Формирование традиции показов эмблематических фейерверков 1700-1760-х гг.: к культурологической и философской актуальности проблемы.




Наймарк Елена Александровна

Методист, преподаватель,

Инвалид 2 группы,

Санкт-Петербург

Ключевые слова: фейерверки, эмблема, символ, культурное пространство, борьба за сохранение и совершенствование реформ Петра I в сфере культуры, архив Артиллерийского музея Санкт-Петербурга, социальная философия.

Аннотация: Статья посвящена условиям и актуальности формирования регулярных эмблематических фейерверков Петербурга первой половины XVIII века: императорским и придворным календарям праздников, академической прессе и описаниям «огненных показов», пиротехническим разработкам и т.п. Показана борьба за сохранение и усовершенствование наследия культурных реформ Петра I.

Keywords: fireworks, emblem, symbol, cultural space, struggle for preservation and improvement of Peter I reforms in the sphere of culture, archive of the Artillery Museum of St. Petersburg, social philosophy.

Annotation: The article is devoted to the conditions and actuality of the formation of the regular emblematic fireworks of St. Petersburg in the first half of the XVIII century: the imperial and court calendars of holidays, the academic press and descriptions of "fire displays", pyrotechnic developments, etc. It is the struggle for the preservation and improvement of the cultural heritage of Peter I.

Формирование традиции показов эмблематических фейерверков 1700-1760-х гг.: к культурологической и философской актуальности проблемы.

Значению Петра Великого в преобразовании культуры России посвящены десятки работ. В настоящей работе борьба за наследие реформ в настоящей сфере рассматривается в контексте социальной философии, идеологии, политической деятельности. Одними из самых известных ученых-фундаменталистов в данной области являются Е.В. Анисимов и Н.И. Павленко. Они рассмотрели как политику первого русского императора и сохранение наследия его реформ наследниками, так и показали свою аналитическую позицию по данным вопросам [2-10; 31-34]. В одной из последних работ Е.В. Анисимов высказал одно из самых современных критических взглядов на Петра Великого. «Западноевропейское Просвещение было, по своему происхождению, демократично и не могло примиритьься ни с деспотизмом, ни с рабством; оно было буржуазным и общенародным. (…) Просвещение в России, декретированное Петром, поначалу не замечало собственных противоречий, пытаясь пристроить собственную цивилизацию к российской, ничего существенного не меняя в последней, но придавая ей европейский «шарм». Поэтому «просвещенный монарх» или крепостник могли чувствовать себя в России естественно и свободно, (…) будучи одновременно и даже исключительно восточными деспотами и тиранами в локальном, общегосударственном или мировом масштабе» [6, с. 27]. В настоящей работе формирование традиций показов фейерверков исследуется на основании многочисленной историографии, в частности, по работам В.Н. Васильева, Д.А. Ровинского, Д.Д. Зелова [17; 37; 19]. То, что в инстанциях, которые создавали «огненные зрелища» руководствовались уникальными придворными календарями, которые сыграли большую роль в регламентации годового цикла придворных торжеств, рассмотрела М.А. Алексеева[1]. «Огненные сады» и их специальные эмблемы активно рассматриваются в контексте изучения праздников не только О.Г. Агеевой [11], Д.Д. Зеловым [19] и другими дореволюционными и советскими исследователями данных феноменов культуры, но и другими современными искусствоведами, в частности А.А. Ароновой [12] Н. Элиас исследовал придворную знать, что стало чрезвычайно полезным для данной работы [44]. Современные исследователи последних лет плодотворно анализируют фейерверки первой половины XVIII века.

Пиротехнические зрелища входили в культурное пространство, которое изучается учеными с разных сторон [22, 23]. Данному научному явлению посветили свои работы М.С. Каган, С.Н. Иконникова, В.П. Большаков, Л.В. Никифорова и другие исследователи, выводы которых анализируют и обобщают современные авторы [27; 38; 23]. Философская составляющая проблемы идеологии, искусства и культуры XVIII века также оригинально интерпретирована [13; 29; 36]. Существуют ученые, связывающие культурное и образовательное пространство [39]. Н.А. Сиван сделала дискуссионное методологическое заключение, о том, что культурное пространство создается в России при появлении традиции классических систематических строящихся дворцов (и дворянских вельмож и купцов) к концу XVIII века [40].

Для формирования традиции регулярных фейерверочных показов, театрумы, изданные программы которых вошли в культурное пространство необходимой стала огромная активность горожан. Э.С. Маркарян описывает ее следующим образом: «Чтобы сделать понятной необходимость выделения подсистемы (культуры-Е.Н.), прежде всего отметим, что любое конкретное общество представляет собой определенное множество человеческих индивидов, взаимодействующих в пределах некоторого ограниченного пространства окружающей среды с целью удовлетворения своих потребностей. Именно в этой деятельности индивидов следует видеть внутренний источник самодвижения иактивности (выделено Е.Н.) социальной системы» [26]. Исходя из данных настоящего историографического обзора, актуальность работы заключается в том, что на транспарантах к фейерверках должны показываться ценности доброты, конструктивных дел, направленных на длительную, счастливую жизнь человека. Активность должна быть направлена на творчество, выходить за рамки догм идеологии. Культурное пространство нужно наполнить смыслом, показанным ниже.

При Петре I, с которого началась традиция показов эмблематических фейерверков. Стал актуален «Левиафан» Т. Гоббса (о сильном государстве) [18] и его же «Философские основания учения о гражданине». Идеи С. Пуффендорфа о всеведующей власти государства также повлияли на первого русского императора и его демонстрации идей абсолютизма в фейерверочных эмблемах. Важно также учение Г. Гроция о «войне всех против всех» как философская идея, исследуемая в первой половине XVIII веке, и которая привела к тому, что длительные международные войны, стали хоть немного короче и менее тягостнее для рекрутируемых в них людей.

В конце XVII века прецеденты пиротехнических эмблематических показов имели столь маленький размах, что проводить генетический анализ сложно. Факт формирования традиции показов огненных зрелищ наблюдается с культурных преобразований царя Петра Алексеевича. На новогоднее представление в 1704 году был представлен фейерверк на нескольких планах [17; С. 33-17]. Это был один из первых ярких показов в традиции прославления идей власти Петра Великого в барочных фейерверках. На транспаранте показали двуглавого орла, судя по гравюре А. Шхонебека. При Петре I и после него в 1730-е гг. сохранением наследия его культурных реформ занимался священнослужитель, цензор, деятель Синода Ф. Прокопович. Его риторические произведения оказали влияние на оды и стихотворные девизы к фейерверкам.

Государственные деятели высокого ранга, приближенные к царю Петру I отдавали распоряжения готовить фейерверки. Чем большее значение имело фейерверочное представление, тем выше был статус у инициатора торжества. Министерства обороны Российской федерации (АВИАМАИВИ ВС МО РФ), подтверждаются материалами описей приказного отделения Главной Артиллерии и фортификации и фонда штаба генерал- фельдцейхместера [14; Л. 246]. Данный Артиллерийский музей с богатейшим архивом находится в настоящее время в Петроградском районе северной Венеции. После смерти Петра I вместо Екатерины Алексеевны указы о важнейших фейерверках, по-видимому, подписывал А.Д. Меншиков. В «регистре протоколам» Сената за 4 января 1726 г. была засвидетельствована уже ставшая традиционной процедура принятия решений об устройстве фейерверочного театра: «...по указу светлейшего князя да по доношению полковника Витвера об отпуске иллюминации припасов»[15]. Очевидно, что «светлейшим князем» в то время мог быть только А. Д. Меншиков, который часто устраивал фейерверки у своего дворца на Васильевском острове. Вероятно, фейерверочное представление к тезоименитству Анны Петровны, о котором шла речь в регистре, могло проходить на Васильевском острове во дворе особняка «великого временщика». 30 августа 1726 года в городе Санкт-Петербурге у дворца А.Д. Меншикова показывался фейерверк на празднование дня заключения Ништадтского мира, судя по сведениям историка Д.Д. Зелова, который пользовался, в частности, «Журнала или поденной записки с 1698 года даже до заключения Нейштадтского мира» [19; С.24]. Сложно утверждать, являлись ли символы в честь Ништадтского мира столь же пышными, как и в последние годы царствования Петра Великого, что видно в, частности, в изобразительных источниках. В эмблемах и символике данного периода показывались горящие сердца, говорящие о преданности государству. Архив Санкт-Петербургского Артиллерийского музея и другие исторические источники дают огромный массив информации о культурологическом значении фейерверков. В ходе настоящего исследования проанализировано более 1000 источников и свыше 1500 изданных научных работ (монографий, авторефератов, диссертаций, статей и т.п.); созданы: табличная база данных, накопитель знаний. Петропавловская крепость с огромными хозяйственными помещениями (Петроградский район Санкт-Петербурга) оформлялась иллюминированной подсветкой, что вдохновляло на тщательно спланированные эмблематические фейерверки. Артиллерийское ведомство имело налаженные коммуникации с Академией наук, специалисты высокой квалификации, Рисовальная и Гравировальная палата которой готовили описания и чертежные изображения фейерверков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: