Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ленинская средняя общеобразовательная школа
Самообразование учителя как фактор
Качества образования младших школьников
По духовно-нравственному воспитанию
Подготовила: учитель ОРКСЭ
Гончарова С.А.
Различные формы мониторинга универсальных учебных действий в курсе ОРКСЭ.
С 2018-2019 учебного года преподаю предмет ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», поскольку именно его выбрали родители обучающихся.
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Для повышения уровня своей компетенции в преподавании ОРКСЭ прошла курсы в ООО «Центр подготовки государственных и муниципальных служащих по дополнительной профессиональной программе» по теме «Элементы теории и методики преподавания предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС».
При формировании УУД использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, работать самостоятельно. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные действия;
4) познавательные.
Познавательные УУД:
- ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
- осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков; построение логической цепи рассуждения. осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста; постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Регулятивные УУД:
- самостоятельное формулирование темы и цели проекта, овладение навыком работы по самостоятельному выбранному плану или плану учителя, соотносить результат с образцом;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их исполнение на основе оценки и учета характера ошибок, понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичностипутем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
- формирование нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальныхчувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).
Коммуникативные УУД:
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умения полно и точно формулировать свою мысль и доносить свою позицию до других с помощью монолога или диалога.
Я хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.
Для формирования познавательных УУД на уроках ОРКСЭ – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Введение проблемного диалога, учитель подводит учащихся к осознанию темы.
Познавательные УУД это осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков, построение логической цепи рассуждения, осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста; постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Например, работа по теме «Совесть и раскаяние». Проводится беседа по тексту А.П. Гайдара «Совесть»
Совесть
(рассказ)
Нина не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Вопросы к тексту.
- Что делала девочка в роще?
- Почему она не пошла в школу?
- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да, шла украдкой, пряталась от знакомых),
- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку),
- Кого встретила Нина в роще?
- Почему она помогла мальчику?
- Почему Нина заплакала?
- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?
На уроках по курсу ОРКСЭ особо выделяется работа по решению проектных задач в разных ее формах: письменная творческая работа, создание проектов, и т.д.
Темы для проектов: «Россия – наша Родина», «Семейные традиции», «Заповеди», «Пасха», «Рождество » «Совесть» и т.д.
Одной из важных форм учебной работы по формированию познавательных УУД является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ.
Среди многообразия форм работы с текстом можно назвать:
- комментированное чтение, если осваивается новый сложный материал;
- чтение текста или его фрагментов с последующим обсуждением;
- передача текста в преобразованном виде – составление памяток к тексту например:
Памятка по составлению плана текста
- Внимательно прочитайте текст.
- Разделите текст по смыслу на логически законченные части.
- Выделите в каждой части главную мысль.
- Озаглавьте каждую часть. В заголовках должна содержаться главная мысль каждой части.