Гражданская медиаобразованность - главный принцип национальной политики
В 2013 году Министерство образования и культуры подготовило список основных принципов политики в области культуры с целью пропаганды медиаграмотности среди детей и подростков. Эти принципы были разработаны в сотрудничестве с организациями, отвечающими за разные сферы жизни общества, и они были созданы для всесторонней работыс гражданами в плане медиаобразования.
Четыре цели медиаобразования в Финляндии на 2013-2016 гг., начиная с главных принципов данной политики:
· Повседневное медиаобразование должно быть ориентировано прежде всего на детей и подростков, а также должно быть качественным.
· Структуры, занимающиеся развитием медиаграмотности, создаются и поддерживаются с помощью законодательства, финансовых ресурсов и управления на национальном и местном уровнях.
· Деятели в сфере медиаобразования и заинтересованные в нем стороны взаимодействуют друг с другом сами по себе, создаются новые партнерские отношения.
· Финляндия берет на себя активную роль в глобальной деятельности в области медиаобразования.
Важность MIL и навыков, связанных с ней, должна отражаться в политике таких сфер, как:
· Цифровая программа Финляндии 2011–2020
· Программа аудиовизуальной культуры
· Программа публичных библиотек 2015
· Программа ребенка и молодежной политики на 2012-2015 гг.
KAVI - Финское управление медиаобразования
Финляндия является одной из немногих стран с государственным органом по медиаобразованию. Национальный аудиовизуальный институт (KAVI) с его Департаментом по медиаобразованию и аудиовизуальным медиа (MEKU) имеет правовую задачу по продвижению медиаобразования, навыковработы с детьми в СМИ и создания безопасной медиа-среды для детей. MEKU также контролирует выпуск аудиовизуальных программ. KAVIнаходится в подчинении у Министерства образования и культуры и сотрудничает с ним.
Медиаобразование становится национальным
В Финляндии важность средств массовой информации и информационной грамотности подчеркивается в нескольких национальных стратегиях, а медиаобразование пропагандируется правительственными органами. В 2013 году были разработаны цели в области медиаобразования на национальном уровне.
Медиаобразование в финской образовательной системе
Финская система образования часто рассматривается как одна из лучших в мире. Все дети и подростки имеют бесплатные возможности для получения базового образования, их учителя – всегда высококвалифицированные профессионалы. Аспекты медиа и информационной грамотности связаны с несколькими различными предметами, изучаемыми в школах.
Кружки, школы и учителя в Финляндии имеют большую свободу в планировании образовательной программы. Это создает возможности для преподавания и обучения на «местном» уровне.
Продвижение медиа и информационной грамотности в финской системе образования начинается с дошкольных учреждений. Национальные учебные планы для дошкольного образования и базового образования включают области, которые называются многоуровневыми и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Учебная программа для высшего образования включает в себя междисциплинарные предметы «Общая грамотность и средства массовой информации», а также «Технологии и общество». Предметы, связанные с MIL, практикуются по различным специальностям и содержанию учебных программ.
В области образования MIL играет важную роль. Например, Общая грамотность подчеркивает важность критических способностей как для анализа и интерпретации, так и для производства разных медиапродуктов. В учебных программах ИКТ рассматриваются как как инструмент образования, где особое внимание уделяется информационным навыкам, поисковому и творческому обучению. Культура СМИ рассматривается как важный ресурс и среда для обучения.
В учебных программах для профессионального среднего образования знания в области средств массовой информации и информационной грамотности в основном интегрированы в родной язык и ИКТ, в области математики и науки. Особое внимание уделяется знаниям о сфере СМИ.
Министерство образования и культуры (MoEC) поддержало развитие педагогики MIL и медиаобразования путем распределения ресурсов и разработки законодательства в данной сфере. Финский национальный совет по образованию, государственный институт, находящийся в ведении MoEC, отвечает за разработку учебных программ.