- Прочитайте текст.
- Подумайте, о чем говорится. Если затрудняетесь ответить кратко, поставьте к тексту вопросы.
- Выберите ответ, без которого текст теряет смысл, то есть без которого нельзя обойтись. Этот ответ должен содержать в себе смысл других.
Также формированию познавательных УУД на уроках ОРКСЭ способствует применение словарей, справочников, ИКТ – технологий. Можно использовать:
1. Словарь русского языка С. И.Ожегов.
2. Большая советская энциклопедия
3. Этимологический словарь русского языка.
Заинтересовать учащихся к изучению материала на уроках ОПК помогут индивидуальная работа, игры, работа в парах, группах:
Индивидуальная работа.
Ответь на поставленный вопрос. Каждому учащемуся выдается карточка с вопросами, на которые нужно ответить, на работу отводиться 4-5 минут, после чего ребята должны прочитать свои ответы классу.
1. Что такое совесть? | |
2. Нужна ли человеку совесть? | |
3. Что значит поступать по совести? | |
4. Какая совесть бывает чиста? |
Работа в группе.
Игра «Найди пару».
Предлагаются предложения (на карточках), и ребята должны найти вариант подходящий по смыслу и соединить их стрелками:
![]() ![]() | Жить по совести |
![]() | Поступать без зазрения совести |
![]() ![]() | Жить со спокойной совестью |
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. | Поступать против совести |
Поступать без стыда, без стеснения. | Делать на совесть |
Работа в паре. "Собери пословицу".
Без рук, без ног – калека, | а грызёт. |
Совесть без зубов, | живи по совести. |
Кто чистую совесть имеет, | без совести – полчеловека. |
Говори по делу, | в том и совесть. |
В ком есть стыд, | тот спокойно спать ложится. |
Результатом формирования познавательных УУД на уроках ОРКСЭ, будут являться умения ученика:
- ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
- нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
- владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового;
- использование словарей, справочников;
- осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- установление причинно-следственных связей;
- осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- построение логической цепи рассуждения;
- постановка и решение проблем (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.
Вместе с тем, я уделяю внимание контролю достижения уровня обязательных результатов обучения и использую следующие методы оценочной деятельности.
1. Наблюдение (оценивается сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои дейстния с партнерами и др.)
2. Тестирование.
3. Практические работы и рисунки.
Формы оценки: индивидуальные, групповые; устный и письменный опрос.