Обзор ключевых категорий и положений




Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся фирме, но еще не полученные ею. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебитор­ская задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях "Счета к получению" и "Векселя полученные". Счета к получению возникают тогда, когда сделка оформляется путем простой записи стоимо­сти проданных в кредит товаров и услуг по так называемому "открытому счету" без письменного обязательства уплаты долга заемщиком. Вексель полученный - это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и процента.

К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия дол­га, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская за­долженность по дивидендам и процентам) и др.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолжен­ность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходя из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.

В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые достаточно статичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной степени определяются сутью технологического процесса, дебиторская задолженность представляет собой наиболее вариабельный и динамичный элемент оборот­ных средств, существенно зависящий от принятой в компании поли­тики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она невыгодна предприятию, поэтому с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: а) предоп­лата, б) оплата за наличный расчет, в) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, рас­четы по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невы­годна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за постав­ленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и воз­никает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей про­дукции, предприятие должно определиться по следующим ключе­вым вопросам:

срок предоставления кредита (чаще всего в компании существу­ет несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

стандарты кредитоспособности (критерии, по которым постав­щик определяет финансовую состоятельность покупателя и выте­кающие отсюда возможные варианты оплаты);

система создания резервов по сомнительным долгам (предпола­гается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторож­ности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с не­состоятельностью покупателя);

система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодейст­вия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокуп­ность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросо­вестных контрагентов и др.);

система предоставляемых скидок (в рыночной экономике яв­ляется обычной практика предоставления скидок в случае огово­ренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

Эффективная система взаимоотношения с покупателями под­разумевает: а) качественный отбор клиентов, которым можно пре­доставлять кредит; б) определение оптимальных условий кредито­вания; в) четкую процедуру предъявления претензий; г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Эффективная система администрирования взаимоотношений с покупателями подразумевает: а) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.; б) минимизацию временных интервалов между моментами за­вершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных до­кументов; в) направление платежных документов по надлежащим адресам; г) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; д) четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации дебиторской задолженности учитываются безнадежные поступления и различного рода скидки.

Безнадежные поступления по дебиторской задолженности - это убыт­ки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется оп­ределенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она от­ражается в дополнительной статье "Скидка для безнадежных поступле­ний".

Скидка для безнадежных поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической конъюнктуре. Для оценки безнадеж­ных поступлений используются два метода:

1) исходя из процентного отношения непогашенной дебиторской задолженности к чистому объему реализации;

2) исходя их процентного отношения неоплаченных счетов или векселей в их общем объеме.

Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, кон­тролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов.

Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдения их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособно­сти, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финан­совых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия -покупателя.

Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оп­латили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - по­теряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.

Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включа­ет в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникно­вения. Наиболее распространенная классификация предусматривает сле­дующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным орга­низациям.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает также обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской за­долженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Управление дебиторской задолженность заключается также в созда­нии резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, свя­занных с непогашением дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью является не­отъемлемой частью политики управления оборотными активами и направ­лена на расширение объема реализации продукции, оптимизации размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженности включает следующие этапы:

1. Анализ структуры и величины дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям;

3. Определение допустимой величины финансовых средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту;

4. Формирование системы кредитных условий;

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Семинарское занятие.

Опрос по теоретическим положениям изучаемой темы по вопросам:

1. Понятие дебиторской задолженности и причины ее образования.

2. Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности

3. Управление дебиторской задолженностью

4. Дебиторская задолженность и кредитная политика предприятия

5. Анализ договорных условий с поставщиками и покупателями.

Практическое задание по расчету показателей оборачиваемости дебиторской задолженности:

В годовом балансе предприятия ОАО «Сигма» дебиторская задолженность на начало года составляет 180 тыс. руб., (в т.ч. с периодом получения свыше 12 месяцев – 75 тыс. руб.), на конец года - 240 тыс.руб. (в т.ч. с периодом получения свыше 12 месяцев – 105 тыс. руб.), годовой объем выручки от реализации продукции ОАО «Сигма» составляет 840 тыс. руб. Оцените показатели оборачиваемости дебиторской задолженности. Прокомментируйте кредитную политику ОАО «Сигма».

Вопросы для обсуждения

1. Дайте понятие дебиторской задолженности и охарактеризуйте ее структуру.

2. Как осуществляется списание дебиторской задолженности предприятия?

3. Что такое оптимизация дебиторской задолженности?

4. В каких случаях создается на предприятиях резерв по сомнительным долгам?

5. По каким основным направлениям осуществляется управление дебиторской задолженностью?

6. Какие Вы знаете показатели эффективности использования дебиторской задолженности?

7. Влияют ли на величину налоговой нагрузки мероприятия по управлению дебиторской задолженностью и почему?

8. Какими показателями характеризуется эффективность управления дебиторской задолженностью?

9. Перечислите и поясните основные моменты, которые необ­ходимо учитывать, предоставляя кредит очередному клиенту.

10. Перечислите и поясните основные моменты, которые необ­ходимо учитывать, осуществляя управление кредиторской задол­женностью.

 

Примеры практических заданий к теме 10

Задание 10.1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: