Третья и Четвертая книги Царств




Тут гораздо больше имен и событий. На древнем ближнем востоке в этот период происходят большие события. Появляется ассирийская империя, приходит в упадок, поднимается вавилонское царство. Этот период находит больше подтверждений во вне библейских источниках.

Ассирия — государство на северо-западе Месопотамии, а Вавилония на юге. Новоассирийский период охватывает 8–7 вв. до РХ. Пик развития империи. В 853 году до РХ произошло великое сражение Ассирии против объединенных войск Сирии и Израиля при Каркаре. Салманасар 3 против Ахава со стороны Израилия. Со слов Салманасара Ассирия победила, но в Библии это сражение не указано. Салманасар упоминает об Ииуе, потомке Ахава, даннике Ассирии.

Тиглатпаласар третий — с него начинается возвышение Ассирии. В Библии его называют чуть по другому — Феглатфеласар или Фул (4 Цар 15). Он захватил многие земли Сирии и север Израиля и многих увел в плен, а Ахаз царь иудейский вассал Ассирийцев просит защиты от Сирии и Израиля, за что Исаия осудил Ахаза.

Следующий правитель Ассирии Саргон 2 и Салманасар 5 (4 Цар 17). Они захватили Самарию (столица северного царства) и Израиль (в Библии только Салманасар) в 721 г. Иудеи чудом избежали захвата, лавируя между Ассирией, платя ей дань, и разными противоассирийскими коалициями. В 701 году СеНахерИм (4 Цар) в ответ на сопротивление Иудеи опустошает ее, о чем говорит пророк Исаия — куда вас бить еще? Он осадил Иерусалим, но не захватил его. 4 Цар 18–19 — ангел господень поразил 100 тыс. ассирийцев ночью и Сеннахирим ушел.

Асарган (Асаргадон) 4 Цар 19:27 — один из последних правителей Ассирии упомянутый в Библии. В нач. 7 в. (609 г., битва при Харране) — падение Ассирии, ее завоевал Вавилон и Мидия.

В повествовании об Иезекии уже есть упоминание о Вавилоне. 7–6 вв. до РХ — расцвет Вавилона. Халдейские вожди (Мардук Апла-Иддин — Мардук (божество) дал наследника) 4 Цар 20:12 — возглавил борьбу против Ассирии Беродах Баладан сын царя Вавилонского. Он отправил посольство в Иудею с предложением содействия. Его послам Иезекия показал все, что у него есть, чем и погубил позже Иудею.

Нововавилонский период — это Навуходоносор 2, он завоевал Иудею. Первый поход 597 г. Первое завоевание и плен иудеев при пророке Иезекииле. Иудеи позже восстали и в 587 (586) г. Навуходоносор разрушил Иерусалим и Храм окончательно и переселил Иудеев, а на их место переселил другие народы, которые теперь называют Самарянами.

Благодаря этим царям захватчикам можно соотнести Библейские события с общим ходом истории, например, дату воцарения Ииуя (841 г.).

17.11.2018

Возможно 3 и 4 Царств тоже были одной книгой разделенной на два тома. Их можно разделить на три больших блока повествований: 1–11, Царствование Соломона, 1Цар12–2Цар17, История разделенного царства (Север–Юг), 2Цар18–26, История Иудейского царства. Так же можно выделить повествования о пророках: Илия (3Цар17–4Цар2), Елисей (4Цар2–13), Исаия (4Цар19–20).

Исторический фон очень насыщен, меняются власти, империи. 8–7 вв. до РХ — владычество Ассирии, 7–6 вв. до РХ — владычество Вавилона.

1Цар1–2. Борьба за власть между сыновьями Давида. Сам Давид немощен. Одна партия поддерживает Соломона, другая Адонии. За Адонию знать, Иоав военачальник и священник Авиафар. За Соломона священник Садок, Ванея будущий военачальник, пророк Нафан, Вирсавия его мать и сам Давид. Соломон по завещанию отца становится царем, его помазывают на царство. Единственное описание ритуала помазания царя. Адония в панике, но Соломон до времени пощадил его.

Глава 2. Прощальная речь Давида. Призыв быть верным Богу, за что дастся сохранение власти у династии. Действенность слова Божия — главная тема 3–4Царств. Все происходит не только по действиям людей, но по промыслительному слову Божию. Хотя это иногда выражается в форме неудобоваримой для христианского сознания (медведица Елисея). Давид завещает расправиться Соломону над своими врагами, которых он некогда пощадил: предателей военачальников, Семея, который злословил Давида. Это для того, чтобы обезвредить действия проклятий Семея. Соломон так выворачивает все, что как бы сами виноваты становятся те кого нужно поубивать. Все это подчеркивает действенность слова как Бога, так и человека.

Д/З. Выписать пророчества и то как они исполнились в 3–4Царств.

Главы 3–11. О Соломоне. Это не летопись, а больше осмысление царствование. Подчеркивается славный характер царствования. Золотой век Иудеи. Мудрость, Храм, Богатства.

Мудрость Соломон получает от Бога. Вначале и он приносил жертвы и курения на высотах, не было единого места поклонения. Бог являлся Соломону дважды. В первое правление он попросил у Него мудрости, для того чтобы право править, и Ему это понравилось и Он благословил Соломона, так, что подобного ему не было и не будет. Он был мудр в суде, в устроении государственной жизни и традиций народных, писал учительные книги. Три тысячи притчей, и шесть тысяч песен, и от всех концов земли приходили послушать его.

Соломон с 6 по 9 главу строит Храм Господу. После постройки Храма Бог открывает Соломону, чем будет этот храм. Снова о том, что нужно сохранять заповеди, а иначе Он отвергнет и Храм построенный имени Его. Так что Храм это только символ присутствия Бога в народе израильском.

Молитва Соломона раскрывает значение Храма в жизни Израиля. Молитва на всякую потребу на месте сем, место встречи человека и Бога, и для Израиля и для иноплеменников. Храм не потеряет значения даже если народ израилев будет в порабощении и в земле врагов и они смогут молиться обратившись в сторону храма иерусалимского. Храм так же становится источником защиты, но пророк Иеремия будет обличать беззаконников надеющихся лишь на помощь Храма. Иезекииль говорит, что благословение отошло от храма с уходом в плен народа израилева. А в Новом Завете Храмом стал сам Господь, а еще дальше тема присутствия Божия переносится на общность людей, собранных во Имя Его. В откровении уже нет Храма, ибо Господь Бог там храм и агнец.

Д/З. Сравнить описания Храма: Скиния, Соломон, Иезекииль. Выделить особенности.

Глава 9–11. Богатства Соломона. Он построил себе мегадом и скопил несметные сокровища. Его богатством восхищалась царица савская. Он купался в золоте, т.к. серебро во дни его считалось ни за что.

Глава 11–12. Грех Соломона. Любил Соломон иноземных женщин и стал блудодействовать с их Богами. 700 жен + 300 наложниц. Он перестал быть вполне преданным Богу своему, начал строить капища для своих жен. За это Бог обещает отторгнуть от Соломона царство, но не в его дни, но во дни сына. Пророк Ахиия Селомлянин возвестил ему об этом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: