Образ героини представлен живописцем идеально красивыми чертами, в которых поражает безупречность и гармония.




Лицо богини, будто овеяно тенью печали, кротости, на ее плечи спадают длинные пряди прекрасных золотистых волос, которые развивает ветер.

«Рождение Венеры» — одна из целой серии картин, где Боттичелли изобразил девушку, в которую был влюблен долгие годы, — прекрасную СимонеттуВеспуччи.

Сама того не желая, красавица-флорентийка стала символом женственности для известного художника. Сандро был пьянен ее образом, восхищался ангельской внешностью и кротким нравом.

Она вошла в историю как Несравненная и Прекрасная Симонетта. Ушла из жизни в возрасте двадцати трех лет. Даже после своей смерти продолжала оставаться на работах Боттичелли, живописец воспроизводил любимый образ по памяти

"Благовещение" (1489)

 

Картина художника Сандро Боттичелли «Благовещение Честелло». Размер работы 150 x 156 см, дерево, темпера. Картина написана для церкви Санта-Мария МаддаленадеиПацци в монастыре Честелло. Заказчик, Бенедоттоди Сар ФранческоГуарди, заплатил за нее тридцать дукатов, - всего на двадцать дукатов меньше, чем за всю постройку капеллы (включая и витражное окно).

Картина выполнена очень чистыми и точными линиями, характерными для работ мастера. В работе использовалась темпера, которая дает более гладкую поверхность и позволяет придать полотну удивительную четкость и графичность. Все детали картины тщательнейшим образом проработаны и завершены. В этой работе использованы знания о перспективе, что подчеркнуто геометрическим узором напольной плитки и архитектурными деталями заднего плана.

Затемненный, приглушенно-серый цвет стены красиво оттеняется виднеющимся вдалеке пейзажем. Мы можем любоваться блестящей лентой реки, эффектным фигурным мостом и острыми шпилями башен замка, расположенными по обе стороны реки. Тона пейзажа приглушенные, зеленоватые, оливковые и коричневые. На фоне темной, нейтральной стены и пейзажа фигуры ангела и Девы Марии смотрятся особенно ярко и красочно.

Драматическая сцена Благовещения представлена в пространстве строго геометрических линий: узорами из прямоугольников расчерчен пол, сухой геометризм свойствен и членению стены. Архангел, еще не остановивший свой стремительный полет, склонился на колени перед Марией.

За плечами ангела и на голове Мадонны есть тончайшая прозрачная вуаль, мастерски изображенная художником. В руках ангела крупная ветка белоснежных лилий – символа невинности Девы Марии.

С замечательным мастерством изображены лица и волосы персонажей. При том, что во всех полотнах Боттичелли герои различаются, в их лицах есть нечто неуловимое общее, сразу позволяющее отнести картину к произведениям этого великого мастера.

Новые настроения художника Сандро Боттичелли проявляются в отказе от приукрашивания облика Мадонны, в отсутствии драгоценностей, золотого орнамента, характерных для ранней живописи Боттичелли. Кажется, будто он прислушивается к высказываниям Савонаролы о простоте одеяний святых, об истинной ценности духовного в противовес тленности физической красоты.

Поражает глубина и при этом воздушность цветов. Плащ Марии сконцентрировал оттенок моря и неба Италии (в Италии Богоматерь еще и покровительница моряков). Боттичелли тонко чувствовал малейшие оттенки цвета. Кажется, что живописец промыл все краски прежде, чем накладывать их на полотно. Они сияют и впечатляют своей красотой.

Чувство цвета у Боттичелли было настолько тонким, что одних оттенков белого в картине множество: цвет ангельского одеяния, крыльев, лилий, мраморной колонны или драпировки разный. В его картинах всегда царит утро.

 

" Оплакивание Христа"(ок.1490)

 

 

Потрясшие Флоренцию социальные движения и мистические проповеди Савонаролы, а затем и его трагическая смерть (он был обвинён в ереси и казнён во Флоренции в 1498 г.) произвели сильное впечатление на Боттичелли. В его искусстве появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация.

Художник начинает использовать более совершенные краски и оттого колорит картин становится насыщеннее, а очертания фигур приобретают утончённую форму. Именно в это время и была создана картина «Оплакивание Христа», удивляющая своей реалистичностью и композиционным строением.

Боттичелли уходит от определённых канонов в изображении сюжетов на религиозную тему, «очеловечивая» своих героев.Данная картина яркое тому доказательство.

Изящество, богатство красок и праздничную нарядность его прежних картин сменяют глухие каменные стены вместо фона, сумрачный колорит, резкая напряжённость движений. Контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряжённость рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о кризисе мировосприятия художника.

Художник использовав готическую иконографическую схему(Богородица с мертвым Христом на коленях), мастерски вписывает группу в многофигурную композицию.

Изображенные на фоне скалы с темным входом в пещеру и каменным саркофагом фигуры сцены склоняются к ее центру, создавая напряженное внутреннее поле, наполненное их скорбью и трагизмом произошедшего.

Действие картины разворачивается уже после казни Христа. Распятый Мученик окружён близкими людьми – здесь ученики-апостолы, мать, Мария Магдалена. Иоанн и Мария держат безжизненное тело, кто-то из апостолов прижимает к себе голову Иисуса, Магдалена держит ноги Спасителя, с невыносимой мукой на лице рассматривая раны. Эту центральную группу окружают Пётр, Павел, Иероним. Они грустны, но довольно сдержаны.

По своему эмоциональному посылу эта не картина-рассказ, а картина-настроение. Чувства, а именно горе, утрата, скорбь, главенствуют здесь над повествованием. Зритель невольно вовлекается в разыгравшуюся перед ним сцену, и фактически страдает вместе со Святыми.

Нельзя не заметить, как удачно Боттичелли выстроил многофигурную композицию. Это своеобразная пирамида, которая воспринимается как единое целое. Вершина пирамиды – убитое горем лицо матери.

Мария скорбя, обнимает тело Спасителя, лежащее у нее на коленях - молодое прекрасное тело с совершенными пропорциями, словно мерцающее внутренним светом.

Внимание привлекает упавшая рука Христа, этот мотив, применявшийся в средневековой скульптуре, благодаря Боттичелли обрел новую образную выразительность и станет отныне примером редкой удачи пластического завершения образа.

Первый ряд композиции образуют две симметричные склоненные фигуры - две Марии, обнимающие и целующие голову и ноги Иисуса.

По краям саркофага расположены Апостолы: слева Павел с мечом в руках, справа Петр с ключами от Царства Небесного.

Картина считается одной из самых сильных в биографии живописца, несмотря, что более известными являются «Весна» и «Рождение Венеры», так как никогда ещё язык Боттичелли не был более красноречив и содержателен.

 

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году, пережив и Медичи, изгнанных из Флоренции, и Савонаролу, сожжённого на костре, и свою собственную славу, – обедневшим и забытым.

Так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века его имя фактически было забыто для истории искусства.

 

Практическая работа: зарисовка фрагмента картины Боттичелли "Рождение Венеры".

 

Самостоятельная работа: просмотр в Интернете фильма про творчество Сандро Боттичелли из программы "Искусственный отбор".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: