Древняя Греция. Ордерная система - основа классической архитектуры.




Архитектуру Эллады можно назвать ориентированной на Человека, и даже «человекоподобной» (в определённом смысле). Высказывание «Человек – мера всех вещей» - заключало для греков мысль о том, что все предметы и явления окружающего мира должны не только оцениваться с точки зрения «удобства» для человека, но и создаваться при помощи расчётов, основанных на пропорциях человеческого тела. Искусство проектирования и возведения зданий греки рассматривали в таком же ключе.

До нашего времени не сохранились жилые строения эллинов, но мы можем судить о древнегреческой архитектуре по прекрасным храмам, обильно украшавшим их города.

Уже в период архаики в Древней Греции появились и в общих чертах утвердились основные принципы архитектуры:

1. греки не использовали арочные своды и купола, поэтому все их здания состояли из вертикальных опор – колонн и, поддерживаемых ими, прямых горизонтальных перекрытий;

2. основные типы колонн и соотношение несущих и несомых частей здания оформились в жёсткую систему, называемую о́рдерной (от греч «о́рдер» - «норма, порядок»);

3. пропорции зданий, рассчитывались исходя из пропорций человека, а архитектурные элементы иногда уподоблялись (конечно, весьма условно) частям человеческого тела;

4. архитекторы бо́́́́льшее внимание уделяли экстерье́рам (внешнему виду зданий), чем интерье́рам.

5. эстетические принципы древнегреческой архитектуры основывались на сочетании соразмерности и простоты, что нашло выражение в «высказываниях» эпохи: «ничего сверх меры» (слова, написанные на храме Артемиды) или «мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности» (изречение правителя Афин – Пери́кла).

Храм Аполлона в Коринфе

Главным достижением архаики считается появление и утверждение ордерной системы в архитектуре – соотношения опоры (колонны) и перекрытия, которое она держала.

Классическая греческая колонна состояла из трёх частей: базы – основы, на которой устанавливалось тело (или ствол) колонны и капите́́ли – её самой верхней части, поддерживающей балки перекрытий.

Дорический ордер Ионический ордер Коринфский ордер

Греки создали три типа колонн, ставших основой классических ордеров: дори́ческого, иони́ческого и кори́нфского. Каждый из них, был по-своему антропоморфным, то есть наделялся в воображении греков чертами, присущими человеку.

Так самый простой, «крепкий» и мощный – дорический ордер – был воплощением образа мужчины-атлета – его капитель была лишена каких-либо украшений, а тело имело некоторое утолщение – энта́зис, как если бы оно и в самом деле испытывало давление сверху, которое с усилием удерживало.

Пример капители дорической колонны

Ионический ордер имел более лёгкие и изящные пропорции и соответствовал женскому началу. Эта женственность особенно явно проявлялась в капители ионической колонны – её украшали спиралевидные завитки с обеих сторон – волю́ты – имеющие сходство с локонами волос, уложенными в прическу.

Пример капители ионической колонны

Несколько позже появился коринфский ордер – по мнению греков, соответствующий образу юной девушки. Его ствол строен и высок, а капитель, пышная и сложная, напоминает корзину со стилизованными листьями растения ака́нфа (аканта).

Пример капители коринфской колонны

Кстати, о появлении коринфской колонны греки сложили красивую легенду.

Якобы, в далёкие времена, на острове Коринф жила девушка, удивительной красоты. Она была настолько хороша, что возгордившись, заявила, что прекраснее самой богини Афродиты. Ревнивая богиня не оставила это заявление без внимания, и при первой же возможности отомстила. Девушка встретила прекрасного юношу, они назначили свадьбу, но прямо накануне бракосочетания невеста умерла.

Безутешные родственники провели похоронный обряд, а на могиле оставили закрытую крышкой корзину с поминальной трапезой. Прошло время. Росток дерева аканф, пробил днище корзины, и пустил ветви. Но поскольку тоненькие побеги не могли приподнять крышку корзины, то они, извиваясь, стали прорастать сквозь прутья, пуская молодые листочки.

Случайно на этот некрополь забрёл талантливый архитектор Каллимах. Увидев корзину, с проросшей сквозь неё листвой аканфа, он и вдохновился на создание нового типа колонны.

Три греческих ордера.

От того, какого типа использовались колонны, зависело и то, как будут выглядеть и украшаться перекрытия этого здания, та часть строения, которая получила название антаблемент.

Антаблемент - несомая часть ордера, в свою очередь тоже состоял из трёх элементов (надо сказать, что греки очень любили трёхчастное деление). Эти элементы назывались снизу вверх: архитрав, фриз, карниз.

Архитрав и карниз усложнялись по мере увеличения "затейливости" и высоты колонны. То есть, самые простые архитравы и карнизы были у дорического ордера, а самые навороченные и вычурные - у коринфского.

Главную же эстетическую функцию в антаблементе нёс фриз - его центральный элемент в виде ленты.

Красным цветом выделен фриз антаблемента здания

Фриз дорического ордера был разделён выпуклыми полосами - триглифами на квадраты - метопы.

Красным цветом выделены триглифы.

Метопы - квадратные плиты между триглифами, могли быть украшены рельефами или росписями, обычно со сценами сражений, изображениями элементов воинского снаряжения, или оружия и т.п.

Красным цветом выделены метопы.

Часть восточного фриза Храма в Селинунте.
460—450 гг. до н. э.

Ионический и коринфский ордеры не были разделены на метопы и триглифы, и представляли собой гладкую ленту. Однако греки, любившие декоративность и многоцветие, чаще всего на этой ленте располагали скульптурный рельеф, рассказывающий, на всю свою длинну, о каком-либо знаменательном событии - мифологическом или историческом (что для них, зачастую, было одним и тем же).

Однако, отмечу, что фризом в архитектуре называют не только часть антаблемента. Так в целом, обозначают, архитектурные элементы, напоминающие длинные ленты, украшенные рельефом или росписью на определённый сюжет. Один из самых известных примеров такого фриза - часть Пергамского алтаря, с изображениями борьбы богов и титанов.

Рельеф фриза Пергамского алтаря.

Греческая ордерная система стала основой классической европейской архитектуры, и не утратила своей актуальности до сегодняшнего дня.

Отмечу, что выбор ордера греческими архитекторами, при строительстве храмов, зависел от того, какому божеству этот храм посвящался.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: