Начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития




Адаптированная основная образовательная программа начального

общего образования обучающихся с задержкой психического развития

состоит из двух частей:

- обязательной части;

- части, формируемой участниками образовательных отношений.

Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального

общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с задержкой

психического развития образовательная организация может создавать АООП

с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой

психического развития (в соответствии с ФГОС ― вариант В).

В структуре варианта в АООП НОО обучающихся с задержкой

психического развития представлены:

1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП,

срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая

характеристика обучающихся.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной

основной образовательной программы начального общего образования.

3. Система оценки достижения обучающимися планируемых

результатов освоения адаптированной основной образовательной

программы начального общего образования.

4. Содержание образования:

- Учебный план, включающий календарный график организации

учебного процесса (Примерный календарный учебный график).

- Программы учебных предметов, курсов.

- Программа коррекционной работы.

- Программа формирования универсальных учебных действий.

- Программа духовно-нравственного развития.

- Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни.

- Программа внеурочной деятельности.

5. Условия реализации АООП:

- кадровые условия;

- финансово-экономические условия;

- материально-технические условия.

 

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ЗПР В МБОУ ООШ № 3 г. ВЯЗЕМСКОГО

 

2.1. Комплексная психологическая диагностика младшего школьника с ЗПР

 

На примере ученика 3 класса

Характеристика эмоционально-волевой сферы: ребенок легко идет на контакт. Отмечается положительный эмоциональный фон. Мальчик с трудом контролирует свое поведение и подчиняет поставленной цели. По результатам выполнения методики «Несуществующее животное» можно предположить заниженную самооценку (маленький рисунок в нижней части листа), трудности установления дружеских отношений (в беседе отмечает, что у его животного нет друзей, они все сбежали, и у него есть мечта, чтобы с ним все дружили), а также потребность в защите от окружающих (животное в панцире, в который можно спрятаться в случае опасности). Методика «Дерево» позволяет характеризовать эмоциональное состояние ребенка как устойчивое.

Характеристика познавательных процессов:

Восприятие: зрительное восприятие не нарушено. Мальчик без труда назвал все предметные изображения. У него возникали ошибки при распознавании перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений. Ученик очень быстро переходил от одной картинке к другой, оттого некоторые детали, признаки, позволяющие отличать предмет от похожего, были не замечены им. В целом, большинство заданий мальчик выполнил верно.

Внимание: для его диагностики использовалась методика «Корректурная проба». По ее результатам можно сделать выводы о неустойчивости внимания. Повышенной истощаемости мальчик не показал. При выполнении всех методик была заметна повышенная отвлекаемость. Ученик отвлекался на все посторонние стимулы. Он не мог сосредоточить внимание на выполнении поставленной задачи, если она не была ему интересна. Соответственно, непроизвольное внимание преобладает над произвольным.

Память: по результатам выполнения методики «Заучивание 10 слов» можно сделать вывод, что кратковременная (все 10 слов после первого предъявления) и долговременная (7 слов воспроизвел спустя час) слухоречевая память соответствует норме. Нужно отметить, что в каждом воспроизведении мальчик называл слова, которые не давались для запоминания. При выполнении методики «Воспроизведение рассказов» мальчик верно передал все смысловые части рассказа, не исказил общий смысл. Это также подтверждает результаты предыдущей методики.

Мышление: в ходе беседы было выявлено, что мальчик испытывает трудности в понимании временных отношений: он не может отличить месяцы от времен года, не знает количество месяцев. При выполнении методики «Разрезные картинки» мальчик без труда справился со всеми заданиями от самых простых (из 2-х деталей) до самых сложных (из 6-ти деталей). Можно сделать вывод, что зрительный синтез развит достаточно. Ребенку также было предложено 2 серии сюжетных картинок методики «Установление последовательности событий». Ученик верно расположил картинки обеих серий и составил связные рассказы. Соответственно, способность устанавливать причинно-следственные связи сформирована. Для изучения способности обобщения использовались методика «Исключение предметов», а также словесный вариант методики. При выполнении методики «Исключение предметов» мальчик верно выделил 10 неподходящих предметов из 14 предложенных карточек, в 6 случаях правильно подобрал обобщающие формулировки. При выполнении словесного варианта ученик верно исключил 6 слов из 10 предложенных наборов. Ошибки связаны с объединением на основании несущественных признаков, бедностью запаса знаний и представлений. На основании этих результатов можно сделать вывод о недостаточном развитии операции обобщения. Для изучения способности выделять существенные признаки предметов и явлений мальчику предлагалось 10 предложений, закончить которое должно подобранное слово из скобок. Ребенок верно подобрал 4 слова. Соответственно, можно говорить о недоразвитии способности дифференцировать существенные признаки от несущественных.

На основании проведенной диагностики необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по следующим направлениям:

1. Развитие саморегуляции поведения

2. Развитие межличностных отношений

3. Развитие произвольности внимания, а также его устойчивости

4. Формирование временных представлений

5. Развитие способности выделять существенные признаки предметов и явлений

6. Развитие операции обобщения

 

2.2. Составление программы индивидуального психологического сопровождения младшего школьника с ЗПР на основании проведенного диагностического обследования

Модель психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующим образом:

1) Мотивационный этап – обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. Применительно к любой категории детей с ОВЗ (с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения и т.д.) значим эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, прежде всего между учителями и родителями. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависит коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса коррекции в короткие сроки. Мотивационный этап во многом зависит от личных качеств и профессионализма учителя-дефектолога, психолога, насколько убедительно они смогут изложить стратегию психолого-педагогического сопровождения. Заинтересованное объяснений целей и условий предстоящей работы создает положительную установку на совместную работу. На этом этапе подчеркивается, что участники образовательного процесса взаимно обусловливают успех ребенка.

2) Ориентировочный этап – определение смысла и содержания предстоящей работы, выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребёнка, распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения (выявление причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм её реализации; выбор способов организации этого процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения; выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах). Коррекционно-развивающий процесс будет осуществляться в реальной ситуации обучения ребенка и в процессе специальных занятий (тренинги (искусственно созданная психологом среда) и коррекционные занятия). Вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровождения, конкретизируются требования к микросоциальной среде в условиях семьи.

3) Содержательно-операционный этап – разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. Проводится работа с детьми, психологом, учителем-дефектологом, учителями, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости ведется психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.

4) Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы.

Обобщенно технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы:

- постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;

- коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

- психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;

- рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Обобщение вышеизложенного позволяет выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях инкюзивного обучения:

- педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи;

- индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно- развивающая работа;

- создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно-развивающей среды;

- разработка (составление) индивидуальных и групповых коррекционных программ, ориентированных на конкретногоребенкас целью решения соответствующих коррекционных задач;

- психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;

- научное обоснование коррекционных технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: