Роль библиотек в социальной реабилитации инвалидов.




МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»

Кунгурского муниципального района

Библиотечное обслуживание и организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья

(методические рекомендации)

Кунгурский муниципальный район, 2018

«Библиотечное обслуживание и организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья»: методические рекомендации / МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека» Кунгурского муниципального района; сост. Н.В. Кузнецова; отв. за выпуск А.А. Шемелина. – Кунгурский район, 2018. – 12 с.

 

Отв. за выпуск:

Шемелина А.А., директор

МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»

 

Составитель и компьютерный набор и дизайн:

Кузнецова Н.В., методист

МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»

 

Тираж: 30 экз.

От составителя

Основной задачей данных рекомендаций является не только оказание методической помощи сотрудникам библиотек, работающих с инвалидами, в обеспечении доступности для них библиотечно-информационных услуг, но и ознакомление работников библиотек с содержанием необходимых для использования в их работе актов федеральных органов государственной власти, касающихся создания доступной среды для инвалидов и носящих, как обязательный, так и рекомендательный характер.

Основополагающим для социокультурной деятельности библиотек по библиотечному обслуживанию инвалидов является принцип равных возможностей. Применительно к инвалидам он означает предоставление тех же удобств и того же объема информационных услуг, которыми пользуются остальные граждане.

Лица с ограниченными возможностями относятся к тем пользователям библиотек, которые нуждаются в особой заботе и внимании.

Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является острой проблемой, требует серьезного внимания к её решению.

Мы должны сделать все возможное и зависящее от нас, чтобы создать в библиотеке условия для такой группы читателей и стать для них зоной доверия и жизненных интересов.

 

 

Нормативные документы

Проблемная ситуация в отношении обеспечения равных возможностей состоит в том, что, инвалиды, как и все граждане РФ, имеют право на свободный доступ к информации и на библиотечное обслуживание, безбарьерный и беспрепятственный доступ к зданиям библиотек на основе законодательства.

13 декабря 2006 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций принята Конвенция о правах инвалидов. Цель Конвенции заключается в том, чтобы гарантировать самому многочисленному меньшинству в мире те же права и возможности, что и остальной части человечества. В 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Это означает, что наша страна согласна со всеми статьями Конвенции и обязуется их выполнять.

Существует нормативная база, определяющая работу библиотек с людьми различными видами нарушений (физических, сенсорных, интеллектуальных). Правовой основой для этого служат Постановления Правительства России, соответствующие законы, ГОСТы и другие нормативные документы.

ü С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» № 419 – ФЗ, касающийся порядка обеспечения условий доступности библиотек и библиотечного обслуживания для людей с ограничениями здоровья.

ü Внесены изменения в Федеральный закон «О библиотечном деле» (ст. 8п.2), определяющие условия доступности библиотек для инвалидов.

ü Приказом Министерства культуры РФ от 10 ноября 2015 года № 2761 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов.

ü 4 февраля 2016 года вступил в силу Приказ Министерства культуры от 23.12.2015г. № 3235 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг библиотек, подведомственных Министерству культуры», из которого следует, что 2030 году должны быть переоборудованы 100 процентов библиотечных учреждений.

ü 3 апреля 2017 года подписан Приказ Министерства культуры РФ № 459 «О внесении изменений в план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг библиотек, подведомственных Министерству культуры».

 

Локальные акты

Библиотеки обязаны разрабатывать и собственные документы, которые определят работу в данном направлении. Официального рекомендательного списка не существует. Но, основываясь на требованиях «дорожной карты» и приказов МК РФ, а также Актов обследования здания библиотеки на предмет доступности для инвалидов, можно сделать вывод, что необходимы административные решения:

Ø наличие должностного лица, назначенного ответственным за обеспечение условий доступности на объекте, и ответственного сотрудника за сопровождение людей с ОВЗ по библиотеке;

Ø принятие инструкции по обслуживанию инвалидов при посещении ими библиотеки, в которой прописаны соответствующие правила поведения сотрудников;

Ø наличие Паспорта доступности объекта;

Ø включение в трудовые договоры сотрудников обязанностей по оказанию инвалидам помощи при предоставлении им услуг.

Библиотекарям, которые работают с читателями, нужно пройти обучение или инструктаж по обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья. Его может проводить руководитель, либо назначенный для этого сотрудник, либо приглашённый специалист.

 

Безбарьерная среда

Под этим термином подразумевается окружающее пространство и его элементы, обеспечивающие возможность людям с различными видами нарушений свободно перемещаться. Не прибегая к посторонней помощи.

В 2011 году запущена Государственная программа «Доступная среда», рассчитанная на 5 лет, Сейчас ее продлили до 2020 года. Программа предусматривает осуществление комплекса мер, направленного на создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» предусмотрено формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Создание доступной среды – одно из важных условий осуществления принципа равных возможностей в библиотечном обслуживании инвалидов. Эта задача очень сложная, поскольку вплоть до недавнего времени при строительстве и ремонте зданий потребности инвалидов не учитывались.

Требования к помещениям закреплены в Своде правил СП 59.13330.2016 (вступил в силу с 15 мая 2017г.) среди них есть обязательные и рекомендованные.

При приспособлении для инвалидов зданий и сооружений, в которых располагаются организации культуры, необходимо пользоваться Сводами правил: СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», который носит обязательный характер, и СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», применение которого носит добровольный характер.

Создавая безбарьерную среду в библиотеках, необходимо помнить, что идеальной адаптации не получиться никогда. Лучше всего следовать принципу Конвенции о правах инвалидов, а именно – «разумного приспособления».

 

Роль библиотек в социальной реабилитации инвалидов.

Деятельность библиотек в помощь социальной реабилитации инвалидов предполагает:

- выявление лиц с физическими и умственными нарушениями, семей, где есть инвалиды, нуждающиеся в библ. обслуживании;

- доведение книг и др. источников информации до инвалидов, использование в этих целях различные формы обслуживания;

- предоставление инвалидам необходимой литературы, в том числе литературы специальных форматов в помощь учебной, профессиональной, досуговой деятельности;

- СБО на основе изучения информационных потребностей абонентов. Создание в библиотеках библиографических, информационных, фактографических БД;

- привлечение инвалидов к участию в библиотечных мероприятиях с целью организации их общения, расширения социальных контактов;

- популяризацию дефектологических знаний среди населения путем предоставления информации о различных учреждениях, занимающихся лечением, обучением, трудоустройством, социальной защитой инвалидов, о воспитании детей, имеющих нарушения в развитии, в семье и школе, о способах и средствах оказания помощи лицам с ограничениями в жизнедеятельности в их социальной адаптации;

- установление тесных контактов с обществами, предприятиями и клубами инвалидов, реабилитационными учреждениями, советами ветеранов, домами инвалидов и престарелых, школами-интернатами для детей с особенностями развития;

- привлечение общественности в качестве добровольных помощников к библиотечному обслуживанию инвалидов, благотворителей; реализация специальных библиотечных программ по обеспечению доступа к информации лиц с ограниченными возможностями.

Задача сотрудников библиотек состоит в том, чтобы создать оптимальную среду, в которой человек с ограничениями жизнедеятельности чувствовал бы себя комфортно, и сделать информацию наиболее доступной и полноценной для этой категории пользователей.

Особое значение для инвалидов, которые сами не могут прийти в библиотеку, приобретает обслуживание на дому. Оно должно быть бесплатным. Доставку книг на дом могут обеспечивать не только работники библиотеки, но и волонтеры, и опекуны больных. Библиотекари, посещающие инвалидов на дому, производят обмен документов, принимают заказы (их также можно сделать по телефону), знакомят со специально подобранными комплектами книг, обеспечивают инвалидов списками новых поступлений и т.п.

Содержание массовой работы в библиотеках, обслуживающих инвалидов, диктуется задачами повышения их профессионального и культурного уровня и мало чем отличается по своей тематике от работы обычных библиотек.

Как и другие читатели, инвалиды могут принимать участие в работе кружков и клубов по интересам, открытых при массовой библиотеке и привлекающих их внимание. При этом важно к ним относиться как к равноправным участникам, не акцентируя внимание аудитории на их присутствии. Однако это не означает, что организаторам не следует помнить о специфике различных категорий инвалидов.

На библиотекаря, обслуживающего инвалидов, ложится высокая моральная и психологическая нагрузка, которую не каждый может выдержать. Любое неосторожное слово может обидеть и навсегда лишить инвалида желания общаться с вами. Наша задача - уметь корректно и правильно общаться с людьми с инвалидностью, не задевая их чувства собственного достоинства и не нарушая их прав.

 

Общие правила этикета при общении с инвалидами:

Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

 

Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

 

Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

 

Слова. Как мы их называем

Человек устроен так, что какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое ваше неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с вами. Что же это может быть за слово? Когда инвалида называют «неполноценным», этот человек ощущает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит о себе слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным. Поэтому, упомянутые выше слова, а также все другие, похожие на них, следует раз и навсегда исключить из своего лексикона. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной – здоровый», «нормальный – ненормальный», «умственно отсталый», «обычный – неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте — и тогда оказание услуги в учреждении и общение будут эффективными. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!

Наш адрес:

617410, Пермский край,

Кунгурский район,

с.Плеханово

ул. Центральная, 1

 

E-mail: kungurraibibl@yandex.ru

 

Сайт: http: // kunraylib.permculture.ru


Телефоны:

(34271) 4-38-62

(34271) 4-38-65

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: