ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»(Мк. 16:16)
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2:38)
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин. 3:5)
«Вера и крещение суть два способа спасения, между собой сродные и нераздельные. Ибо иначе не спастись». (Свят. Василий Великий, IV век)
Понятие о Таинствах
Святая Православная Церковь, как чадолюбивая мать, подает нам благодатные силы к добродетельной, святой жизни в Боге, по мере нашей веры и любви к Нему. Священнодействия, через которые подаются нам эти благодатные силы, называются церковными Таинствами.
Что такое Таинство? Таинством является священное действие, которое под видимым каким-либо образом подает душе верующего невидимуюсилуБожию–Благодать Святого Духа, которая очищает, укрепляет и освящает душу человека. В Православной Церкви существует всего семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Священство и Елеосвящение. Каждое из них охватывает все важнейшие моменты жизни человека от колыбели до могилы и сообщает верующему определенный дар благодати.
В Таинствах происходит теснейшая встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. Цель их - дарование людям благ любви Божией. Плод их – освобождение от греховной жизни, духовное преображение и возрождения человека. Условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенностьчеловека, смирение, покаяние, искренняя вера и желание принять его.
|
Совершителем любого Таинства является Сам Господь Бог, а священнослужители Церкви – лишь Его орудия. Не в человеческих силах подавать божественные блага – это дар Самого Господа, действующего невидимо и незримо во время видимого нами священнодействия.
О Таинстве Крещения
Таинство Крещения – это первое, основополагающее Таинство в жизни христианина. Православное вероучение гласит: «Крещение есть таинство, в котором человек, уверовавший во Христа, при троекратном погружении его в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь новую, святую и духовную».
Как обыкновенная жизнь человека начинается рождением, так и жизнь христианская, духовная – начинается возрождением в Таинстве Крещения. Оно служит дверью в Церковь Христову как Царство любви и благодати. Только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «вторым рождением».Совершается оно один раз в жизни.
Это святое Таинство заповедано Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он собственным примером освятил его и повелел апостолам совершать его над всеми, кто желает достигнуть Царствия Небесного, сказав такие слова: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28:19-20).
Русская Православная Церковь. Для свободного распространения.
Святые апостолы, после того, как на них сошел Святой Дух, следуя заповеди Господней, обошли всю землю, проповедуя Евангелие, совершая Крещение над всеми, кто обращался ко Христу.Иисус Христос указал на безусловную необходимость Крещения для спасения наших душ: «… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
|
Значение Таинства Крещения
Как всякое Таинство, Крещение имеет глубочайший внутренний смысл.В нем человек облекается во Христа, по слову апостола Павла: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании таинства:
«Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога»
(Рим. 6:3–11).
Крещение имеет тесную связь с искупительным подвигом Христа Спасителя. Чтобы воспользоваться плодами этого великого дела Божия, надо уверовать в Господа Иисуса Христа, как Спасителя и Искупителя всего мира и каждого человека отдельно, покаяться и через святое Крещение стать на путьк вечному Царству любви и благодати Божьей.
Крещаемому прощаются все его прежде соделанные грехии он очищаетсяот последствий первородного греха, соделанного первыми людьми - Адамом и Евой в саду Едемском. Нарушение имизаповеди Бога о верности Ему повлекло за собою ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в тленность и рабство греху. Удалившись от Бога человек стал смертен. В его жизнь вошли душевные страсти и пороки (корень которых – самость, гордыня, эгоизм), болезни тела, разобщенность всех душевных сил: разума, чувств и воли. Маленькая частица яда, попавшая в организм человека, заражает и умерщвляет все тело. Так и яд греха, развился по всему роду человеческому и заразил его смертельною заразою. Греховная порча была внесена в природу всех людей, так как все люди имеют общность естества. Потому все потомки прародителей – Адама и Евы (исключение — Господь Иисус Христос) рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу.Апостол Павел справедливо говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Нужно сказать, что объектом гнева Божия являются не сами люди, родившиеся вне Царства благодати, а именно наследуемое ими греховное состояние, означающее расстройство в творении Божием, которое не может быть предметом благоволения Божия, ибо невозможно общение света со тьмой (2 Кор.:14). Бог осуждает это расстройство, происшедшее в чистой и совершенной богосозданной природе человеческой. Но Господь предлагает безвозмездно, без всякой человеческой заслуги надежное средство для освобождения от наследственной греховности – вступление в Новый Завет с Богом чрез посредство Таинств святого Крещения, Миропомазания, Покаяния и Причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа, РодоначальникаискупленногоиспасаемогоИмивНемчеловеческогорода.
|
Бог для человека есть подлинный Источник Жизни, как сказано в Священном Писании: «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Пребывая в Боге, Адам имел в себе Жизнь, сверхъестественно животворившую его смертную природу. Когда же он отступил от единения с Жизнью, то есть с Богом, он перешел из святости и нетленности - к распаду и тлению.Бог для человека как свет от очей, как солнце для всего живого, как влага для земли, дающая жизнь. Человек не может существовать без своего Творца, он начинает гибнуть. Насколько человек удаляется от Бога, настолько он приближается к смерти. Прародители человечества сами уготовили смерть себе и всему человеческому роду, ибо Бог есть подлинный Источник всякой жизни и удаляющиеся от Него погибнут (Пс. 72:27). Отчуждение от Бога влечет за собою безблагодатное состояние–смерть духовную, а потом и физическую.
Через искупительный подвиг Богочеловека Иисуса Христа нам всем открывается возможность вновьвоссоединиться с Богом, вернуть потерянную благодать, исполниться Святого Духа, воскреснуть душою к блаженной духовной жизни. Такое возвращениедостигается покаянием и вероюв Спасителя – Иисуса Христа. Человеку необходимо стать последователем Христа и через Него, действием Святого Духа очиститься от грехов и начать новую жизнь в любви и правде заповедей Божиих. Только это делает его способным к вечной и блаженной жизни. И средства, через которые каждый уверовавший получает в себя освящающую его благодать – это святые церковные Таинства. И первое из них, вводящее во внутреннюю духовною жизнь с Богом – это Таинство Крещения.