Различные формы мониторинга универсальных учебных действий в курсе ОРКСЭ.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ленинская средняя общеобразовательная школа

Самообразование учителя как фактор

Качества образования младших школьников

По духовно-нравственному воспитанию

Подготовила: учитель ОРКСЭ

Гончарова С.А.

Различные формы мониторинга универсальных учебных действий в курсе ОРКСЭ.

 

С 2018-2019 учебного года преподаю предмет ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», поскольку именно его выбрали родители обучающихся.

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

Для повышения уровня своей компетенции в преподавании ОРКСЭ прошла курсы в ООО «Центр подготовки государственных и муниципальных служащих по дополнительной профессиональной программе» по теме «Элементы теории и методики преподавания предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС».

При формировании УУД использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, работать самостоятельно. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

 

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) коммуникативные действия;

4) познавательные.

Познавательные УУД:

- ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);

- осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков; построение логической цепи рассуждения. осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста; постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Регулятивные УУД:

- самостоятельное формулирование темы и цели проекта, овладение навыком работы по самостоятельному выбранному плану или плану учителя, соотносить результат с образцом;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их исполнение на основе оценки и учета характера ошибок, понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичностипутем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;

- формирование нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальныхчувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Коммуникативные УУД:

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- формирование умения полно и точно формулировать свою мысль и доносить свою позицию до других с помощью монолога или диалога.

 

Я хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.

Для формирования познавательных УУД на уроках ОРКСЭ – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Введение проблемного диалога, учитель подводит учащихся к осознанию темы.

Познавательные УУД это осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков, построение логической цепи рассуждения, осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста; постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Например, работа по теме «Совесть и раскаяние». Проводится беседа по тексту А.П. Гайдара «Совесть»

Совесть

(рассказ)

Нина не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Вопросы к тексту.

- Что делала девочка в роще?

- Почему она не пошла в школу?

- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?

- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да, шла украдкой, пряталась от знакомых),

- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку),

- Кого встретила Нина в роще?

- Почему она помогла мальчику?

- Почему Нина заплакала?

- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?

На уроках по курсу ОРКСЭ особо выделяется работа по решению проектных задач в разных ее формах: письменная творческая работа, создание проектов, и т.д.

Темы для проектов: «Россия – наша Родина», «Семейные традиции», «Заповеди», «Пасха», «Рождество » «Совесть» и т.д.

Одной из важных форм учебной работы по формированию познавательных УУД является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ.

Среди многообразия форм работы с текстом можно назвать:

- комментированное чтение, если осваивается новый сложный материал;

- чтение текста или его фрагментов с последующим обсуждением;

- передача текста в преобразованном виде – составление памяток к тексту например:

Памятка по составлению плана текста

- Внимательно прочитайте текст.

- Разделите текст по смыслу на логически законченные части.

- Выделите в каждой части главную мысль.

- Озаглавьте каждую часть. В заголовках должна содержаться главная мысль каждой части.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: