СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ




 

Развитие подростковой наркомании проходит четыре последовательных стадии:

Первая стадия. На этом этапе зависимость еще не определяется, а физиологические эффекты после одного или нескольких приемов наркотика могут иметь негативный оттенок (тошнота, головная боль, отсутствие «обещанного» удовольствия). Но значимость этого этапа нельзя недооценивать — именно сейчас у подростка формируется ошибочное представление о наркотическом веществе как о чем-то безопасном. Снимаются или существенно ослабевают внутренние запреты, а психологические границы, которые раньше были серьезным барьером на пути к «запретным удовольствиям», раздвигаются, предоставляя больше свободы.

Вторая стадия. Это этап, на котором подросток впервые получает представление об эйфории, которая наступает в состоянии интоксикации. Если на предыдущей стадии наркотик начал казаться безопасным, то теперь он — средство для быстрого и легкого получения удовольствия. Хотя зависимость еще не сформирована и выраженной тяги к наркотикам нет, частота приема наркотического вещества возрастает. Причина этого – желание в очередной раз испытать удовольствие и не выделяться среди компании.

Третья стадия. В этот период происходит активное формирование и закрепление психической зависимости. Длительные перерывы между приемом наркотика вызывают у подростка раздражительность, чувство беспокойства и тревоги. Психологически наркотическое вещество теперь воспринимается не только как безопасное и доставляющее удовольствие. Теперь оно — единственный способ избавиться от неприятных ощущений.

Четвертая стадия. На этом этапе уже выражена физическая зависимость, которая проявляется множеством нарушений со стороны нервной системы и внутренних органов. При отсутствии возможности принять наркотик у подростка может возникнуть «ломка», проявления которой могут широко варьироваться, в зависимости от состава и особенностей употребляемого наркотического вещества.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ

 

Можно назвать три разновидности последствий наркомании взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные. К биологическим последствиям относятся:

-нарушения репродуктивной функции. Каждая третья девочка-подросток, принимающая героин, диагностируется аменореей, а в двух случаях из трех наблюдаются другие расстройства менструального цикла. У подростков обоих полов развиваются патологические изменения в репродуктивных органах, приводящие к бесплодию и повышающие вероятность врожденных уродств плода. Кроме того, неразборчивость в выборе половых партнеров становится причиной заражения сифилисом, ВИЧ и пр., что также отражается на здоровье половой системы и на всего организма в целом.

-токсические поражения органов. В наибольшей степени под удар попадают почки и печень основные «фильтры» организма. Но в той или иной мере токсические поражения наблюдаются во всех органах подростка.

-нарушения обмена веществ. Чаще всего наблюдаются изменения в белковом обмене, что приводит к нарушению роста мышц. Сердечные патологии также берут начало в неправильном обмене белка — миокард, «главная мышца» организма, страдает не меньше, чем скелетная мускулатура.

-изменения личности. Это проявляется как полная потеря силы воли, нарушения эмоциональной сферы (например, ребенка начинают забавлять эпизоды жестокости в фильмах, он становится равнодушным по отношению к проблемам близких и пр.), склонность к преступлениями (чаще всего — к воровству, как к источнику средств на покупку наркотиков).

Социальные последствия наркомании – это, прежде всего, снижение общественной активности, проявляющееся в потере человеком трудоспособности – вот главный результат систематического употребления наркотических веществ. Большая часть наркозависимых нигде не работает и живет за счет родственников или занимается нечестной, криминальной деятельностью с целью добыть деньги. Многие из них являются элементами криминальной структуры. У значительной части наблюдаются постоянные нарушения трудового договора, падает уровень профессионализма, у них возникают трудности с выполнением обычных заданий.

Отрицательные социальные последствия наркомании проявляются и в разрушении семейных отношений. Страдающие наркоманией люди не создают семьи, а если они все же вступают в брак, то он вскоре распадается. Иногда случается, что они образуют «семью» наркоманов. Это способствует тому, что наркотики можно употреблять в безопасных условиях и облегчает добычу наркотиков. Обычно у такой «семьи» свое пристанище в виде чердака, подвала, пустого дома, и свои способы добывания денег и самих наркотиков.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи должна быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсœем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всœего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в т.ч. и убийством. Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посœев, наращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков.

По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение. Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина — неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

2. ДанилинА., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.,2001.

3. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М., 2003.

4. Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании [Электронный ресурс] / Сост. Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http:. – Заглавие с экрана.

5. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2003.

6. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска. - М., 1997.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: