принимательскую деятельность, к которой относятся брокерская, дилерская,, клиринговая, депозитарная деятельность, а также дея­тельность по управлению ценными бумагами и деятельность по ве­дению реестра владельцев ценных бумаг.

Основной объем операций на бирже осуществляется посредни­ками - инвестиционными институтами. Инвестиционный институт - юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность с ценными бумагами как исключительную, не допускающую совме­щения с другими видами деятельности. Он может осуществлять свою деятельность в качестве: посредника, инвестиционного кон­сультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда. Помимо фондовых бирж, на которых котируются ценные бу­маги крупных компаний, существуют альтернативные финансовые рынки, которые: а) более рисково; б) используются либо молодыми и быстро растущими компаниями, либо для операций управленче­ского персонала по выкупу компаний, либо «семейными» компа­ниями.

Преимущества и недостатки выхода компании со своими цен­ными бумагами на рынок: а) расходы по размещению; б) необходи­мость следования установленным правилам; в) большая открытость компании и, как следствие, возможность критики деятельности управленческого персонала; г) «разводнение» (dilution) права собст­венности.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

I. Что понимается под финансовой системой, поясните логику взаимосвязи ее отдельных элементов.

1. Какая трансформация произошла с термином «финансы» в его эволюции? В чем вы видите причины подобной трансформации? Что такое «неоклассическая теория финансов»?

3. Что такое финансовый менеджмент? Дайте описание основ­ных его разделов, поясните логику их обособления и взаимосвязь.

4. Сформулируйте особенности управления финансами в пред­приятиях различных форм собственности.

5. Раскройте особенности профессий финансового менеджера и финансового аналитика.

6. Дайте сравнительную характеристику особенностей работы бухгалтера и финансового менеджера. Какая профессия вам кажется более привлекательной и почему?

7. Охарактеризуйте основные цели, стоящие перед любой ком­панией. Можно ли их каким-либо образом группировать и ранжиро­вать? Что такое дерево целей?

8. Какие задачи стоят перед управленческим персоналом компа­нии, обеспечивающим достижение ее основных финансовых целей?

9. Каким образом владельцы компании могут удостовериться, что управленческий персонал прилагает все усилия для достижения финансовых целей?

10. Какие решения приходится принимать финансовым менед­жерам для достижения финансовых целей?

11. Каким образом владельцы компании могут удостовериться в том, что финансовые цели действительно достигнуты?

12. Прокомментируйте суть агентской теории. Приведите при­меры, когда интересы владельцев компании и ее управленческого персонала вступают в определенное противоречие. Каким образом может стимулироваться управленческий персонал для определенно­го нивелирования последствий агентского конфликта?

13. Почему возникла необходимость создания в России системы аудита? В чем принципиальное отличие аудита от ревизионной про­верки, имевшей место в условиях централизованно планируемой экономики? В чьих интересах может проводиться аудиторская про­верка?

14. В банк обратились за ссудой общество с ограниченной от­ветственностью и общество с дополнительной ответственностью. Какой потенциальный заемщик более рисков для банка и почему? Какими способами банк может противодействовать повышенному риску?

15. Охарактеризуйте основные виды финансовых рынков. Како­ва их роль в плане мобилизации дополнительных источников финансирования компании? В чем состоит принципиальное разли­чие первичного и вторичного рынков ценных бумаг с позиции эми­тента?

 

При изучении темы необходимо:

Читать учебник Роновой Г.Н. " Финансовый менеджмент" раздел "Концептуальные основы финансового менеджмента"; под ред. Стояновой Е.С. "Финансовый менеджмент: теория и практика" раздел "Основные понятия. Информационная база и математический аппарата финансового менеджмента"; Ковалева В.В. "Введение в финансовый менеджмент" раздел " Цели, задачи и сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики" стр. 15-61; Балабанова И.Т. "Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?" раздел "Сущность и технология финансового менеджмента" стр. 18-29; Бланка И.А. "Основы финансового менеджмента" раздел "Концептуальные основы финансового
менеджмента. Теоретические основы финансового менеджмента" стр. 11-44; Ван Хорна Дж. К. "Основы управления финансами" раздел "Значение финансового менеджмента», стр. 10-34.

Вопросы и литература для самостоятельного изучения

1. Эволюция финансового менеджмента.

2. Финансовые рынки и финансовые институты.

3. Сущность агентской теории

4. Основные области финансового менеджмента

5. Финансовый менеджмент как форма предпринимательства

Рекомендуемая литература: Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент с.36-61; Е.А. Стоянова Финансовый менеджмент с. 7-19; Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента; Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс.

Контролируемый результат – студенческий конспект.

 

Глоссарий:

1. Активы – экономические ресурсы предприятия в форме имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли

2. Акция - ценная бумага, удостоверяющая участие ее владельца в формировании уставного капитала и дающая право на получение соответствующей доли прибыли в форме дивиденда

3. Сегментация финансового рынка – целенаправленное разделение финансового рынка на отдельные сегменты в зависимости от особенностей обращающихся на нем финансовых инструментов

4. Финансовый рынок - это организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами.

5. Факторинг – финансовая операция, заключающаяся в том, что предприятие-продавец уступает банку право получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию

6. Хеджирование – метод страхования ценового риска по сделкам на бирже

7. Финансовая политика – форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе отдельных аспектов его финансовой деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: