Патриотическое воспитание на уроках математики в начальных классах на примере Великой Отечественной войны




Номинация «Моя страна»

Патриотическое воспитание на уроках математики в начальных классах на примере Великой Отечественной войны

 

 

Проект подготовлен: Семушина Наталья Николевна, студент
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

Субъект Российской Федерации: Кировская область

Муниципальное образование: город Киров

 

Контактные данные:

613980, Кировская обл., Лузский район, г. Луза
ул 2-ой Набережный пер., д.15, кв. 2

semushinanatasha@yandex.ru

 

Информационная карта проекта

 

Номинация Моя страна
Название проекта Патриотическое воспитание на уроках математики в начальных классах на примере Великой Отечественной войны.
Субъект Российской Федерации, муниципальное образование Кировская область, г. Киров
Ф.И.О. автора, название образовательной организации или места работы, должность Семушина Наталья Николаевна, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», студент.
Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, e-mail)* +7 953 135 68 49 semushinanatasha@yandex.ru
Ф.И.О научного руководителя, степень, должность, контактные данные Шелыгина О. Б., доцент кафедры ПМНДО, факультета педагогики и психологии
Перечень рекомендательных писем к проекту  
География проекта Кировская область
Цели и задачи проекта Цель проекта: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне посредством математических заданий. Задачи: 1. Выявить уровень знаний третьеклассников о Великой Отечественной войне. 2. Разработать математические задания, содержащие сведения о Великой Отечественной войне. 3. Применить разработанные задания в практической деятельности в 3 классе на уроках математики. 4. Выявить уровень знаний учащихся о Великой Отечественной войне после применения разработанных заданий. 5. Разработать рабочую тетрадь с задания, содержащие сведения о Великой Отечественной войне.
Краткое содержание проекта Учащиеся на протяжении первого полугодия учебного года будут решать разработанные математические задания со сведениями о Великой Отечественной войне. Задания направлены на патриотическое воспитание третьеклассников, формированию гражданственности, повышение интереса к изучению истории.
Сроки выполнения проекта 1 сентября 2017 г. – 26 декабря 2017 г.
Бюджет проекта 66 000 руб.

Название проекта:

Патриотическое воспитание на уроках математики в начальных классах на примере Великой Отечественной войны

Актуальность: Одной из современных проблем патриотического воспитания является проблема утраты исторической памяти о важных событиях, происходивших в нашей стране, в частности и о событиях Великой Отечественной войны. Этому послужили несколько причин – развитие цифровых и мультимедиа технологий, ориентация средств массовой информации на развлекательное направление, потеря интереса к чтению книг и др. Для решения данной проблемы необходимо знакомить детей со сведениями о Великой Отечественной войне, начиная с младшего школьного возраста. Однако в начальной школе дисциплина «История» отдельным курсом не проводится, она входит в состав лишь одного интегрированного курса «Окружающий мир». Следовательно, тех исторических знаний, а именно о Великой Отечественной войне, которые дети получают на уроках окружающего мира, недостаточно. Поэтому целесообразно включать сведения о Великой Отечественной войне в другие учебные предметы – русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, а также в математику.

Математика, в отличие от других предметов, имеет отвлечённый, абстрактный характер изучаемых знаний. На уроках математики оперируют такими понятиями как число, мера, пространственные формы. Они воспринимаются учащимися как формальные понятия, оторванные от жизни. Поэтому главной задачей для учителя начальных классов является связать обучение с жизнью. Для этого целесообразно включать в задания сведения о Великой Отечественной войне. Таким образом, у учащихся будет идти развитие познавательного интереса к урокам математики, формирование интереса к чтению дополнительной литературы, углубление понимания изучаемого фактического материала, расширение кругозора, повышение их общей культуры, а также воспитание патриотических чувств, что является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Однако примеры и выражения, предлагаемые в учебниках авторов Л. Г. Петерсон, М.И. Моро, В.Н. Рудницкая, С.В. Степанова, С.И. Волкова не несут познавательного, содержательного материала, связанного с Великой Отечественной войной.

Цель проекта: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне посредством математических заданий.

Задачи:

1. Выявить уровень знаний третьеклассников о Великой Отечественной войне.

2. Разработать математические задания, содержащие сведения о Великой Отечественной войне.

3. Применить разработанные задания в практической деятельности на уроках математики в начальных классах.

4. Выявить уровень знаний учащихся о Великой Отечественной войне после применения разработанных заданий.

5. Разработать рабочую тетрадь с заданиями, содержащими сведения о Великой Отечественной войне.

Сроки реализации проекта: 1 сентября 2017 г. – 26 декабря 2017 г.

Содержание проекта: в целях патриотического воспитания предлагается материал о Великой Отечественной войне давать на уроках математики в соответствии с тремя направлениями:

1. Города-герои Великой Отечественной войны. Этого звания удостоены 12 городов Советского Союза и одна крепость-герой – Брестская крепость, которые прославились массовой героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

2. Памятники, воздвигнутые в честь военных исторических событий, мест или в память о героях Великой Отечественной войны.

3. Подвиги детей, которые отдали жизни в борьбе за освобождение своей Родины.

На основе данных направлений были разработаны три блока математических заданий, содержащих сведения о Великой Отечественной войне.

1. Города-герои Великой Отечественной войны.

Высшая степень отличия – звание «Город-герой» присваивается городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Этого звания удостоены (100 – 37 · 2): 12 = __ городов и 64: 2 – 31 = __ крепость.

В настоящее время на территории России находится 9 городов-героев. Выполните несколько заданий, и вы узнаете, какие это города.

Задание 1. Ожесточённые бои на подступах к этому городу начались 10 июля 1941 года. Численное превосходство было на стороне противника. В обороне города участвовали не только солдаты, но и народное ополчение. Однако 8 сентября ценой огромнейших потерь фашистам удалось подойти к городу. Город был блокирован с суши. С этого момента началась печально известная блокада, продолжавшаяся до 27 января 1944 года.

Вы узнаете, о каком городе-герое идёт речь, если правильно решите примеры и соотнесёте ответы с ключом. Порядок букв в слове соответствует порядковому номеру примера. Сейчас этот город носит другое название.

Задание 2. Летом 1942 года немецко-фашистские войска стремились захватить самые богатые и плодородные земли СССР. Этот город в первую очередь попал под удар. 17 июля 1942 года началось одно из самых великих и масштабных сражений в истории Второй мировой войны. Несмотря на стремление фашистов захватить город как можно скорее, битва продолжалась 200 долгих, кровопролитных дней и ночей. Благодаря самоотверженности и неимоверным усилиям героев армии, флота и простых жителей сражение закончилось полной победой русских людей.

Для того чтобы узнать, какой это город выполните вычисления и расположите ответы в порядке убывания. Сейчас этот город носит другое название.

Задание 3. Этот город к началу Великой Отечественной войны был крупнейшим портом на Чёрном море и главной военно-морской базой страны. Героическая защита города началась 30 октября 1941 года и продолжалась
250 дней, войдя в историю как образец активной, длительной обороны приморского города в глубоком тылу врага.

О каком же городе идёт речь? Вы получите ответ, если решите несколько примеров и отгадаете загадку. Ответы каждого примера запишите словом в соответствующие графы. В оставшиеся клеточки запишите ответ на загадку.

Задание 4. В агрессивных планах фашистской Германии захват этого города имел первостепенное значение, потому что именно с его падением связывалась полная победа немецких войск. Немцами было предпринято два крупных наступления – в октябре и ноябре 1941 года. Силы были неравными. Ожесточённая битва продолжалась более 200 дней. Это событие развеяло миф о непобедимости немцев и укрепило дух всего советского народа и Красной Армии.

Сделайте некоторые вычисления и узнайте название города-героя. В этом вам также помогут ниже приведённые слова. Ответ примера – это порядковый номер буквы в слове, которое находится вместе с данным примером. Номер примера – это порядковый номер буквы в названии города.

Задание 5. Этот город был одним из первых городов, попавших под удар немецко-фашистских войск в начале войны. За время войны через него четырежды проходила линия фронта, и город был дважды оккупирован немецко-фашистскими войсками. В результате тяжёлых и упорных боёв, город был оставлен. Советские патриоты показали всему миру образец взаимной выручки, верности воинскому долгу и боевого братства.

Вы сможете узнать название данного города, если выполните вычисления и расположите полученные результаты в порядке возрастания. В соответствии с этим порядком последовательно соедините точки.

Задание 6. После того, как советские войска сорвали немецкий план проведения захватнических операций в кавказском направлении, гитлеровское командование начало атаки на этот город. Сражение длилось 225 дней и закончилось полным освобождением города-героя 16 сентября 1943 года. Особо отличились в борьбе за город корабли Черноморского флота. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 21 защитник города были удостоены звания Героя Советского Союза.

Чтобы узнать, о каком городе идёт речь, вам необходимо решить примеры и разгадать ребус. Каждый ответ примера соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

Задание 7. Фашисты бросили на взятие этого города свои самые лучшие войска. Вражеским силам мужественно противостояли герои рабочей гвардии, а также чекисты и зенитчики. Несмотря на самые ожесточённые атаки со стороны фашистов, советские войска не уступили пути врагу ни на одном участке сражений. В самом городе активно кипела оборонная жизнь. Телефонная станция помогала в налаживании связи между частями советской армии, госпитали принимали раненых, на заводах ремонтировалась техника и оружие. В результате город выстоял!

Вы узнаете, о каком городе говорится в тексте, если выполните вычисления и расположите звёзды в порядке возрастания ответов на примеры.

Задание 8. Вражеское наступление на этот город началось 29 июня 1941 года. Но наши солдаты остановили врага в 20-30 километрах от граничной линии. Это один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны. Ценой ожесточённых боёв и безграничного мужества советских солдат линия фронта оставалась неизменной до 1944 года. Несмотря на постоянные авианалёты, простые жители города занимались разгрузкой и погрузкой кораблей, строительством бомбоубежищ, производством военной техники.

Выполните вычисления. После этого найдите в таблице букву путём пересечения номера примера (первый столбик) и результата вычислений (верхняя строка). Порядковый номер буквы в названии города соответствует номеру примера.

Задание 9. Первой бомбардировке этот город подвергся 24 июня 1941 года, а спустя 4 дня гитлеровцы совершили на этот город вторую воздушную атаку, 10 июля 1941 года началось сражение, в котором Красная Армия постоянными контратаками пыталась остановить наступающих немцев. Битва продлилась до 10 сентября. В этой битве Красная Армия понесла тяжелейшие потери, но не дала врагу выйти к Москве до наступления осенней распутицы и наступления холодов.

Разгадайте название города-героя. Для этого выполните несколько вычислений и последовательно соедините точки в порядке возрастания результатов вычислений.

На территории Украины располагаются 2 города-героя Великой Отечественной войны. Выполните задания, и вы узнаете, какие это города.

Задание 1. Уже в августе 1941 года этот город был полностью окружён гитлеровскими войсками. Героическая оборона города длилась 73 дня. С суши город защищала Приморская армия, с моря – корабли Черноморского флота при поддержке артиллерии с берега. 16 октября 1941 года город был взят, так как силы противника в пять раз превосходила по численности защитников города. Освобождён город был 10 апреля 1944 года.

Чтобы понять, о каком городе идёт речь, вам необходимо решить примеры. Каждый ответ примера соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

Задание 2. Внезапный удар по этому городу немецкие войска нанесли с воздуха в самые первые часы войны. Героическая борьба за город продолжалась 72 дня. Защищали город не только солдаты, но и простые жители. После двух неудачных попыток немцев захватить город они перебросили часть своих сил с московского направления на взятие этого города. После длительного сопротивления советские солдаты были вынуждены отступить 19 сентября 1941 года. Город был освобождён 6 ноября 1943 года.

О каком городе-герое идёт речь? Получите ответ, сделав несколько вычислений. Ответ примера соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

На территории Белоруссии находится один город-герой и одна крепость-герой. Узнайте их названия, выполнив следующие задания.

Задание 1. Передовые части войск врага подошли к городу 26 июня 1941 года. Их встретила всего лишь одна 64-я стрелковая дивизия, которая уничтожила около 300 бронемашин, большое количество танковой техники. 27 июня гитлеровцев удалось отбросить на 10 километров от города. Но, тем не менее, после упорных и тяжёлых боёв 28 июня советские войска были вынуждены отступить и оставить город. За проявленное мужество и героизм 600 участников были награждены медалями и орденами, 8 человек получили звание Героя Советского Союза.

Выполните несколько вычислений. Затем найдите в таблице букву путём пересечения строки и столбца с одинаковым ответом, и вы сможете прочитать название города-героя.

Задание 2. 22 июня 1941 года вражеской бомбардировке подверглась _________ крепость. На тот момент в крепости находилось примерно 7 тысяч советских воинов. Нападение на крепость было внезапным. Немецкое командование рассчитывало захватить крепость в течение нескольких часов, но немецкая дивизия застряла здесь на неделю. В результате _________ крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времён Великой Отечественной войны.

Вставьте пропущенное слово. Для этого вам нужно разгадать загадку и выполнить вычисления. Результаты вычислений запишите словами в соответствующие графы.

2. Памятники.

Задание 1. Самым священным местом в Волгограде является Мамаев курган. На этом месте расположен всемирно известный «Историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы». Композиционным центром архитектурного ансамбля является скульптура «Родина-мать зовёт».

Определите высоту памятника, фигуры, меча и постамента в метрах, сделав несколько вычислений.

Задание 2. В Москве, в Александровском саду у стен Кремля находится мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». В центре мемориала – ниша с надписью: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой _________».

Вставьте пропущенное слово. Для этого вам нужно сделать несколько вычислений. Каждый ответ примера соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

Задание 3. В 1974 году в ____________ Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Монумент победы» в честь тридцатилетия освобождения города от фашистских захватчиков.

Вставьте пропущенное слово. Для этого вам необходимо сначала решить примеры, а затем сложить ответы 2 и 3 примера и вычесть полученное число из ответа 1 примера. Полученный результат сопоставьте с одним из предложенных городов.

Задание 4. В городе Камышине в 2006 году был открыт памятник легендарному лётчику-асу. Во время ожесточённых боёв апреля 1942 года его самолёт был подбит, а сам лётчик ранен. Более двух недель пробирался он с отмороженными ногами сквозь лес. Обе ноги лётчика пришлось ампутировать, но это не сломило его дух. Он сумел освоить протезы, и в 1943 году вновь отправился на фронт. За весь период войны легендарному лётчику удалось сбить 11 вражеских самолётов.

Вы узнаете, какому герою Великой Отечественной войны в городе Камышине установлен памятник, если решите примеры, находящиеся над стрелками. Полученный ответ соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. Запишите букву в клеточку, на которую указывает стрелка.

Задание 5. В Новороссийске, на побережье Чёрного моря, находится ансамбль-памятник «__________________». По своей форме памятник напоминает переднюю часть носа корабля, вырвавшегося на полном ходу из моря на берег. Внутри памятника – Галерея Боевой Славы, представляющая собой длинную лестницу. На стенах, стилизованных под красные знамёна, перечислены названия частей и соединений, а также барельефы с изображениями Героев Советского Союза, которые сражались за город.

Вставьте пропущенное название ансамбля-памятника, выполнив следующие задания.

Задание 6. В пургу и ливень, зной и мороз, по дорогам и бездорожью на передовых позициях и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной советские воины-водители. Во время Великой Отечественной войны они перевезли миллионы тонн грузов. В честь подвига воинов-водителей недалеко от города ___________, у шоссе, 12 сентября 1968 года был воздвигнут памятник.

Название какого города пропущено? Узнайте ответ, сделав несколько вычислений. Ответ примера – это порядковый номер буквы в названии города.

Задание 7. В 1977 году на площадке Парка Победы появляется его главный символ – обелиск-стела «Комсомольская слава». В 2010 году в честь 65-летнего юбилея победы на обелиске открывают барельеф в честь Григория Петровича ______________, который первым водрузил красное знамя над Рейхстагом 30 ______ 1945 года.

Вставьте пропущенные фамилию и месяц даты. Для этого выполните несколько вычислений. Соедините прямоугольник с нужным кругом и треугольником. Значения выражений в круге, прямоугольнике и треугольнике должны совпасть.

3. Пионеры-герои

Задание 1. 27 февраля 1943 года наши солдаты попали под пулемётный огонь. Для того чтобы спасти своих товарищей, Александр сначала забросал дзот (долговременная закреплённая огневая точка) гранатами, а затем не раздумывая бросился к нему и закрыл своей грудью пулемёт врага. Ценой своей жизни Александр Матвеевич обеспечил своему подразделению победу в бою. Александру было 19 лет. 19 июня 1943 года Александру Матвеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Вы сможете назвать фамилию героя, если выполните несколько вычислений. Ответы соотнесите с ключом. Порядок букв в искомом слове соответствует порядковому номеру примера.

Задание 2. В октябре 1941 года 19-летняя девушка Зоя добровольно вступила в специальный партизанский отряд. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Московской области её схватили немцы. Чтобы выведать секретную информацию, девушку подвергали различным пыткам. Но Зоя молчала. После тяжёлых пыток девушка была казнена 29 ноября 1941 года. 16 февраля 1942 года ей, первой из женщин времён Великой Отечественной войны, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Узнайте фамилию этой отважной девушки, сделав несколько вычислений. Ответ примера (в клеточке) – это порядковый номер буквы в фамилии.

Задание 3. В 1942 году 15-летний Лёня ушёл к партизанам, так как его деревню захватили. 13 августа 1942 года, находясь в разведке, он подорвал легковой автомобиль врага. В нём находился немецкий генерал-майор инженерных войск. При нём был найден портфель, в котором были документы, а также схемы минных полей, важные инспекционные донесения, детальные очертания образцов немецких мин. За совершённый подвиг Лёня был представлен к званию Героя Советского Союза.

Вы сможете узнать фамилию юного героя, если выполните вычисления. Соедините треугольник с нужным прямоугольником.

Задание 4. В 1942 году 16-летняя девочка Зина вступила в подпольную комсомольскую организацию «Юные мстители». В декабре 1943 года, когда Зина возвращалась с очередного задания, фашисты схватили её, а затем пытали. Ответом врагу было молчание девочки, её презрение и ненависть, решение бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, юная партизанка схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер также был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная пионерка была зверски замучена.

Фамилия героини зашифрована. Расшифровать вы её сможете, если выполните несколько вычислений. Каждый ответ примера соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

Задание 5. В 1941 году Володя окончил пятый класс и уже осенью этого же года вступил в партизанский отряд. Он был связным: ходил в посёлок, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. За голову юного партизана фашисты даже назначили награду. Но они не подозревали, что их противник – маленький мальчик, который сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока его родной край не был освобождён. Володя награждён орденом Ленина и медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

Выполните несколько вычислений и последовательно соедините точки в порядке возрастания результатов вычислений. Теперь вы сможете прочитать фамилию юного героя.

Задание 6. В 1942 году Марат (13 лет) со своей сестрой Адой (16 лет) ушли в лес к партизанам. Марат служил разведчиком в штабе партизанской бригады, доставлял сведения, благодаря которым партизаны разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Мальчик участвовал в боях, вместе с подрывниками минировал железную дорогу. В мае 1944 года, не желая сдаваться в плен, Марат взорвал гранатой себя и окруживших его врагов.

Выполните вычисления и расположите ответы в порядке убывания. Это позволит вам узнать фамилию этого отважного мальчика.

План реализации проекта:

1 этап (сентябрь) – выявление имеющегося уровня знаний учащихся о Великой Отечественной войне и разработка математических заданий.

2 этап (1 октября – 15 декабря) – применение на практике разработанных математических заданий, содержащих сведения о Великой Отечественной войне.

3 этап (15 декабря – 26 декабря) – выявление уровня сформированности знаний о Великой Отечественной войне и разработка рабочей тетради.

Кадровое обеспечение проекта: Руководитель проекта: студент III курса факультета педагогики и психологии, педагогического института Семушина Наталья Николаевна.

Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории: предполагается привлечение к взаимодействию руководства образовательных учреждений (директора и учителей начальных классов).

Критерии оценки эффективности проекта: эффективность реализации проекта будет осуществляться в форме тестирования. Тестирование учащиеся будут проходить 2 этапа. Первое тестирование – в начале реализации проекта для выявления имеющихся у учащихся знаний о Великой Отечественной войне. Второе тестирование – в конце реализации проекта для выявления сформированности у учащихся новых знаний о Великой Отечественной войне. Разница в результатах первого и второго тестирования покажет эффективность данного проекта.

Предполагаемые конечные результаты: предполагается, что применение на практике данного проекта будет способствовать:

- пробуждению в детях любви к своему Отечеству;

- повышению уровня знаний детей о событиях, героях и памятных местах Великой Отечественной войны;

- росту интереса к более детальному изучению прошлого страны;

- усилению активности учащихся при выполнении заданий;

- недопущению одностороннего развития математических способностей;

- развитию мышления, внимания и памяти младших школьников.

Ресурсное обеспечение проекта:

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

№ п\п Ресурсы Стоимость
1. Работа в сети Интернет 2 500 руб.
2. Приобретение психолого-педагогической, методической литературы и литературу военной тематики 10 000 руб.
3. Приобретение ноутбука 25 000 руб.
4. Приобретение принтера 20 000 руб.
5. Приобретение писчей бумаги. 1 000 руб.
6. Издание рабочих тетрадей в количестве 30 шт. 7 500 руб.
  Итого: 66 000 руб.

Порядок контроля и оценки результатов проекта:

Порядок контроля заключается в соответствии этапа выполнения проекта указанным срокам. Оценка результатов проекта осуществляется исходя из результатов второго тестирования школьников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: