Своеобразие прозы А.П. Платонова




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: "Идея жизни в прозе А.П. Платонова"

Дата «____»______20__г.

Оценка_____________

Автор: Рушева Галина, обучающаяся группы 15

Специальности 26.01.01

"Судостроитель-судоремонтник

металлических судов»

Руководитель: Кальницкий Д.М, преподаватель литературы

и русского языка ГАПОУ ГГК

г. Городец, 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3

1. Своеобразие прозы А.П. Платонова ……………..……………...........4-6 2. Андрей Платонов идеи и смысл жизни …............................................7-9

2.1 Понятия прозы...................................................................................10-11 2.2 Критическая проза..................................................................................11-12 2.3Особености прозы ……………………………………….................12-14

3. Произведения А.П Платонова.............................................................15 3.1 В прекрасном и яростном мире...............................................................15-16

3.2 Возвращение..............................................................................16

3.3.Роман "Чевенгур"..............................................................................17

3.4 Повесть "Котлован"……...................................................................18

3.5 Повесть "Река " Потудань"................................................................19

4. Проблематика и поэтика военной прозы А.Платонова.......................20 5. Целостное восприятие мира героями произведений А.П. Платонова................................................................................................21

6.Юмор и сатира Платонова..................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...23-24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................25

 

 

Введение

Творчество Андрея Платонова можно сравнить с недоступной вершиной,

само намерение покорить которую представляется просто невероятным, но с каждым годом все большее людей становятся поклонниками этого, по словам Константина Паустовского «самого гениального писателя XX века”.

Его поэзия и проза помогают нам разобраться в событиях, происходивших в России в 20—30-е годы XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. В те трудные годы жили,трудились,любили наши деды, победившие войну, создавшие великую страну. Творчество Платонова является «ключом» к пониманию всех общественных явлений тех лет, раскрытию духовного потенциала нашего народа.

Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо будет условием собственного счастья. Но в жизни не удавалось воплотить эти утопические идеи. Очень скоро Платонов осознал, что нельзя превращать народ в обезличенную массу. Он выразил протест против насилия над личностью, превращения разумных людей в бездуховных существ, исполняющих любой приказ власти. Этот протест звучит во многих произведениях, но наиболее полно тема человеческой судьбы в тоталитарном государстве раскрыта в произведении "Котлован"

Цель исследования: Изучить творчество и прозу Платонова

 

Задачи:

1. Определить своеобразие прозы.

2. Дать определение прозы Платонова

3. Изучить произведения Платонова

Объект исследования: творчество А.П Платонова.

Предмет исследования: идейно-художественное содержание прозы А.П Платонова.

 

Проблема исследования: какова «идея жизни» в системе взглядов А.П. Платонова.

 

Своеобразие прозы А.П. Платонова

(1899—1951) по художественному стилю (понимаемому широко, как система образов, пристрастие к определенным типам героев, конфликтов, преобладающему пафосу, и более суженно, как словесная ткань, отбор средств выразитель­ности, лексики и т. д.) — явление уникальное, резко индивидуальное. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою природу”, “выключать сознание”, переходить “изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он понимал, почему “жизнь на время оставляет” того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему “неугасимая жизнь” то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. А.Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции,не только “музыку”, но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу.
Все, что было опубликовано из произведений Платонова до последних лет, не могло дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить той работы по формированию духовности человека, которая оказалась под силу таким произведениям, как “Котлован”. “Чевенгур”,“Ювенильноеморе”. Герои Платонова говорят о “пролетарском веществе” (сам Платонов говорил о “социалистическом веществе”). В эти понятия он включает живых людей. У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает человека наглухо. В его произведениях мы видим именно “социалистическое вещество”, которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. состоит вещество Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они непритязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе.

 

 

Откуда эти люди приходят, каково их прошлое, не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное. Все они — преобразователи мира.Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами — людьми раскрепощенной мысли.
Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Они рассматривают свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпели поражение и сметены. И еще потому они не занимаются политикой, что в меняла вера. С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, нначале 20-х годов новое советское государство еще не сложилось, сложилась власть и аппарат власти. Вторая группа персонажей — это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшиеся с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так, как командовало полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была той почвой, на которой расцветало насилие.
В романе “Чевенгур” Андрей Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно так: труд — причина народных страданий. Поскольку трудом создаются материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства: труд. Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма.

Для Платонова важно, чтобы не был разрушен человек. Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами-правдоискателями: та же вера в существование некоего “плана общей жизни”, те же мечты о революционном переустройстве всей жизни и не менее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеобщего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается“новый человек” и “новый мир. В годы революции и гражданской войны романтик Платонов был, как и многие молодые люди, в плену мечты о царстве справедливости — социализме.О его очарованности великой Утопией говорят десятки напи­санных им публицистических статей, стихов, агиток. Позже, когда мировосприятие и оценка социальной ре­альности изменились, отношение Платонова к своей меч­тательной и деятельной юности сочетало в себе любовь к молодому энтузиазму и святой вере в идеал и состра­дание, боль за того юношу с горящим взором, который смотрел поверх жизни, не видя репрессий, жестокости военного коммунизма. Агитационная риторика, царив­шая в печати, державшая в плену тысячи и миллионы душ, позже возмущала, вызывала у писателя иронию, смех. Рассказы А. Платонова 20—30-х годов («Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Фро» и другие) переполняет светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все его герои — молодые, честные люди, дея­тельные народные характеры, возникшие из глубин рус­ской жизни. Они полны горячих надежд, несут в себе свежую силу чувств. Они еще и подвижники. Порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело, ставшее для них своим. В рассказе «В прекрасном и яростном мире» (1941) отразилась увлеченность Платонова и его героев мощ­ной техникой.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: