Пример программы индивидуального психологического сопровождения




Цель: психологическое сопровождение младшего школьника с ЗПР

Задачи:

1. Развитие саморегуляции поведения

2. Развитие межличностных отношений

3. Развитие произвольности внимания, а также его устойчивости

4. Формирование временных представлений

5. Развитие способности выделять существенные признаки предметов и явлений

6. Развитие операции обобщения

Форма организации: сочетание индивидуальной (с целью развития познавательной и эмоционально-волевой сфер) и групповой (развитие межличностных отношений) форм работы. Включены занятия в сенсорной комнате.

Продолжительность: от 25 до 30 минут 1 раз в неделю.

Коррекционно-развивающая программа состоит из 30 занятий: 20 индивидуальных и 10 групповых.

Принципы реализации программы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Деятельностный принцип коррекции.

4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

5. Принцип возрастания сложности.

6. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

7. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

 

Содержание индивидуальных занятий, направленных на развитие волевых процессов, познавательной сферы на примере 4:

Задание Цель Содержание
Занятие № 1
«Лабиринт» Развитие концентрации внимания, самоконтроля Ребенку предлагается лабиринт в виде цыпленка. Необходимо найти выход из него.
«Найди 2 одинаковых предмета» Развитие сенсорного внимания, объема внимания Дана картинка с изображением различных банок с вареньем. Нужно найти 2 одинаковых.
«Сосчитай всех кошечек» Развитие сенсорного внимания Предлагается картинка с изображением домов, деревьев и луны, на фоне которых нарисованы кошки. Нужно отыскать всех кошек.
«Расшифруй загадку и запиши ответ» Развитие самоконтроля, развитие устойчивости внимания Дана клеточная таблица с написанными в квадратах в произвольном порядке цифрами от 1 до 28. Под каждой цифрой написан слог. Необходимо прочитать загадку по слогам в порядке возрастания цифр.
Занятие № 2
«Найди отличия» Развитие произвольного внимания, переключения и распределения внимания Даны 2 похожие картинки с изображением морской фауны. Нужно найти 6 отличий.
«Лабиринт» Развитие концентрации внимания, самоконтроля Ребенку предлагается лабиринт в виде собаки. Необходимо найти выход из него.
«Дорисуй девятое» Формирование самоконтроля, развитие умения выделять логические закономерности Предлагается карточка с нарисованными на ней 8 фигурами по три в строчке. Одна фигура не нарисована. Необходимо, проанализировав закономерность, признаки, по которым связаны фигуры, дорисовать нужную. Дается 4 подобных задания.
«Поиск ошибок в тексте» Формирование самоконтроля, развитие устойчивости внимания Дан небольшой текст с допущенными в нем логическими, грамматическими, орфографическими ошибками. Задача ребенка – найти ошибки и исправить.
Занятие № 3
«Найди отличия» Развитие произвольного внимания, переключения и распределения внимания Даны 2 похожие картинки с изображением плывущих лебедей. Нужно сравнить их, выделить 5 отличий.
«Расшифруй письмо» Формирование самоконтроля, развитие переключения внимания Ребенку предлагается расшифровка букв, где каждая из них обозначена определенным значком. Дается фраза, написанная значками. Необходимо записать ее в буквенной варианте, используя расшифровку.
Игра «Поиск информации» Развитие способности выделять признаки предмета, дифференцировать существенные признаки от несущественных, формирование самоконтроля Ребенку дается набор из 42 картинок, изображающих известные ему предметы. Задача ребенка –отгадать, какой предмет загадал психолог, задавая вопросы. На которые можно дать ответ только «да» или «нет».
     
«Какие звери спрятались на картинке?» Развитие сенсорного внимания Дана картинка с изображением растений, на фоне которых можно различить различных животных. Необходимо найти всех «спрятавшихся» животных.
Занятие № 4
«Лабиринт» Развитие концентрации внимания, самоконтроля Ребенку предлагается лабиринт в виде верблюда. Необходимо найти выход из него.
Игра «Муха» Формирование самоконтроля, развитие устойчивости внимания Используется расчерченное на доске игровое поле 3х3. «Муха» перемещается с одной клетки на другую по командам «вверх», «вниз», «влево» и «вправо». Исходное положение – центральная клетка поля. Играющий должен, внимательно следя за перемещением «мухи», определить, на какой клетки она будет находиться в конце игры (от 4 до 15 ходов)
Игра «Пуговицы Развитие зрительного внимания У психолога и ребенка одинаковые наборы пуговиц и таблицы. Психолог расставляет в произвольном порядке пуговицы в своей таблице. Задача ребенка запомнить и расставить также в своей таблице.
«Корректурная проба» Развитие устойчивости внимания Предлагается бланк с нарисованными «девочками», которые отличаются цветом волос и бантиков. Необходимо найти всех «девочек» с черными волосами и черными бантиками одновременно.

 

Содержание занятий, направленных на развитие межличностных отношений младших школьников с ЗПР

Занятия организованы так, что сначала участники работают индивидуально с целью развития интереса к себе, повышения самопринятия, осознания себя и других, как уникальных людей. Среди упражнений «Какой Я», «Маленький художник».

Далее происходит работа в парах, где задачами являются – развитие эмпатии, умения выражать чувства и чувствовать настроение другого, развитие навыка взаимосвязи и взаимодействия партнеров в едином действии. Используются упражнения: «Зеркало», «Сиамские близнецы», «Глаза в глаза» и др.

Работая в тройках-четверках ребята учатся установлению эмоционального контакта, развивали коммуникативные умения, вербальные и невербальные способы выражения чувств. Еще одной целью является повышение самооценки. На этих занятиях ребята выполняют упражнения: «Я хвалюсь», «Мои любимые», «Домики» и др.

Разбившись на 2 команды, учащиеся выполняют коллажи на тему «Моя школа», участвовали в играх «Поиграем», «Гусеница». Такие упражнения учат открытому взаимодействию с окружающими, умению проявить лидерские качества.

Следующие занятия направлены на взаимодействие всей группы детей. Целями являются развитие умение замечать положительные стороны другого, освоение конструктивных способов преодоления чувства обиды. Каждое занятие заканчивается рефлексией по проведенным упражнениям.

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. Лебединской К.С. М.,1982. - С.5-21.

2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина.

3. Зайцев, Г.К. С.А. Насонкина. Уроки Знайки. Воспитай себя: Учеб. пособие-практикум /Г.К. Зайцев, С.А. Насонкина – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006 – 48с.

4. Залесская, О.В. Младшие школьники с ЗПР:уроки общения. Пособие для практических психологов/ О.В. Залесская – М.: Школьная Пресса, 2005 – 32с.

5. Захарова Е. А. Автореферат диссертации. Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Нижний Новгород, 2011.

6. Зыкова В.И., Калмыкова З.И., Орлова А.М. Об учащихся с замедленным темпом развития // Советская педагогика. 1968. № 10. С. 58-69.

7. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Е.В. Колесникова. М.: ТЦ Сфера., 2007 – 48с.

8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 176 с.

9. Лубовский В.И. Дети с ЗПР / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова. – М., 1984. – С.6-19

10. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

11. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задерж­кой психического развития: Пособие для психологов и пе­дагогов
/ В.Б. Никишина — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 128 с.

12. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. – 816 с.

13. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. – Кн.2: Психология образования/ Р.С. Немов – М.: Просвещение. 1997. – 608 с.

14. Немов, Р.С. Психология - Кн. 3. Психодиагностика/ Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 2001, 4-е изд., 640с.

15. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов/ В.Б. Никишина – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 – 128с.

16. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова – М.: Лада, 2005 – 192с.

17. Обучение детей с задержкой психического развития./ Под ред.Т.А. Власовой. М.: Просвещение, 1981.

18. Осипова, А.А. Общая психокоррекция/ А.А. Осипова – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

19. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

20. Поддубная Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержкой психического развития. Дефектология, № 6, 1992.

21. Примерная адаптированная основная образовательная программа

начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

22. Психология / Сост. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан: Под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 464 с.

23. Психология XXI века. Сборник материалов V международной научно- практической конференции молодых ученых. ТОМ II – СПб., 2009. Е.В. Павловская. Факторы, влияющие на формирование статуса пятиклассника в классном коллективе

24. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. Составитель О.В. Защиринская— СПб.: Речь, 2003. — 432с.

25. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»).

26. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия/ С.И. Семенака – М.:АРКТИ, 2012 – 72с.

27. Симонова, И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития// Дефектология. – М., 2008. - №3. – С. 19-20.

28. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педаго­гов / Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с задержкой психического развития

30. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / О.Холодова – М.: Росткнига, 2009. – 270 стр.

31. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1988.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/ И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

 

 


[1] Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: