История развития системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: основные этапы.




Первым международным актом, направленным на борьбу с отмыванием преступных доходов, стала Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, приятая 20 декабря 1988 г. в Вене (Австрия). Одна из основных целей Венской конвенции - лишение лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, доходов, получаемых от преступной деятельности, и тем самым устранение главного мотива, побуждающего их к этому.

Для достижения указанной цели Венская конвенция предусматривает следующие основные меры:

- криминализацию деяний, направленных на отмывание доходов, полученных от

незаконного оборота наркотиков;

- конфискацию таких доходов или иной собственности на соответствующую сумму.

Учитывая угрозы, которые представляет отмывание денег для финансовой системы, в декабре 1988 г. Базельский комитет по банковскому надзору принял Декларацию «О предотвращении преступного использования банковской системы в целях отмывания денежных средств». В Декларации указывается, что банки и другие кредитно-финансовые учреждения могут стать невольными посредниками при переводе или хранении средств, полученных преступным путем.

Определяющий вклад в разработку и внедрение такой универсальной модели противодействия отмыванию денег внесла Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), решение о создании которой было принято в июле 1989 г. Парижским саммитом Группы семи ведущих промышленно развитых демократических государств мира ("семерка").

На первом этапе деятельности ФАТФ ее участниками стали представители 15 стран, включая «семерку» и 8 государств-членов ОЭСР, а также Комиссии Европейских Сообществ.

На саммите «Группы семи», состоявшемся в июле 1990 г. в Хьюстоне (США), был одобрен представленный ФАТФ отчет и подтверждено обязательство стран «семерки» полностью и безотлагательно выполнять содержавшиеся в этом отчете Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием. При этом была подтверждена договоренность, достигнутая на встрече министров финансов ФАТФ в мае 1990 г., о продолжении работы ФАТФ целях оценки и содействия выполнению указанных рекомендаций, а также при необходимости их дополнения.

Сорок рекомендаций ФАТФ в редакции 1990 г. охватывали три основных блока

вопросов:

- совершенствование мер уголовно-правового преследования лиц, связанных с отмыванием денег, включая криминализацию таких деяний и конфискацию преступных доходов;

- повышение роли финансовой системы, включая меры, принимаемые финансовыми организациями и надзорными органами в целях предотвращения отмывания денег;

- развитие международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию денег, в том числе в части обмена информацией между компетентными органами.

Действие соответствующих рекомендаций ФАТФ, распространялось не только на банки, но и на небанковские финансовые учреждения. Серьезным шагом в развитии комплексного подхода к организации противодействия отмыванию денег стало принятие Советом Европейского Сообщества Директивы от 10 июня 1991 г. 91/308/ЕЕС «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег».

В июне 1996 г. ФАТФ в первый раз пересмотрела Сорок рекомендаций с целью лучшего их приспособления к изменяющимся способам отмывания денег и развивающимся технологиям в сфере финансовых услуг.Основные изменения, внесенные в Сорок рекомендаций в редакции 1996 г заключались в следующем:

- придание более жесткого характера предписанию о расширении перечня преступлений, предшествующих отмыванию денег;

- изучение вопроса о распространении действия превентивных мер на нефинансовые предприятия и профессии;

- обязательность представления финансовыми учреждениями сообщений о подозрительных операциях в компетентные органы;

- концентрация (фокусирование) внимания стран на риски использования в целях отмывания денег новых или развивающихся технологий;

- проведение совместных расследований, в том числе с применением таких специальных методов расследования, как контролируемая доставка имущества, приобретенного преступным путем;

- изучение потенциальной угрозы использования для отмывания денег «компаний- оболочек», не имеющих физического присутствия в месте своей регистрации.

С июня 1996 г. ФАТФ также начала публиковать годовые отчеты о своих исследованиях методов и тенденций отмывания денег (типологий), которые проводились с самого начала деятельности ФАТФ.

В 1996 - 1999 гг. состоялся второй раунд взаимных оценок стран-членов ФАТФ, основной целью которого была уже проверка эффективности применения ими Сорока рекомендаций.

10 июня 1998 г. 20-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Политическую декларацию и План действий по борьбе с отмыванием денег.

19 - 20 октября 1999 г. и Москве состоялась министерская Конференция стран «Группы восьми» по борьбе с транснациональной преступностью, центральное место в повестке которой занимали вопросы использования преступниками высоких технологий, а также финансовая преступности, включая отмывание денег.

В феврале 2000 г. Пленум ФАТФ в целях развития инициативы по выявлению несотрудничающих стран и территорий (НССТ) принял решение о создании четырех региональных групп по оценке (Америка, Азия, Океания, Европа, Африка, Ближний Восток) и принял 25 специальных критериев несоответствия основным положениям Сорока рекомендаций ФАТФ.

В июне 2000 г. ФАТФ опубликовала первый обзор НССТ, в котором была рассмотрена ситуация с противодействием отмыванию денег в 29 странах и указаны 15 из них, чьи национальные системы отвечали значительной части из приведенных выше 25 критериев (т.е. не соответствовали Сорока рекомендациям ФАТФ).

В качестве мер по борьбе с отмыванием денежных средств, предусмотренных Конвенцией, выделяются, в частности, следующие обязанности государств-участников:

- установить всеобъемлющий режим регулирования и надзора в отношении банков и других финансовых учреждений, а также других органов, наиболее уязвимых с точки зрения отмывания денежных средств;

- обеспечить способность административных, регулирующих, правоохранительных

и других органов, ведущих борьбу с отмыванием денежных средств, осуществлять сотрудничество и обмен информацией на национальном и международном уровнях;

- рассмотреть вопрос о применении практически возможных мер по выявлению

перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы и по контролю за таким перемещением.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: