Описывая неописуемый облик любви и помня о том, что "Бог есть любовь", мы, конечно, не можем сказать о ней слишком много или преувеличить ее высоких достоинств, свойств и качеств.
Климент Александрийский спрашивает: "Кто способен объяснить Божественную любовь? Кто может вполне описать ее силу и ее красоту? Высота, на которую любовь Христова подымает нас, верующих, не может быть выражена человеческими словами".
Любовь - мать жизни. Мы живем настолько, насколько мы любим. Тот кто не любит, тот и не живет. Наша жизнь осмысливается любовью. Поэтому, лучше не жить, чем жить и не любить.
Любовь призвана являть нам невидимого Бога реальным, осознаваемым, явным, видимым для наших сердечных очей. "Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает". "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Где любовь, там и Бог. Там где нет любви, там нет Бога (I Иоан. 4 гл.; Мат. 5 гл.).
Жизнь Христа была жизнью любви, обнаруживающей, проявляющей Бога, делающей невидимого Бога ясным и понятным, желанным и приемлемым. Любовь - язык неба, не нуждающийся в истолковании; язык, который "некнижные" понимают, немые говорят, глухие слышат и слепые видят.
Жизнь Христа была проявлением Бога. Наша жизнь должна быть проявлением Христа. Назначение христианина не в том, чтобы рассказывать о Христе, а - показывать Христа своей жизнью любви. Ибо как Христос был "образом Бога невидимого", так и нам, верующим, надлежит быть "подобными образу Сына Его..." (Кол. 1.15; Рим. 8.29).
Любовь - подобие Бога, она - источник всякого добра, раскрытие всякого блага, преддверие и предвкушение рая.
Для нас нет ничего более ценного и приятного во всем мире, как сознавать, что есть кто-то, кто нас лично очень любит. Покажите мне человека, который никого не любит и которого никто не любит, и. я покажу вам самого несчастного человека на земле. К сожалению, мир переполнен такими именно несчастными, не верующими в то, что Бог есть любовь и что Он беззаветно их любит. Если бы они уразумели этот бесспорный факт, они стали бы все в очередь, чтобы прийти к Нему за прощением и получить от Него "новое сердце", "жизнь с избытком", - с избытком любви, мира и радости. Если бы каждый смертный решительно мог сказать: "Я избираю любовь! Пусть любовь Божия наполняет мое сердце, управляет и распоряжается моей жизнью!" - мы имели бы рай на земле.
|
Любовь имеет исключительную способность уживатъся с теми, у которых нет любви и сосуществовать с теми, чьи поступки ей не нравятся.
Любовь учит нас жить скромно и просто, очень экономно для себя и расточительно для других. Любовь приносит жертву ради Христа, не отдавая себе отчета в ее стоимости; она сражается за истину и не смотрит на полученные раны; она грудится и не расчитывает на заслуженный отдых; она совершает подвиги и не ожидает награды и похвалы; она "полагает жизнь свою за друзей" и жалеет о том, что располагает только одной земной жизнью.
Любовь достигает недосягаемых для человека вершин мудрости и способна нисходить к ее бездонным глубинам. Она может показаться неверующему человеку отсталой и неразумной, но она безошибочно отвечает на все те вопросы, на которые у разума нет ответа, но которых разум не может не ставить себе.
|
Любовь никогда не допускает того, что неугодно Богу, что во вред себе и причиняет урон и неприятности людям.
Любовь юрка, мудра и проницательна. Она учит нас мудро распределять каждый новый день, посылаемый Богом. С нею у нас достаточно времени для того, чтобы неспеша утром помолиться, - ибо в этом источник силы; с нею достаточно времени для углубления в Слово Божие, - ибо в этом сокровища мудрости; она найдет время для труда и служения ближним, - ибо в этом тайна успеха; время для размышления, - ибо в этом основаания; время для невинных развлечений, - ибо в этом секрет молодости; с нею найдется время, чтобы от души посмеяться, ибо смех любви - музыка души.
Любовь выше всяких требований этикета и морали, выше всякой религии, философии или формального, бездушного богопоклонения.
Ни одна добродетель не приносит нам столько добра и не оказывает столько всякого блага, как простая искренняя любовь.
Любовь - это свет во мраке ночи, голос среди безмолвия пустыни. Любовь держит сердце наше свободным от зла, мести, ненависти; душу -от горьких и недобрых чувств; ум - от обольщений и забот; совесть - от ее укоров и угрызений.
Любовь услаждает самую горькую чашу жизни. Она бесследно смывает с нашей памяти самые мрачные картины пропитого; снимает с нашей души любую тяжесть, восклоняет безнадежно поникшую голову, просвещает давно померкший взор, поднимает опустившиеся руки и укрепляет "колена дрожащие". Она уравнивает самые ухабистые перевалы узкого пути, дает новое жизненное направление, расширяет наш шаг и "умащает головы наши свежим елеем" (Евр. 12.12; Пс. 22). Любовь, как солнце, светит на всех "и ничто не укрыто от теплоты ее" (Пс. 18).
|
Христианин - носитель любви, сосуд Божий, преисполненный любовью.
Многие склонны удовлетвориться тем или иным словесным определением любви, называя ее чувством, настроением и т. п., но чувству нельзя приказать, нельзя насильно заставить любить. Конечно, любовь может и должна проявлять себя в чувстве, но любовь - больше, чем какое бы то ни было чувство.
Наши чувства изменчивы, шатки и непостоянны. Они обусловлены окружающей средой, погодой, состоянием здоровья, настроениями нашей души и т. д. Посему было бы ошибкой допустить, чтобы чувства управляли бы нашими поступками, отношениями, решениями...
По учению Св. Писания любовь является не чувством, но принципом; тем духовным "законом совершенным", который призван быть господствующим фактором в жизни каждого возрожденного свыше христианина. Этому предмету ап. Павел посвятил целую 13-ю главу своего первого послания к Коринфянам.
В этой главе ап. Павел не пытается дать любви то или иное теоретическое определение, но, перечислив ее качества и совершенства, он указывает: на что любовь способна, - что она делает и чего она не делает:
"Любовь долготерпитч милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше"...
В Послании к Колоссянам ап. Павел называет любовь "совокупностью совершенства", а в своем Послании к Коринфянам открывает нам некоторые из этих ее совершенств.
Перейдем к нашему скромному рассмотрению этих совершенств.
Любовь и терпение
"Любовь долготерпит..."
Любовь не так быстро теряет свое терпение. Она не возмущается, не гневается, не протестует. Любовь относится ко всем и ко всему безропотно и снисходительно.
Св. Писание называет Бога: Бог терпения и утешения" (Рим. 15 гл.). Чем, как не этим, объясняется то, что мы еще не истреблены? Долготерпение Божие к нам и ко всему человечеству объясняется Его любовью, которая долготерпит.
Часто люди говорят: "Христос не сдержал Своего обещания. Он сказал, что придет опять, а вот прошло почти двадцать веков, и Его нет!" -Если Христос замедлил с тем, чтобы прийти и судить живых и мертвых, то только потому, говорит ап. Петр, что "долготерпит, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Петр. 3 гл.).
Люди, ставящие подобные вопросы, не знакомы с характером Бога. "Не представляют они Тебя пред собою, но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Пс. 85).
Нужда в терпении - универсальная. Поэтому ап. Павел, во всех своих посланиях, призывает верующих к терпению. У одного мало терпения; у другого еще меньше; у третьего вовсе нет его. "Терпение нужно вам!" (Евр. 10 гл.) Нужна любовь, которая" долго терпит". Недостача терпения - вот что приводит к ссорам в семье, расстройствам в обществе, духовным болезням в церкви и нередко к международным конфликтам.
Сам ап. Павел должен был иметь очень много терпения. Вспомнить только: галаты -иудействовали, а коринфяне - грубо грешили; для евреев Павел был "язвой общества", а для язычников - "всесветным возмутителем"; для мудрых -"безумным" Христа ради, а для простых - "посмешищем для мира". Всю жизнь и повсюду ему пришлось иметь дело с врагами, завистниками, физическими побоями, материальными нуждами, тюрьмами и цепями... "В трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти..." (2 Кор. И гл.).
Говоря о своем апостольском посланничестве, Павел указывает на свое терпение, как на один из главных признаков и доказательств Божьего призвания, говоря: "Признаки апостола оказались пред вами во всяком терпении" (2 Кор. 12 гл.). Поэтому, он мог дерзновенно заявить: "Во всем являем себя, как служители божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темницах, в изгнании, в трудах... злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим... Я научился терпеть голод... все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе... Все терплю ради избранных. Если терпим, то с Ним и царствовать будем"... Так смотрел на терпение ап. Павел.
Какая дивная картина - любящая, дружная счастливая семья, где все заботятся друг о друге, защищают друг друга, служат любовью и примером друг другу!
Рассказывают про одну большую патриархальную китайскую семью с несколькими женатыми сыновьями, невестками, детьми и внуками Во главе семьи - старик отец, дедушка.
В доме тишина, мир, порядок, уважение, послушание...
"В чем секрет вашего мудрого руководства семьей?" - спросили гости старика.
- "В терпении", - ответил старик.
Не то же ли самое, только в более святой, светлой, радостной и любвеобильной форме, мы должны были бы наблюдать в христианской Церкви? Слово Божие учит, чтобы "сильные сносили немощи бессильных", помогали духовно слабым, взаимно прощали, "утешали малодушных, были тихими, кроткими, незлобивыми, полезными всем, сдержанными, рассудительными, долготерпеливыми".
Зная, какую важную роль терпение играет в жизни каждого верующего христианина, апостол заканчивает свое послание следующим пожеланием: "Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово" (2 Фес. 3 гл.).
Трудно пожелать или произнести молитву более своевременную и нужную, чем пожелание и молитва о любви и терпении.
Строго говоря, без терпения так же, как и без любви, мы не имеем права называться учениками Христа. Без терпения мы не имеем права апостольствовать, свидетельствовать другим о жизни "с избытком".
Без терпения вряд ли мы получим ответ от Бога на наши молитвы. Без терпения мы никогда не будем способны одерживать победы над всеми невзгодами, обстоятельствами и превратностями земной жизни. Некто удачно заметил, что все люди подвергаются страданиям, но вдвойне страдают те, у кого нет терпения.
"Да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово"... Только любовь, которая долготерпит, способна научить нас, как относиться к людской вражде, осуждениям, непониманиям, клевете и поношениям; как сносить слабости других, их несовершенства, несправедливость; безропотно терпеть нужду, обиды, нападки и разные неприятности; нести кротко возложенный на нас Господом крест. Не сказал ли Господь: "Терпением спасайте души ваши... претерпевший до конца, спасется?"
Мы уже потому нуждаемся в терпении Христовом, что для всего перечисленного выше нашего человеческого терпения очень и очень мало, -недостаточно.
Легко терпеть, когда все зубы во рту здоровы, но гораздо труднее, когда два или три из них непрестанно болят и ноют. Легче переносить побои, когда мы их заслуживаем, "когда нас бьют за проступки, но если делая добро и страдая терпим, это угодно Богу" (1 Петр. 2 гл.).
"Я достаточно его терпел! До каких же пор я должен еще терпеть его? - с возмущением вопрошают нетерпеливые.
- Терпи его до тех пор, пока Христос тебя терпит! Прояви к нему терпение Христово. Вспомни, как "братья Его не веровали в Него", "Матерь и братья пришли взять Его", полагая, что "Он вышел из Себя"... "Многие из учеников отошли от Него и уже не ходили с Ним"... Вспомни, как терпел Он начальников, старейшин народа, членов синедриона, Пилата, Ирода, воинов, разбойников, отрекшегося Петра, разбежавшихся учеников... "Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими" (Евр. 12 гл.). Помыслите и облекитесь в терпение Христово (Кол. 3,12).
Известно, что нетерпеливые люди оправдывают свое нетерпение нервами, говоря: "Простите, я человек нервный"... тогда как, в действительности, главная причина - отсутствие любви к людям, понимания людей и терпения. Таких людей, если вы задали им какой-либо вопрос и не расслышали их ответа, не дерзайте переспросить, -они ответят вам в повышенном тоне.
Наше нетерпение нередко ведет нас к осуждениям, горечи и другим отрицательным чувствам. Я знал человека, который искренно стремился к доброделанию. Если он убеждался в том, что кто-то действительно нуждался в его помощи, - для него не было преград, он непременно добивался намеченной цели, и многие любили его за это. Но, к сожалению, так как-то получалось, что опекаемый им почти всегда оказывался, по его словам "недостойным его забот", "неблагодарным", незаслуживавшим такой щедрой помощи"... Этот благодетель имел доброе от природы сердце, но не имел достаточно терпения, чтобы мириться с их мелкими слабостями и терпеливо сносить их недостатки. У него было много полезной активности, но мало терпеливой любви.
Без терпения ни одна добродетель не может быть подлинной добродетелью. Даже любовь, если она без терпения, не есть истинная любовь.
Мудрость жизни в том, чтобы не быть чрезмерно требовательным к людям. Нормой наших взаимоотношений с людьми должно быть: понимать людей, любить, терпеть и прощать их без конца.
В долгой горькой жизни
Много встретит "грешных" твой усталый взгляд.
Не клейми ж их словом едкой укоризны.
Полюби их, милый, полюби как брат!
С. Я. Надсон
Любовь и милосердие
"Не стало милосердия на земле..."
(Мих. 7 гл.)
Что такое милосердие? - Это милое сердце, проявляющее себя в делах и подвигах любви. Милосердие - это любовь в действии, пользующаяся всяким случаем быть полезной людям, оказавшимся в той или иной беде.
Такова натура любви, - "любовь милосердствует".
По словам Христа всякое доброе дело есть милосердие: дать чашу воды жаждущему, указать незнакомцу путь, глядя в печальное лицо страдальца, улыбнуться ему сочувственно - все это милосердие.
Милосердие - одно из лучших украшений христианской жизни, но украшение не материальное, которое одевают в особые дни, в исключительных случаях, а украшение духовное, которое украшает истинного христианина постоянно. Оно излучается чрез выражение лица, милые глаза, приятную улыбку, нежные слова, искренние чувства, оказанную помощь и жертвенное служение.
Милосердие охотно и с радостью откликается на призывные вопли страдальцев, оно смело спешит в кромешную тьму зла, неверия и безбожия, спешит к "сидящим во тьме и тени смертной с ярким факелом человеколюбия.
Милое сердце всегда отзывчиво, щедро и самоотверженно. Оно не щадит ни времени, ни денег, ни здоровья, ни самого себя. Для спасения другого милое сердце, не задумываясь, рискует жизнью.
Встретившись лицом к лицу с нуждающимся, милосердие действует сразу, безотлагательно, памятуя слова Писания: "Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе" (Прит. 3 гл.).
Милосердие не только плод Святого Духа, но один из божественных атрибутов: "Ибо Господь весьма милосерд и сострадателен" (Иак. 5 гл.).
Милосердие - одна из характерных черт возрожденного христианина. Божья любовь, если она действительно "излилась в сердца наши Духом Его Святым", непременно поведет нас к несчастным и будет милосердствовать...
Милосердие полезно не только тому, кто пользуется его заботами, но и тому кто проявляет это милосердие. Милосердие делает сердце милосердного блаженным, счастливым. Ибо так сказано: "Человек милосердный благотворит (творит благо) душе своей"... "Кто милосерд к бедному, тот блажен".
Поэтому, Господь призывает нас к милосердию, говоря: "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Прит. 11 и 14 гл.; Лук. 6 гл.).
Милосердие - это рука любви, которой Бог желает, чтобы мы пользовались постоянно и неустанно. Бог говорит: "Все, что может рука твоя делать, по силам делай"... "Длань свою открывай бедному, и руку твою подай нуждающемуся..." (Еккл. 9 гл.; Прит 31 гл.).
С великим прискорбием надо заметить, что по многим причинам у многих христиан "рука милосердия" бездействует. У одних рука эта давно вывихнута и не на своем месте, у других - парализована, ампутирована, атрофирована, отсохла...
Христос встретил однажды такого человека: "Случилось войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая".
Рука - орган осязания, но если она сухая, она ничего не чувствует, ничего не воспринимает. В данном случае, она может служить нам символом духовной бесчувственности.
Заметим, что не обе руки, а только одна и притом правая рука была утрачена; правая - самая деятельная, способная и крайне нужная - выбыла из строя. Рука, предназначавшаяся для полезного, незаменимого служения себе и другим, теперь бездействует.
Рука несчастного, как мы видим здесь, не была ампутирована; она отсохла и беспомощно свисала вниз вместе с таким же мертвым и бесчувственным правым рукавом.
Вы скажете: "Какая печальная картина!"
Картина эта становится еще более плачевной и трагичной, когда духовная рука христианина становится сухой, бесчувственной и безразличной к людским нуждам.
Какое жалкое зрелище! Все у человека нормально, кроме сухой руки, которую он не в силах протянуть не только в целях милосердия, но даже для обычного дружеского приветствия.
"Пощадите, нельзя же всем помочь!" - вопят обычно сухорукие и поэтому никому вообще не помогают.
Индийские факиры, в знак какого-то зарока своему богу, подымают руку вверх и держат ее в таком состоянии до тех пор, пока она не способна уже ни сгибаться, ни опускаться. Отсутствие движений нашей "руки милосердия", приводит ее к такой же атрофии духовной.
Как же избавиться нам от такого духовного уродства?
Христос повелевает сухорукому: "Протяни руку твою!" Это же повеление относиться ко всем духовно сухоруким. Протяни твою руку прежде всего к Богу. Протяни ее со слезами покаяния; протяни за благодатным помилованием и возрождением свыше: протяни ее за даром Святого Духа, Духа любви и всякого милосердия, и ты сможешь протягивать твою руку милосердия всем страдальцам.
Мы говорили о милосердии и благотворительности в индивидуальном порядке, но не менее сухорукой оказывается иногда и наша общественная благотворительность.
Концерты, лекции, вечера "с благотворительными целями" собирают довольно крупные суммы, но что остается от них после покрытия всех расходов по их устройству? Н. В. Гоголь писал: "Большей частью случается так, что помощь точно какая-то жидкость, несенная в руке, вся расплещется по дороге, прежде чем донесется и нуждающемуся приходится посмотреть только в сухую руку, в которой ничего нет".
Порою кажется удивительным, что люди стараются милосердствовать по разным своим соображениям и ложным мотивам. Один, желая "добрыми делами" заслужить себе спасение и избежать адских мучений, другие - из гордости, стараясь создать себе репутацию благотворителя и т. п. Какое заблуждение! Слово Божие имеет мало утешения для таких людей, говоря: "Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13 гл.).
Слово Божие говорит: "Не творите милостыни пред людьми... пусть левая рука твоя не знает, что творит правая... Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся... Благотворите ненавидящим вас".
Наблюдайте, как вы благотворите! Можно охотно дать просящему, но несоответственно данной нужде и не соразмерно возможностям жертвователя. Один богач имел обыкновение давать всем жертвователям мелкую монету как говорят "на чашку чая", тогда как фактическая нужда заключалась в уплате за квартиру или нечто в этом роде.
Мы говорим здесь об уродливых формах светской благотворительности. Но справедливость требует добавить, что "по причине беззакония во многих охладела любовь"... Охладевшее сердце с остывшей любовью и сухой рукой - таково духовное состояние многих современных верующих. Страшно подумать, что мы доживем еще до тех скорбных дней, о которых пророчествовал Михей, говоря: "Не стало милосердия на земле!" (Мих. 7 гл.). В мире и в Церкви множество протянутых рук, ожидающих помощи физической, материальной, психологической, духовной. Но, что они получают? Нередко протянутые руки повисают в воздухе или, что еще хуже, - получают, "вместо рыбы, шею". Вспоминается стихотворение М.Ю. Лермонтова:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк, иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку...
Вслед за молитвой Господней "Отче наш" Христос сказал поразительную притчу, которая характеризует три отношения к чужой нужде. "И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: "друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему"; а тот изнутри скажет ему в ответ: "не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе" (Лук. 11 гл.).
В этой притче мы видим три действующих лица - три друга. Один друг - с дороги зашел; другой - не предвидел этого и нечего было предложить ему; третий - имел все, но не желал встать и дать другу.
Первый друг в чужом доме; второй под чужим окном; третий на постели у себя дома.
Первый друг, зашедший неожиданно, характеризует состояние блуждающего грешника, человека нуждающегося в духовном хлебе.
Он зашел с дороги... С какой дороги? - Слово Божие отвечает: "Все мы блуждали, как овцы, каждый совратившись на свою дорогу.." (Ис. 52 гл.).
Пренебрегши путем Божиим, путем прямым, святым, узким и тернистым, каждый из нас совратился на свою собственную дорогу.
Зашел к другу случайно, неожиданно, так как иной раз люди попадают на собрание, где проповедуется Слово Божие.
Зашел в полночь... Этой полночью могло оказаться духовное банкротство в личной его жизни и надо было подумать о вечности. Этой полночью могло быть современное состояние мира. Люди начинают духовно прозревать и воочию убеждаться в том, что на мировых часах полночь.
Второй друг, принявший зашедшего, характеризует состояние сердца духовного христианина. Двери его сердца открыты для нуждающихся во всякое время, даже в полночь. Он не уклоняется от помощи страннику под тем предлогом, что ему нечего предложить. Усадив зашедшего, он спешит к соседу и просит: дай мне взаймы, я возвращу тебе с избытком. Причем он проявляет поразительное знание людских нужд; он просит взаймы три хлеба... - "Не хлебом одним будет жить человек"... Он нуждается в хлебе для тела, души и духа, в хлебе жизни: "Я есмь хлеб жизни".
Третий друг характеризует духовное состояние плотского верующего, состояние духовной спячки. Христос повелел: "Идите по всему миру", но это повеление его не касается, - он "на постели"...
Состояние эгоизма: "Я и дети мои..." Я и они - этими двумя круг его забот ограничивается и ответственность исчерпывается.
Состояние замкнутости двери уже заперты"...
Состояние духовной расслабленности: "не могу встать"...
Состояние бесчувственности: "не могу дать тебе"...
И наконец, странная просьба: "Не беспокой меня!" Эту своего рода молитву нам приходится слышать чуть ли ни ежедневно: "Не беспокой меня твоими духовными вопросами, собраниями, беседами, литературой, библиями", - просят неверующие люди.
"Не беспокой меня какими-то церковными обязанностями, ответственным духовным служением, сборами денег на разные вопиющие и неотложные нужды дела Божия", - просят нас "христиане".
В эти последние дни сердца некоторых христиан настолько очерствели, что если бы Сам Христос посетил их и сказал: "Се, стою у двери и стучу...", то и тогда они ответили бы изнутри: "не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели, не могу встать"... и открыть Тебе.
Как жалко, что некоторые христиане перестали уже ожидать второго пришествия Христа и забыли, что именно "в полночь раздастся крик: Жених идет! выходите навстречу Жениху!"
Слово Божие призывает: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос!" Проснись, получи от Христа новый приток силы, новый избыток любви и милосердия; жертвенно люби и милосердствуй, доколе Он придет!
Наша бессмертная душа должна быть магнитной стрелкой, постоянно устремленной к небесному полюсу. Стрелка эта может быть выведена из равновесия, уклониться на мгновенье вправо или влево, но тут же снова стремительно потянуться к Богу любви, к источнику всякого милосердия и сострадания.
В день Страшного Суда вечная участь человека определится его отношением к людям, которое безошибочно определяет его характер. Милосердие к нуждавшимся окажется верным подтверждением факта: обитала ли любовь Божия в сердце человека, или ее не было. Было ли проявленное ими милосердие к людям плодом Святого Духа или результатом плотских мотивов и соображений?
Итак, милосердие и сострадание к людям положено в основу Божественного правосудия. Мы привыкли подразделять человечество на множество названий, народов, рас, классов, партий, организаций и групп; Христос делит на Страшном Суде только на две группы: на праведных и нечестивых, на имевших Духа Святого и не имевших Его, на проявлявших в жизни своей любовь Христову к людям и не проявившим ее.
"И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов..." Здесь на земле все люди вместе; там Он отделит плевелы от пшеницы и мякину от чистого зерна.
По словам Христа праведники будут удивлены, услышав о том, что они совершили для Него нечто значительное: "Когда же мы видели Тебя" и накормили, напоили, приняли, одели, посетили? Проявление своего сострадания и любви к несчастным они рассматривали обычным для себя делом. "Когда же?" - Любовь не помнит сделанного кому-то добра и не подсчитывает своих дел, подвигов и жертв. Ей всегда кажется, что она ничего еще не успела сделать или сделала, но не так много, как хотела бы. *
Нечестивые, напротив, будут крайне поражены тем, что Христос рассматривает их "ничего несделавшими" для Него. Они с изумлением спрашивают: "Когда мы не послужили Тебе?" Как это могло случиться, что Ты не заметил нашего постоянного служения? Ведь мы всю жизнь старались быть честными, аккуратными в соблюдении праздников, постов и обрядов... были щедрыми к нищим, не пропускали торжественных богослужений и т. п. Особенно трудно будет переживать свое разочарование тем, которые совершали какое-то духовное служение и, в своих собственных глазах, были "великими" людьми: "Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мат. 7 гл.).
"Я никогда не знал вас", никогда не видел вас среди людей, каявшихся во всех грехах своих, скорбящих и сокрушавшихся о допущенных ошибках, жаждущих помилования, Духа Святого и обновленной жизни. Вы делали многое, но не то, что Мне угодно, вы проявили большую активность, но без любви и милосердия.
Ап. Павел пишет: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (Кор. 13 гл.).
Чрезвычайно важно добавить, что этот принцип суда, которым Христос здесь пользуется, исключен из всех религий мира. Все другие религии обычно учат, что Бог осудит и накажет только тех, которые были жуткими злодеями, безбожниками, негодными людьми, но, если ты не попал в их категорию, - тебе нечего бояться. Но Христос выносит людям приговор вовсе не за то злое, какое они сделали, а за то доброе, какого они не сделали: "И так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне", - говорит Христос осужденным.
В Царство Божие, вечное царство любви, войдут только те, в чьих сердцах уже царит любовь Божия и милосердие Христово.
Таков закон совершенный, закон любви. Тот, кто неспособен проявлять милосердия к другим, -сам не заслуживает милосердия. "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25 гл.)-
Таково Божественное правосудие.
Любовь и зависть
"Любовь не завидует..."
Что такое зависть? Зависть - это чувство досады и раздражения, вызванное благополучием, превосходством или успехом ближнего. "Завистник по чужому счастью сохнет", - говорит народная мудрость.
"Всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть", - сказал Соломон (Еккл. 4 гл.). Завистник, увидев другого счастливым, сам становится несчастным. В глазах завистника успех ближнего - явное преступление. Успех соседа спать не дает...
Из всех пороков и недостатков характера зависть - один из самых скверных, отвратительных и универсальных. Он всеми порицается, но вместе с тем всеми тщательно скрывается. Это пагубное чувство - краеугольный камень светской жизни. Вспоминается откровенное признание одной дамы: "Побывала у знакомой да как увидела, в каком довольстве она живет, так три ночи подряд спать не могла"...
Поразительно то, что редко кто завидует человеку в его духовных достижениях, тому кто больше любит, дольше терпит, не в меру щедр или весьма, справедлив. Зависть возникает не в сферах стяжания добродетелей, а в области стяжаний материальных.
Иногда зависть бывает вызвана тем предпочтением, какое люди оказывают не нам, а тому, кого мы обычно расцениваем ниже себя. Интересно, что завидуя тому, кто, по нашему мнению, гораздо ниже нас, мы тем самым соглашаемся, что мы ниже его; ибо высший никогда не станет завидовать низшему.
Кто из смертных свободен от зависти?
Зависть свойственна всем расам, нациям, племенам и народам. Все люди, до своего обращения ко Христу, одинаково подвержены этому страшному недугу. Ап. Павел неоднократно напоминает о нем уверовавшим иудеям и язычникам, говоря: "Ибо вы были рабами похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга..." (Тит. 3 гл.).
Увы! Зависть проникает даже в сердце христианина. Зависть - один из плодов плоти: "Дела плоти известны; они суть: вражда, ссоры, зависть." Поэтому, завистливый христианин - это человек плотской, "живущий не по духу, а по плоти". К этому разряду верующих ап. Иаков писал: "Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину", не хвалитесь именем христианина и не лгите, что зависть невинная вещь и может быть допустима в жизни человека, познавшего истину. "Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?" (1 Кор. 3 гл.).
Никто не застрахован от зависти. Иногда зтому горькому чувству удается свить себе теплое гнездо даже в сердце того или другого духовного деятеля. Вспомним случай с Кореем, Дафаном и Авироном, позавидовавшим высокому положению и авторитету Моисея и Аарона (Числ. 16 гл.).
Первосященники и старейшины народа позавидовали Христу, как написано: "Ибо знал Пилат, что первосвященники предали Иисуса из зависти". Видя триумфальный вход Христа в Иерусалим, подстилаемые пальмовые ветви и одежду, слыша возгласы народа: "Осанна Сыну Давидову!" они говорили между собою: "Видите ли, что не успеваем ничего? весь мир идет за Ним!" (Мат. 27 гл.; Иоан. 12 гл.).
Апостолы также оказались жертвами первосвященнической зависти: "Первосвященник и с ним все, принадлежащие к ереси Саддукейской, исполнились зависти, и наложивши руки на апостолов, заключили их в народную темницу"... (Деян. 13 гл.).
Преследования ап. Павла были часто вызванны людской завистью. В Антиохии Писидийской например "почти весь город собрался слушать Слово Божие, но иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел". Местные раввины, как видно, никогда не привлекли к себе такого множества слушателей и не пользовались в городе таким успехом (Деян. 13 гл.).
Грех зависти не ходит в одиночку. Поддавшись этому злому демону, завистник неспособен уже сопротивляться другим недобрым чувствам: осуждению, ненависти, клевете, злословию, жестокости и убийству. По зависти Саул пылал гневом на Давида, Аман - на Мардохея и т. п. Зависть убила Цезаря, сослала Цицерона и т. д.
Воспылав чувством зависти, завистник чернит и поносит всех, кому завидует: врагов и друзей. Хотя некоторые из тех, кому он завидует, настолько иногда несчастны, что скорее нуждаются в сострадании, чем в бичевании и распятии.
Не знаю, ошибусь ли я сказав, что завистниками оказываются, в большинстве случаев, строгие критики, гордецы, ленивцы и глупцы. Они завидуют всем, кто в своей разумной жизни оставили их далеко позади. Некто сказал, что людям неталантливым, но с большими претензиями ничего больше не остается делать, как завидовать и порицать настоящие таланты.
Соломон говорит: "Бог дает человеку богатство и имущество и славу". Бог усматривает, что кому послать. И если Бог дал одному больше понимания, знания, богатства, власти и славы, то Бог имел на это полное право и отнюдь не был обязан заручиться предварительным на это согласием завистников.
Мы должны раз и навсегда признать, что завидовать грешно. Вся десятая заповедь ветхозаветного законодательства предназначалась к тому, чтобы обуздать человеческую зависть. Слово заповеди "не пожелай" может заменено, без особого ущерба, словом "не завидуй". Не завидуй, если у ближнего твоего лучший дом, или жена, или раб, или рабыня, или вол, или осел... не завидуй ничему из всего того, что есть лучшего у ближнего твоего. Нельзя быть одновременно и завистником и христианином.
Для того, чтобы понять простую истину, надо только бросить беглый взгляд на сущность любви Христовой и на характер зависти. Любовь и зависть, как свет и тьма, несовместимы. Нет ничего более антагоничного, непримиримого, как любовь и зависть.
Любовь - естественная доброта; зависть -скрытый, замаскированный эгоизм.
Любовь - "от вышних, зависть - от нижних" (Иоан. 8 гл.).
Любовь - "плод Святого Духа", зависть -плод нераспятой, греховной плоти (Гал. 5 гл.).
Любовь - от Бога, зависть - от сатаны.
Любовь - свободна от всякой подделки; зависть - неискренна и лицемерна.
Любовь - откровенная, прямая, серьезная, приятная, мудрая; зависть - всегда прячущаяся за лукавую улыбку, прикрывающаяся лестью, легкомысленная, пустая и хитрая.
Любовь - безопасна, как голубь, как агнец, как ангел; зависть - опасна, как демон, как хвост скорпиона, как зуб змеи, исполненный смертоносного яда.