ШАГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ




ПАМЯТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Данная памятка разработана Богдановой А.О., учителем биологии МБОУ «СОШ №1» и представлена ею в ходе занятий Школы молодого учителя естественных предметов в 2016-2017 учебном году. Она содержит шесть основных шагов на пути формирования универсальных учебных действий. Пояснения к данным шагам даны в приложении №1.

Содержание памятки

1.Определить универсальное учебное действие, которое Вы хотите формировать у обучающихся в конкретной учебной ситуации.

2.Выделить умения, которые должен освоить обучающийся для осознанного выполнения данного действия (см. приложение 1)

3.Выделить одну или несколько групп учебных заданий, направленных на формирование умений, лежащих в основе осуществления данного действия (см. приложение 1).

4.Найти в дидактической литературе или сконструировать самому одно или несколько учебных заданий таким образом, чтобы оно было направлено на освоение выделенных выше умений, входящих в состав формируемого вами учебного действия (см. приложение 1).

5.Создать систему найденных или сконструированных вами учебных заданий в процесс обучения.

6.Выстроить диагностический пакет для проверки сформированности выбранного вами универсального учебного действия.

 

Проложение 1

ШАГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Личностные универсальные учебные действия

 

Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание

 

Гражданская идентичность Профессиональное самоопределение

Я - концепция

Самоопределение - установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, выбор критериев, норм оценивания себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе; это активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего предназначения в жизни.

Действия по самоопределению включает в себя:

1. Гражданскую идентичность.

2. «Я – концепция».

3. Профессиональное самоопределение.

Гражданская идентичность – это осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; это феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующего ее как коллективного субъекта.

Для того чтобы у школьника сформировалось гражданская идентичность, он должен уметь:

- понимать неразрывность связи человека с природой;

- видеть зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использовать это понимания в практической деятельности;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе на основе знаний основных принципов и правил отношения к природе;

- применять на практике знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях (использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и ядовитыми растениями).

- признавать и принимать такие ценности как природа, отечество, здоровье, планета Земля, жизнь во всем ее многообразии, гармоническое развитие человека и природы, природные богатства;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Задания направленные на формирование гражданской идентичности.

 

Группа заданий, направленных на становление гражданской идентичности:

- задания по работе с эмоционально-ценностными текстами;

- задания – ассоциации;

- задания «Согласен – не согласен»;

- задание «Закончи предложение…»

Группа заданий на выбор ценностей:

- задание в форме моральной дилеммы;

- задание на социальную ориентировку;

- задания с выбором ответов;

Группа заданий художественно-творческой направленности:

- задание «Сочини…»;

- задание «А если бы это был я…»;

- задание декоративно-прикладного творчества;

- задание эстетической направленности.

Группа заданий краеведческой направленности:

- теоретические задания, направленные на изучение природы родного края;

- практические задания, направленные на изучение природы родного края;

- здания исследовательского характера;

- задания по работе в природе;

- задания по составлению коллекций;

- проектные задания.

Группа заданий на взаимодействие с миром природы:

- задание на оценку поступков;

- задание на взаимодействие с природными объектами в условиях антропогенной среды;

- задание на взаимодействие с природными объектами в условиях естественной среды.

 

«Я – концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, которая включает три основных компонента.

1. Когнитивный компонент или самосознание – это то осознание и оценка человеком самого себя, как субъекта практической и познавательной деятельности и как личности (своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

2. Оценочно-волевой компонент или самооценка – это способность человека оценивать себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, возможностей и так далее.

3. Эмоциональный компонент – это те эмоции, которые индивид испытывает по отношению к себе.

Для того чтобы развивалась субъектность и самооценка учащимся необходимо освоить следующие умения:

- умение активно слушать на уроке;

- умение высказывание собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение строить доказательства;

- умение принять чужую точку зрения;

- умение критиковать;

- умение высказывать оценочные суждения;

- умение выдвигать перспективы, гипотезы;

- умение осуществлять осознанный выбор;

- уметь оценить уровень освоения материала;

- уметь оценить уровень своей работоспособности;

- уметь оценивать свои возможности, силы, знания, умения;

- уметь оценивать свое поведение и поступки;

- умение видеть свои достоинства и недостатки;

- умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: