Состояние обратимого химического процесса называется химическим равновесием, если скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции.




А.де Сент-Экзюпери: «Главное глазами не увидишь».

Цели урока:

1. Образовательная:

1) Расширить знания учащихся о закономерностях протекания химических реакций с использованием мультимедиа комплекса «Виртуальная лаборатория» 8-11 класс.

2) Ввести понятие «химическое равновесие».

3) Изучить правила смещения химического равновесия.

2. Развивающая:

1) Развивать исследовательские способности учащихся, используя ИКТ.

2) Способствовать формированию умений переносить знания в новые условия, проводить аналогии, анализировать, выделять главное, делать выводы.

3. Воспитательная:

1) Воспитывать коммуникативные способности учащихся (сотрудничество, обмен мнениями при выполнении совместной работы).

2) Воспитывать бережное отношение к самому себе, окружающим, природе.

Оборудование и реактивы:

1. Компьютер, ноутбуки.

2. Экран, проектор,

3. Рычажные весы, динамометр.

4. Бутылка с газированной водой.

5. Виртуальная лаборатория.

6. Графики.

7. Реактивы: FeCI3, KCNS, КCI.

Тип урока – изучение нового материала

Метод – проблемно-исследовательский.

Ход урока

1. Орг. момент.

Садитесь! Добрый день!

Сегодня день отличный,

И я, признаться, счастлива безгранично,

Что предоставила судьба мне шанс опять

Совместно с Вами попытаться осознать

Те тайные законы и процессы,

Что управляют миром повсеместно.

2.Мотивация

Я предлагаю продолжить изучение темы «Химические реакции». На прошлом занятии мы познакомились с закономерностями изменения скорости химических реакций, а сегодня изучим интереснейшее явление, которое встречается и в живой и в неживой природе и имеет большое значение.

Нам предстоит «проникнуть в сущность наблюдаемых явлений, постичь их силы, законы, чтобы управлять ими».

3.Актуализация знаний.

Задача велика, но хватит ли уменья?

Однако, повторим определенья!

– Напомните мне, на какие группы делятся реакции по направлению?

– Какие реакции называются обратимыми? Сл.1

– Какие реакции называются необратимыми?

– По каким признакам вы определите, что реакция необратима?

Сл.2 Посмотрите на экран и определите какие реакции будут обратимыми?

А) 2 RCIO3= 2 КСI + 3 O2;

Б) N2+H2= 2 NH3;

В) AgNO3+NaCI= AgCI +NaNO3;

Г) 2SO2+O2=2SO3;

Д) KOH+HCI=KCI+H2O

2. Создание проблемной ситуации:

 

Явление, которое мы будем изучать характерно только для обратимых реакций. А как мы его назовем?

Перед вами хорошо знакомые вам физические приборы. Вспомните, пожалуйста, на каком принципе основано их действие?

Весы? Динамометр? (ответы учащихся)

И так, что же их объединяет? (ответы учащихся)

Это примеры механического равновесия, а мы будем изучать химическое равновесие.

Сл.3 Тема урока: «Химическое равновесие»

Цель урока: (учащиеся формулируют сами) Записать в тетради число и тему урока

4.Изучение нового материала.

Понятие «равновесие» вам знакомо. Я предлагаю посмотреть как в толковом словаре Ожегова объясняется данное понятие.(учащийся зачитывает определение).

Сл.4 «Равновесие– это состояние покоя, в котором находится тело, система, под воздействием равных, противоположно направленных сил».

– Когда возникает химическое равновесие?

– Какие параметры могут быть равны при установлении химического равновесия в обратимых реакциях?

Скорость– главная характеристика для описания обратимых процессов.

Напомните, мне из курса 8 класса, что же называется химическим равновесием?

(стр. 130)

Сл.6

Состояние обратимого химического процесса называется химическим равновесием, если скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции.

Сл.7 с графиком равновесия.

Посмотрите на бутылку с газированной водой. Наблюдаем ли мы признаки каких-либо химических процессов, пока бутылка закрыта? Нет.

А что же на самом деле происходит?

(Опережающее задание для одного учащегося– сообщение) Приложение 1.

Приложение1.На самом деле одновременно идут как минимум 2 химических процесса, протекающих на микроуровне

1) CO2+ H2O H2CO3 СО2 + Н2О Н2СО3 Сл.8

2) H2CO3 CO2+ H2O

V1=k1 c(CO2) (H2O) по закону действующих масс

V2=k2 c(H2CO3) V1=V2

Состояние равновесия характеризуется константой равновесия.

Крав = к1 = [В] Сл.9
к2 [А] [Б]

[А],[B],[Б]-равновесные концентрации веществ А, Б, В

Константа равновесия – величина постоянная для данной обратимой реакции. Она показывает соотношение между концентрациями продуктов реакции и исходных веществ, которое устанавливается при равновесии.

Сл.10 Константа химического равновесия зависит от природы реагента и от температуры. Для эндотермических процессов повышение температуры приводит к увеличению константы равновесия. Для экзотермических– ее уменьшению константа равновесия не зависит от давления.

Сл.11. По значению константы равновесия можно судить о направлении и глубине протекания процесса, о максимальной возможности выхода продукта реакции при тех или иных условиях.

При К> 1 – преобладают продукты

При К<1 – исходные вещества.

Химическое равновесие отличается от механического, оно является динамичным (подвижным). При его наступлении реакции не прекращаются, неизменными остаются лишь концентрации компонентов, то есть за единицу времени образуется такое же количество продуктов реакции, какое превращается в исходные вещества. Если изменение условий не происходит, то состояние равновесия может продолжаться бесконечно долго.

 

Учитель: Мы рассмотрели равновесие только на примере одной реакции. Примеры динамического равновесия достаточно распространены и в неживой и в живой природе. Так гомеостаз– динамическое равновесие всех систем организма. Например: для поддержания постоянной температуры:

Теплообразование Теплоотдача

+Q – Q

(при жаре организм отдает воду, которая, испаряясь, охлаждает организм).

Таким образом Химическое равновесие -самое энергетически выгодное состояние. В этом состоянии система устойчива.

Вернемся к бутылке с газированной водой и откроем ее.

Что произойдет?

Нарушили мы равновесие?

Скорость какой реакции возросла?

Какие факторы влияют на смещение равновесие?

В случае возникновения затруднений учитель помогает учащимся вспомнить факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Физ. Минутка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: