Перечень вопросов для оценки уровня сформированности компетенции ОК-2 на этапе «Знания»
1. Динамика международных конфликтов в конце ХХ – начале XXI в.
2.Причины современных международных конфликтов.
3. Неустойчивые государства как источник конфликтов.
4.Роль СМИ в развертывании и урегулировании конфликтов.
5.Проблема восприятия конфликта его участниками, роль психологических факторов в принятии решений в кризисных ситуациях.
6.Роль внешних факторов в разрешении международных конфликтов.
7.Роль третьей стороны в урегулировании конфликтов.
8.Проблема выбора партнеров и механизмов воздействия при урегулировании конфликтных ситуации.
9.Роль международных организаций в разрешении конфликтов имеждународные операции по поддержанию мира.
10. Палестино-израильские переговоры в начале 1990-х гг. Подписание соглашения о палестинской автономии (май 1994 г.).
Перечень вопросов для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-1 на этапе «Знания»
1. План «Дорожная карта» для Ближнего Востока.
2.План А. Шарона одностороннего «размежевания с палестинцами» и его осуществление.
3.Военная операция Израиля в Ливане в 2006 г., ее итоги.
4.Фактор ХАМАС в израильско-палестинских отношениях.
5.Международно-правовые и конфессиональные аспекты проблемы Иерусалима.
6.Современное состояние арабо-израильского конфликта.
7. Возникновение кашмирской проблемы. Индийско-пакистанский конфликт 1947–1948 гг.
8.Индийско-пакистанская война 1965 г. Позиция противостоящих сторон, великих держав и ООН по кашмирскому вопросу.
9.Ситуация вокруг Кашмира в 1990-е – начале 2000-х гг.
10.Влияние ядерного фактора на кашмирский кризис. Пути решения кашмирской проблемы
|
Перечень вопросов для оценки уровня сформированности компетенции ПК-1 на этапе «Знания»
1.Причины повышенной конфликтогенности Африканского континента (социально-экономические, этно-конфессиональные, внутрирегиональные и внерегиональные, иные факторы).
2. Распад сомалийской государственности и миротворческая операция ООН в Сомали 1992–1995гг. Сомали как пример «несостоявшегося государства».
3.Конфликты в районе Великих африканских озер (Этнический конфликт в Руанде, Конголезский кризис).
4.Миротворческие усилия по разрешению конфликтных ситуаций на Африканском континенте, их эффективность.
5.Причины, значение и роль конфликтов в международных отношениях.
6.Технологии управления и разрешения международных конфликтов.
7.Роль религии в возникновении межэтнических и межгосударственных конфликтов.
8.Роль международных организаций в разрешении международных конфликтов.
9.Практика международных миротворческих операций.
10.Международное право и международные конфликты.
Тестовые задания
Перечень тестовых заданий для оценки уровня сформированности компетенции ОК-2 на этапе «Умения»
1. Под глобальными конфликтами понимают:
а) конфликты между регионами;
б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации;
в) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами;
г) конфликты, связанные с природными катастрофами;
д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.
|
2. Какие из перечисленных ниже конфликтов являются глобальными:
а) первая и вторая мировая войны; «холодная война» между Востоком и Западом в 1950-1980-е годы; экологический кризис; энергетический кризис; демографический кризис;
б) конфликт между развивающимися и развитыми странами; конфликт между Россией и США в космосе; экологический кризис; вторая мировая война; демографический кризис;
в) конфликт между развивающими и развитыми странами; мировая термоядерная война; демографический кризис; экологический кризис; энергетический кризис;
г) первая и вторая мировая войны; холодная война между Востоком и Западом в 1950-1980-е годы; Мировая термоядерная война; нефтяная война между Ближним Востоком и Евро-Американским союзом; война между Японией и США в области информационных технологий;
д) экологический кризис; энергетический кризис; демографический кризис; кризис в политических отношениях между Востоком и Западом; религиозный кризис между мусульманским и немусульманским миром.
3. Реальная возможность возникновения глобальных конфликтов появилась:
а) в конце XIX века;
б) в начале XX века;
в) в конце XX века;
г) в середине XX века;
д) ожидается в первой половине XXI века.
4. Благодаря деятельности, какой международной организации глобальные проблемы современности получили активное изучение и широкую известность:
а) ООН;
б) Римского клуба;
в) Европейского Союза;
г) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
д) Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
|
5. Кто из отечественных ученых один из первых обратился в своих исследованиях к глобальным проблемам в начале XX века:
а) Н. А. Бердяев;
б) В. И. Вернадский;
в) Н. И. Вавилов;
г) В. М. Бехтерев;
д) Э. К. Циолковский.
6. Под региональными конфликтами понимают:
а) конфликты между регионами внутри государства;
б) конфликты между государствами, связанные с их интересами в том или ином регионе;
в) конфликты между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, с охватом больших географических и социальных пространств;
г) конфликты, которые возникают между субъектами социального взаимодействия на основе противоречий регионального значения;
д) конфликты, разрешение которых возможно только с привлечением международных организаций.
7. Формами разрешения региональных конфликтов являются:
а) консенсус; взаимное примирение; угроза применения силы; присутствие третьей стороны;
б) консенсус; взаимное примирение; присутствие третьей стороны; угроза применения силы третьей стороной;
в) присутствие третьей стороны; угроза применения силы третьей стороной; ультиматум; консенсус;
г) консенсус; подавление одной из сторон; взаимное примирение; перевод борьбы в русло сотрудничества;
д) консенсус; ультиматум; угроза применения силы; вмешательство ООН.
8. Правовую базу управления региональными конфликтами составляют:
а) нормы международного права;
б) конституционные нормы и правовые акты государственного уровня;
в) региональные и муниципальные законы;
г) только нормы международного права, конституционные нормы и правовые акты государственного уровня;
д) все правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов социального взаимодействия.
9. Назовите главный фактор, определяющий характер региональных конфликтов:
а) национально-этнические и религиозные интересы и традиции;
б) международные отношения;
в) глобальные проблемы современности;
г) географический фактор;
д) экономический фактор.
10. Какое основание положено в выделение такого типа региональных конфликтов, как конфликты между коалициями государств:
а) особенности географического положения субъектов конфликтного взаимодействия;
б) масштаб;
в) сфера проявления;
г) национально-этнические особенности;
д) уровень общественного развития.
Перечень тестовых заданий для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-1 на этапе «Умения»
1. Кто является автором научного труда «Теория международных отношений», изданного в 1979 г. в США:
а) К. Уолц;
в) З. Бжезинский;
с) И. Галтунг;
д) Р. Арон;
е) Л. Козер?
2. Кому из ученых принадлежит следующее определение: «конфликт – это ситуация соперничества, в которой стороны знают о несовместности их возможных в будущем позиций и в которой каждая сторона стремится занять положение, несовмес- тимое со стремлениями другой»:
а) Т. Шеллингу;
в) К. Боулдингу;
с) Л. Козеру;
д) А. Лего;
е) Дж. Бертону?
3. Международная стабильность – это... – (отметить наиболее важные признаки):
а) равновесие сил в МГО (межгосударственных отношениях);
б) баланс интересов в МГО;
в) статус-кво в МГО;
г) отсутствие конфликтов;
д) способность международной системы к самосохранению;
е) предсказуемость в международных отношениях;
ж) умеренность в международных отношениях.
4. Стабильность, конфликты, сотрудничество (подчеркнуть «диалектическую пару»).
5. Международный конфликт – это... (отметить наиболее важные признаки):
а) отсутствие стабильности в международных отношениях;
б) отсутствие сотрудничества;
в) столкновение интересов;
г) кризис в межгосударственных отношениях; д) насилие в межгосударственных отношениях.
5. На примере одного из современных международных конфликтов покажите:
а) различия в подходах к его причинам и развитию;
б) какие цели ставят его участники;
в) какие средства и каким образом использовались в ходе данного конфликта;
г) какие стратегии избрали участники данного международного конфликта; вносились ли изменения в эти стратегии;
д) какую роль в ходе конфликта играли отдельные транснациональные корпорации, неправительственные организации, зарубежные государства и международные организации.
6. На примере одного из современных международных конфликтов с участием миротворцев покажите:
а) какие практические задачи стояли перед миротворцами в данном конфликте;
б) кто проявил инициативу при привлечении миротворческих сил; кто входил в их состав;
в) какова правовая основа участия миротворцев в данном конфликте;
г) в какой степени миротворческая деятельность отвечает поставленным задачам и интересам участников данного конфликта;
д) в чем состоят основные уроки данной миротворческой операции
7. На примере одного из современных международных конфликтов:
а) оцените исходный и конечный (на данный момент) уровень угрозы со стороны данного конфликта для международной (региональной) безопасности;
б) покажите, какие меры были приняты по урегулированию данного конфликта;
в) ответьте, можно ли считать успешными деятельность по урегулированию данного международного конфликта;
г) укажите, какие ошибки и просчеты не позволили добиться более успешного решения задач, поставленных при урегулировании данного международного конфликта;
д) попытайтесь дать прогноз дальнейшего изменения данной конфликтной ситуации и международной обстановки вокруг нее.
8.Какие методы используют для предупреждения и урегулирования конфликтов:
а) традиционные;
б) институциональные;
в) традиционные и институциональные;
г) нетрадиционные;
д) неинституциональные?
9. Какие направления в изучении международных конфликтов существуют:
а) стратегические исследования;
б) исследование конфликта;
в) исследование мира;
г) все вышеперечисленное;
д) прекращение конфликта?
10. Какие существуют способы разрешения социальных конфликтов:
а) соглашение в результате совпадения мнения всех сторон;
б) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;
в) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
г) ситуация, когда застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой;
д) все перечисленное?
Перечень тестовых заданий для оценки уровня сформированности компетенции ПК-1 на этапе «Умения»
1. Модернизация Китая осуществлялась путем:
а) реформ
б) революции
в) экспансии
г) компромиссов
2. В Индии, в отличие от Турции, главной задачей модернизации была ликвидация:
а) шариата
б) маньчжурской династии
в) колониализма
г) традиционализма
3. Какое слово пропущено в отрывке из документа?
Для того чтобы выполнить... задачи, стоящие перед китайской нацией, и успешно вести длительную освободительную антияпонскую войну, необходимо длительное сотрудничество между и КПК. Это сотрудничество составляет основу единого антияпонского национального фронта и гарантию успеха в антияпонской войне и государственном строительстве.
а) ИНК
б) тайпинами
в) Ихэтуанями
г) Гоминьдан
4. Особенность модернизации Японии в начале XX в.:
1) сохранение колониального гнета
2) осуществление экспансии и милитаризации
3) проведение модернизации по образцу СССР
4) возникновение развитого гражданского общества
5. Установите соответствие между лидером национально-освободительного движения и страной. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Лидер движения | Страна |
А)Чан Кайши | 1) Индия |
Б) М. Кемаль | 2) Япония |
В)Мохандас Ганди | 3) Турция |
4) Китай |
А | Б | В |
Вариант 2
6. Модернизация Японии осуществлялась путем:
а) реформ
б) революции
в) гражданских войн
г) компромиссов
7. В Китае, в отличие от Турции, главной задачей модернизации была ликвидация:
а) шариата
б) раздробленности
в) капитализма
г) традиционализма
8. О чьих действиях идет речь в отрывке из документа?
Вместе с 78 своими сторонниками он отправился на берег моря... варить соль в знак протеста против соляной монополии англичан, убеждая массы своим личным примером в необходимости активного, но ненасильственного гражданского неповиновения английским властям. Десятки тысяч людей последовали за ним.
а) Танака
б) М. Кемаля
в) М. Ганди
г) Мао Цзэдуна
9. Особенность модернизации Японии в начале XX в.:
а) сохранение колониального гнета
б) проведение модернизации по образцу СССР
в3) сочетание западных достижений с национальными традициями
г) возникновение развитого гражданского общества
10.Установите соответствие между событием и страной.
Событие | Страна |
а) революция Мэйдзи б)Синьхайская революция в) Кемалистская революция | 1) Япония 2) Турция 3) Китай |
Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого
А | Б | В |
Вопросы к контрольной работе
Перечень вопросов для оценки уровня сформированности компетенции ОК-2 на этапе «Владения»
1. Конфликты на постсоветском пространстве и роль России в их урегулировании.
2.Камбоджийский конфликт и его урегулирование.
3.Межэтнические и межгосударственные конфликты в районе Великих африканских озер.
4.Международные миротворческие усилия в Афганистане после военного поражения режима талибов.
5.Кашмирский конфликт.
6.Межгосударственные конфликты из-за островов в Южно-Китайском море.
7.Динамика ближневосточного конфликта во второй половине XX–начале XXIв.
8.Роль международных террористических организаций в международных конфликтах в конце ХХ–начале XXI в.
9.Роль международных организаций в разрешении международных конфликтов.
10.Практика международных миротворческих операций.
Перечень вопросов для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-1 на этапе «Владения»
1.Роль внешних факторов в разрешении международных конфликтов.
2Роль третьей стороны в урегулировании конфликтов.
3.Проблема выбора партнеров и механизмов воздействия при урегулировании конфликтных ситуации.
4.Роль международных организаций в разрешении конфликтов и международные операции по поддержанию мира.
5.Фактор ХАМАС в израильско-палестинских отношениях.
6.Международно-правовые и конфессиональные аспекты проблемы Иерусалима.
7.Современное состояние арабо-израильского конфликта.
8. Возникновение кашмирской проблемы. Индийско-пакистанский конфликт 1947–1948гг.
9.Конфликты в районе Великих африканских озер(Этнический конфликт в Руанде, Конголезский кризис).
10.Миротворческие усилия по разрешению конфликтных ситуаций на Африканском континенте, их эффективность.
Перечень вопросов для оценки уровня сформированности компетенции ПК-1 на этапе «Владения»
1. Проанализируйте развитие Китая после Второй мировой войны. Охарактеризуйте сущность политического режима КНР. Дайте оценку «прагматическим реформам«. В чем проявились особенности китайской модели развития? Как бы вы объяснили ее экономическую эффективность
2. В чем вы видите причины быстрого экономического подъема Японии после Второй мировой войны?
3. Назовите особенности экономического и политического развития Сингапура, Тайваня, Южной Кореи и Гонконга. Как экономические успехи Южной Кореи отразились на политическом развитии страны?
4. В чем состояли особенности модернизации новых индустриальных стран? Насколько эффективен избранный ими путь развития?
5. Что позволило Индии добиться значительных успехов в модернизации? Приведите примеры отраслей, в которых индийская экономика добилась особенных успехов.
6. Назовите особенности развития исламских стран Ближнего Востока и Северной Африки.
7. Что стало причиной экономического подъема в странах Латинской Америки во время Второй мировой войны и после нее?
8. Конфликты в странах Азии
9. Конфликты в Латинской Америки
10. Конфликты в странах Африки