ПАМЯТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Данная памятка разработана Богдановой А.О., учителем биологии МБОУ «СОШ №1» и представлена ею в ходе занятий Школы молодого учителя естественных предметов в 2016-2017 учебном году. Она содержит шесть основных шагов на пути формирования универсальных учебных действий. Пояснения к данным шагам даны в приложении №1.
Содержание памятки
1.Определить универсальное учебное действие, которое Вы хотите формировать у обучающихся в конкретной учебной ситуации.
2.Выделить умения, которые должен освоить обучающийся для осознанного выполнения данного действия (см. приложение 1)
3.Выделить одну или несколько групп учебных заданий, направленных на формирование умений, лежащих в основе осуществления данного действия (см. приложение 1).
4.Найти в дидактической литературе или сконструировать самому одно или несколько учебных заданий таким образом, чтобы оно было направлено на освоение выделенных выше умений, входящих в состав формируемого вами учебного действия (см. приложение 1).
5.Создать систему найденных или сконструированных вами учебных заданий в процесс обучения.
6.Выстроить диагностический пакет для проверки сформированности выбранного вами универсального учебного действия.
Проложение 1
ШАГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание
Гражданская идентичность Профессиональное самоопределение
Я - концепция
Самоопределение - установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, выбор критериев, норм оценивания себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе; это активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего предназначения в жизни.
|
Действия по самоопределению включает в себя:
1. Гражданскую идентичность.
2. «Я – концепция».
3. Профессиональное самоопределение.
Гражданская идентичность – это осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; это феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующего ее как коллективного субъекта.
Для того чтобы у школьника сформировалось гражданская идентичность, он должен уметь:
- понимать неразрывность связи человека с природой;
- видеть зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использовать это понимания в практической деятельности;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе на основе знаний основных принципов и правил отношения к природе;
- применять на практике знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях (использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и ядовитыми растениями).
- признавать и принимать такие ценности как природа, отечество, здоровье, планета Земля, жизнь во всем ее многообразии, гармоническое развитие человека и природы, природные богатства;
|
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.
Задания направленные на формирование гражданской идентичности.
Группа заданий, направленных на становление гражданской идентичности:
- задания по работе с эмоционально-ценностными текстами;
- задания – ассоциации;
- задания «Согласен – не согласен»;
- задание «Закончи предложение…»
Группа заданий на выбор ценностей:
- задание в форме моральной дилеммы;
- задание на социальную ориентировку;
- задания с выбором ответов;
Группа заданий художественно-творческой направленности:
- задание «Сочини…»;
- задание «А если бы это был я…»;
- задание декоративно-прикладного творчества;
- задание эстетической направленности.
Группа заданий краеведческой направленности:
- теоретические задания, направленные на изучение природы родного края;
- практические задания, направленные на изучение природы родного края;
- здания исследовательского характера;
- задания по работе в природе;
- задания по составлению коллекций;
- проектные задания.
Группа заданий на взаимодействие с миром природы:
- задание на оценку поступков;
- задание на взаимодействие с природными объектами в условиях антропогенной среды;
- задание на взаимодействие с природными объектами в условиях естественной среды.
«Я – концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, которая включает три основных компонента.
|
1. Когнитивный компонент или самосознание – это то осознание и оценка человеком самого себя, как субъекта практической и познавательной деятельности и как личности (своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
2. Оценочно-волевой компонент или самооценка – это способность человека оценивать себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, возможностей и так далее.
3. Эмоциональный компонент – это те эмоции, которые индивид испытывает по отношению к себе.
Для того чтобы развивалась субъектность и самооценка учащимся необходимо освоить следующие умения:
- умение активно слушать на уроке;
- умение высказывание собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение строить доказательства;
- умение принять чужую точку зрения;
- умение критиковать;
- умение высказывать оценочные суждения;
- умение выдвигать перспективы, гипотезы;
- умение осуществлять осознанный выбор;
- уметь оценить уровень освоения материала;
- уметь оценить уровень своей работоспособности;
- уметь оценивать свои возможности, силы, знания, умения;
- уметь оценивать свое поведение и поступки;
- умение видеть свои достоинства и недостатки;
- умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха.