Если в «Весне» композиция состоит из нескольких равноценных по смыслу групп, то здесь Венера - это центр, к которому стремится все.




Раннее Возрождение

Сандро Боттичелли (1445 – 1510)

"Поклонение волхвов"

«Весна»

«Рождение Венеры»

"Благовещение"

"Оплакивание Христа"

Сандро Боттичелли – один из величайших художников эпохи Возрождения, яркий представитель живописной школы Флоренции. Настоящее имя Ботичелли – АлессандродиМарианоФилипепи. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».

ФлорентиецСандро Боттичелли родился в 1445 году в семье дубильщика кожи и был самым младшим сыном. Отец МарианоФилипепи с женой Змеральдой арендовал квартиру, собственная мастерская давала очень скромный доход, поэтому кожевник мечтал удачно пристроить своих сыновей и оставить свое ремесло. В 1458 году Сандро подрабатывал подмастерьем в принадлежавшей его брату ювелирной мастерской. Поднаторев в этом тонком искусстве, требующем уверенности и точности в черчении, вскоре увлекся живописью и через два года записался в ученики к флорентийскому живописцу Фра ФилиппоЛиппи, у которого проучился до 22-летнего возраста.

Ценные уроки ювелирного мастерства пригодились художнику в дальнейшем: знаменитые произведения Сандро Боттичелли характеризуются четкостью контурных линий и профессиональным применением золота, использовавшегося в чистом виде для изображения фона либо в качестве примеси к краскам. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем.

В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от ФилиппоЛиппи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.

Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици, накоторой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя).

 

В этой многофигурной композиции Сандро Боттичелли представил в образе волхвов, поклоняющихся Младенцу Христу, членов семейства Медичи, банкиров и купцов, правителей Флоренции, и приближенных к ним, в числе которых был и он сам.

Среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского, восседает Мадонна.

Она держит на коленях Младенца, позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на новорожденного. Перед Христом опустился на колени Козимо Старший Медичи. Ближе к переднему краю картины изображены сыновья Козимо, Пьеро и Джованни.

К моменту написания произведения они и их отец уже умерли, но Боттичелли включил их в круг семьи как неразрывно связанных с ней.

 

В черном с красным одеянии стоит, задумавшись, Джулиано, сын Пьеро, позади него с бородой и в шапке - философ Джованни Аргиропуло, перед ним в голубом - заказчик работы, Дзанобидель Лама. Слева в горделивой позе стоит брат Джулиано, Лоренцо Великолепный, рядом с ним - поэт Анджело Полициано, им что-то рассказывает гуманист и философ Пико деллаМирандола.

Наконец в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.

Медичи учредили во Флоренции так называемое Братство волхвов, куда входили они сами и их приближенные. Братство устраивало костюмированные шествия: его члены, переодевшись волхвами, шли пешком и ехали верхом на конях по улицам города.

Вероятно, эти мистерии также нашли свой отзвук в картине Боттичелли.

 

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линий в каждой его картине, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии. Колорит работ мастера музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Художник не пользуется канонами для передачи своего мировидения.

Мифологическая тематика в живописи до творчества Боттичелли встречалась лишь в декоративных украшениях свадебных сундуков-кассоне и предметах прикладного искусства, лишь изредка становясь объектом живописи.

 

"Весна"(1482)

 

 

Это неоспоримый шедевр, исполненный в готическом стиле раннего Средневековья. Работа выполнена в манере, которая не предполагает учета перспективы. Это связано с тем, что великий художник стремился к эмоциональной и художественной выразительности, к передаче мистического смысла своего сюжета, а не к обычному изображению реального мира. Свое произведение автор писал, выполняя заказ главы Флоренции Лоренцо Великолепного для украшения жилища опекаемого им родственника.

Живописец учитывал то обстоятельство, что полотно будет висеть на высоте существенно выше уровня глаз смотрящих. Это заставило художника создавать фигуры «Весны» слегка вытянутыми. Плавность и изящество линий, тени из охры для передачи естественного телесного цвета, изумительная наполненность и аллегоричность сюжета позволили гениальномуфлорентийцу создать шедевр.

В чем же уникальность картины Боттичелли «Весна»? Существует множество трактовок и прочтений сюжетных линий этого полотна. «Весна» Боттичелли – это ода идеальной женщине и любви. Центральная фигура картины – Венера – напоминает Мадонну. Глядя на нее, мы видим основной посыл художника: духовная красота не противоречит внешней. Они связаны. Сюжет и манера исполнения этого произведения отражают убеждения Боттичелли, его душу.

Условно мы можем поделить картину на две части. Расположенная в центре богиня любви, по замыслу художника, объединяет героев правой части изображения, которые символизируют плотскую любовь и земные ценности, с героями левой части, воплощающих моральные ценности и непорочную любовь. Справа бог ветра Зефир преследует прекрасную нимфу Хлорис, чтобы заставить ту стать его женой.

Этот союз превращает нимфу в богиню природы Флору, которая в роскошных одеждах величественно шествует по цветущему саду.

Слева изображен Меркурий – символ разума и красноречия. Он охраняет этот сад. Рядом изображены Грации – возвышенные спутницы Венеры. Замкнутый круг танцующих девушек символизирует целомудрие, платоническую любовь и возвышенное наслаждение. Образ Венеры в центре, чуть позади остальных героев, на фоне листвы, трав и цветов, объединяет всех, олицетворяя собой как духовные чувства, так и земные. Ведь сын ее Амур уже готов выстрелить в одну из прелестных Граций. Весну «Боттичелли» связывают с культурой Италии эпохи Возрождения. Все символы и аллегории картины были хорошо понятны людям того времени.

Оригинал картины Боттичелли «Весна» можно увидеть в галерее Уффицци во Флоренции. Полотно со сложным философским содержанием, изысканное и самобытное, заняло там свое место как одно из бесценных художественных достояний эпохи Возрождения.

 

"Рождение Венеры"(1482-1486)

 

 

Работа Сандро Боттичелли находится в Галерее Уффици, во Флоренции. Картина была написала темперой на холсте примерно в 1484 году маслом на холсте.Произведение мастера иллюстрирует миф рождения Венеры (греч.Афродиты).

Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки или морского гребешка, подгоняемая ветром.

В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (римский аналог — Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

В картине присутствует ясная и четкая композиция. Поза, в которой предстает перед нами богиня напоминает позу античной статуи Афродиты Праксителя.

Сандро Боттичелли одним из первых начал изображать обнажённую натуру в полный рост. Также художник для удобства использует холст вместо доски, листовое золото, получает синюю краску путём измельчения лазурита, включает в состав пигментов краски жира для предотвращения растрескивания красочного слоя, наносит на картину яичный желток, чтобы продлить жизнь своего произведению. Всё это было внове мастерам той эпохи.

Ботти­челли наделил Венеру тем целомудрием, которое почитается как высшая добродетель, отсюда и мотив поклонения, присутствующий в картине. Прекрасное лицо героини напоминает лики Мадонн на картинах Боттичелли, и потому в этой работе сквозь античную тему звучит христианская, а соединение античного гуманизма и христианства и дало феномен итальянского Возрождения.

Если в «Весне» композиция состоит из нескольких равноценных по смыслу групп, то здесь Венера - это центр, к которому стремится все.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: