Если философия «занимается основаниями человеческой жизни в предельной их форме» то проза Андрея Платонова, безусловно, философична, поскольку ее главным «метафизическим героем» выступает «смысл отдельного и общего существования» (Шубин 1987), а вопрос о смысле жизни – это, по утверждению Альбера Камю, основной вопрос философии
Андрей Платонов (1899–1951) – почти ровесник 20 века, рубеж которого стал свидетелем очередного «смутного времени», вызвавшего в русской философии первую волну озабоченности экзистенциальными проблемами. Как представляется, термин «смысл жизни», обязанный своим появлением религиозно-философским размышлениям Льва Толстого именно в творчестве Андрея Платонова получил свое художественное воплощение.
Художественный мир Андрея Платонова, его индивидуально-авторская концептосфера, наполнен общекультурными и специфическими «идеями» и «концептами» различной степени значимости: жизнь и смерть, душа и тело, любовь и сочувствие, страдание и мучение, счастье, сиротство, дорога, пустота, дружбаи пр., часть из которых уже получили лингвокультурное освещение (скупость и жадность, ум и чувство, пространство и время, душа – любовь –странничество –Однако особое, «ключевое» место в их ряду, как представляется, занимает «идея жизни», которой Андрей Платонов был, можно сказать, одержим, и которая восходит к творчески переосмысленной «Философии общего дела» Николая Федорова, бывшей долгое время, по свидетельству жены писателя, настольной книгой последнего откуда и «воскрешение отцов», и неприятие смерти, и единение с природой Приверженность Андрея Платонова «идее жизни» даже дает основания называть его «русским Платоном» – созерцателем и выразителем основных идей русской души.
|
Как представляется, «идея жизни» образует ту «концептуализованную область» (Степанов 1997: 68), в границах которой «синонимизируются» имена, передающие онтологические, гносеологические и аксиологические характеристики человеческого существования: его смысл, цель, сущность и предназначение: «Карчук закончил костяной меч для Пашинцева, он был бы рад и дальше не скучать, но ему не о ком было думать, не для кого больше трудиться, и он царапал ногтем землю, не чувствуя никакой идеи жизни » («Чевенгур»); «Соня думала о письме, – сумеют ли его безопасно провезти по полям; письмо обратилось для нее в питающую идею жизни; что бы ни делала Соня, она верила, что письмо где-то идет к ней, оно в скрытом виде хранит для нее одной необходимость дальнейшего существования и веселой надежды» («Чевенгур»); «У Марии там были девичьи воспоминания, одинокие годы, милые дни прозревающей души, впервые боровшиеся за идею своей жизни » («Эфирный тракт»).
«Общая идея или бог живого человека» (Чехов) – смысл жизни выступает ключевым концептом повести «Котлован», где частотность его появления сопоставима с частотностью «совести» в евангельских Посланиях Св. в относительно небольшом по объему произведении «смысл жизни» появляется 27 раз, «план жизни» – 2 раза и сущность жизни – 4. Общее количество появления лексических единиц, передающих смысл жизни (33), сопоставимо здесь только с частотностью слова «истина» (29), которое у Платонова, как будет показано, в большинстве случаев равнозначно смыслу жизни.
Да, конечно, «человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить» (Маркс), однако путь к их решению отнюдь не прямолинеен, сроки не задаются жизнью какого-то одного поколения и высокие цели «могут превратиться в пайковую горсть пшена, а идеалы охраняет тифозная вошь» («Чевенгур»). Именно об этом, как представляется, силится сказать в своем творчестве Андрей Платонов устами своих положительных героев, изъясняющихся языком Виктора Степановича Черномырдина («Некуда жить, вот и думаешь в голову» –
|
«Котлован»; «Смотри на людей и живи, пока родился» – «Котлован»; «Нам одним тут жутко – не живешь, а думаешь!» – «Чевенгур»)
Проза Андрея Платонова 1929–1930 годов профетична в романе «Чевенгур» и в повести «Котлован» он домысливает до логического конца «идею революции» и, как можно сегодня утверждать, выступает пророком-медиумом, открывающим современникам «бред пророческий духόв» (Тютчев). А, как уже давно известно, «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4: 24), о чем еще раз свидетельствует судьба писателя.
Публикация рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) и бедняцкой хроники «Впрок» (1931) привела к продолжительной опале писателя (его следующая книга «Река Потудань» увидела свет только в 1937 году) по обвинению, поддержанному чуть ли не Сталиным, в двусмысленности: совмещенности в них согласия и сомнения, осуждения и сочувствия, «событий настоящего и тревожных взглядов на них же как бы… из будущего» (Чалмаев 1990: 20–21). И если «двусмысленность» понимать буквально, как наличие более чем одного смысла, то оценка этих произведений литературной критикой тех лет совершенно справедлива: они, не говоря уж о «Чевенгуре» и «Котловане», безусловно, иносказательны.
Юродивость, профетичность, иносказательность – все эти признаки, как представляется, в значительно большей мере присущи не (анти)утопии, а притчам: «наставлениям, заимствованным из подобий окружающей природы или примерам, взятым из обыкновенной жизни человеческой» (БЭ 1990: 579). Как и евангельские притчи Иисуса, развернутые притча-повесть «Котлован» и притча-роман «Чевенгур»
Вопрос о цели и смысле бытия – это «дежурный» вопрос в тексте произведений Андрея Платонова: «Вот еще надлежало бы и товарищу Вощеву приобрести от Жачева карающий удар, – сказал Сафронов. – А то он один среди пролетариата не знает, для чего ему жить » («Котлован»); «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?» («Усомнившийся Макар»); «Как ты думаешь, – продолжал свои сомнения
|
Захар Павлович, – всем обязательно нужно жить или нет?» («Чевенгур»).
Осмысленность собственного бытия («Без думы люди действуют бессмысленно!» – «Котлован») для героев Платонова – отличительная черта человека: «Вощев подобрал отсохший лист и спрятал его в тайное отделение мешка, где он сберегал всякие предметы несчастья и безвестности. “Ты не имел смысла жизни, – со скупостью сочувствия полагал Вощев, – лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб”» («Котлован»); «Пока я был бессознательным, я жил ручным трудом, а уж потом – не увидел значения жизни и ослаб» («Котлован»); «А Вощев слышал эти слова и возгласы, лежал без звука, по-прежнему не постигая жизнь. “Лучше б я комаром родился: у него судьба быстротечна”, – полагал он» («Котлован»); «Скучно собаке, она живет благодаря одному рождению, как и я» («Котлован»). Жить без истины, равнозначной смыслу жизни, жить из одного страха перед смертью для них постыдно: «Говорили, что все на свете знаете, – сказал Вощев, – а сами только землю роете и спите! Лучше я от вас уйду – буду ходить по колхозам побираться: все равно мне без истины стыдно жить » («Котлован»); «У меня без истины тело слабнет, я трудом кормиться не могу, я задумывался на производстве, и меня сократили» («Котлован»); «Баба-то есть у него спросил Чиклин Елисея.
Понятие прозы
Проза – это устная или письменная речь, не разделённая на соизмеримые отрезки – стихи. Проза противоположна поэзии. То есть если в поэзии текст делится на определённыеотрезки, то в прозе, наоборот, всё целостно. Проза представляет собой обычную, немерную речь,она может быть как и устной так иписьменной. Проза не имеет размеров и её не делят на соразмерные отрезки, её ритмом является отношение предложений или периодов между собой. Зародилась проза достаточно давно, ещё в античные времена, и к концу XIX века ей довелось стать
безусловным лидером в словесности. Известные художественные прозаические произведения, в частности романы и рассказы, как правило, эмоционально сдержаны и насыщены интеллектуальным и философским содержанием. Проза может быть условно разделена на несколько жанров. К нему относятся произведения большой формы, имеющие достаточно сложный и очень развитый сюжет. Повесть. Менее большое по размеру произведение, призванное поведать читателю о каком-либо определённом событии из жизни героя. Эпопея. Произведение достаточно большой формы с огромными временными и событийными объёмами. Рассказ. Произведение малой формы, содержащее описание определённого события в конкретный момент времени. Новелла. Небольшое произведение, но с чёткой структурой и генезисом. Эссе. Произведение небольшого размера, которое выражает отношение автора к какому-либо событию или вопросу. Чёткая композиция отсутствует. Биография. Произведение, содержащее рассказ о жизни и деятельности конкретного человека. Вместе со статьёй «Что такое проза в литературе?» читают: