Биологический уровень личности




Контрольная №2. Политическая психология

 

1.

2.

Политическая личность

Это человек, хотя бы минимально подготовленный к эффективной деятельности в рамках определенных политической культуры и политического процесса и обладающий хотя бы минимально выраженными и/или артикулированными социальной идентичностью, а также идентичностью в рамках и категориях данного политического процесса. (Косолапов Н.А., с. 104)

Структура личности и политика. Биологический уровень личности

Политическое сознание личности складывается в ходе интериоризации внешних для нее целей и ценностей политической системы, семьи, ближайшего окружения. Но определять поведение эти идеи, цели и убеждения могут только став ее собственными составляющими.

Чтобы выработать у личности глубокие убеждения, которые «как закон» определяли бы ее поведение в политике, необходимо включить все «этажи» личности, все уровни ее сознания и деятельности. В современной психологической литературе выделятся три ведущих уровня структуры личности: биологический, психологический и социальный. Начиная с биологических элементов, мы поднимемся к психологическим, а затем к социальным, имея в виду, что высший уровень личности интегрирует свойства низших, управляет их функционированием. Свойства человека как индивида входят в структуру личности, подвергаясь при этом социализации.

Биологический уровень личности

Вопрос о том, влияет ли на политическое поведение личности ее биология, занимает ученых давно. В современной политологии существует специальнаясубдисциплина — биополитика. В ней исследуются проявления альтруизма, насилия, агрессии, защитных реакций, доминирования и других фундаментальных свойств природы Homosapiens в политике.В не меньшей степени важно понимать, какое место в политике могут занимать такие биологические компоненты личности, как наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и телесная конституция. Понятно, что нас здесь они интересуют не сами по себе, а как детерминанты политического поведения. Не будучи самостоятельными, они определяют те аспекты политического поведения, в которых личность имеет существенное значение.

 

5.

6.

7. Внешность и ее политическое значение.

Политический имидж — это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как стихийно, неосознанно, так и сознательно, когда тщательно отслеживаются особенности восприятия политика, продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа.

За счет чего формируется имидж, в том числе и имидж политика? это прямая имиджформирующая информация: манера одеваться, держаться, говорить, жестикулировать, профессиональная грамотность, эрудиция, деловитость, инициатива, политическая платформа, программа действий. Т.е. личностные и профессиональные качества политика, полученные непосредственным путем: в личных встречах, выступлениях по радио, телевидению и т.п. Эта информация может усваиваться как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Политик должен обладать харизмой, т.е. иметь особую способность внушать людям веру с родни религиозной. Речь идет о своего рода обожании, которое лидер должен вызывать у толпы и массы. Электорат должен ему доверять и симпатизировать. Лидер должен вызывать у

Внешний вид имеет значение: если политик кажется компетентным и привлекательным, тогда за него проголосует не менее половины избирателей. Это показало недавнее американское исследование. В нем ученые смогли предсказать, какими будут результаты выборов, использовав личностное отношение испытуемых к политикам, изображенных на портретах. При этом оказалось, что старшие и молодые избиратели обращают внимание на различные признаки внешности политических кандидатов.

Хотя черты лица непосредственно не отражают личность человека, все же бессознательно мы позволяем внешнему виду собеседника влиять на нас. Иногда это заходит далеко. Например, «фейсизм» во-многом определяет результаты выборов и распределение должностей на предприятиях. Недавно ученые определили, что гладкая кожа производит впечатление серьезности и компетентности, а нежное лицо приносит женщинам-политикам успех.

В одном из исследований было выявлено:

1) участники решали голосовать за того политика, чье лицо им казалось компетентным, привлекательным и достойным доверия. Чем выше оценки получали эти черты определенного политика, тем больше была вероятность, что за него проголосуют на самом деле.

2) важен также возраст самих избирателей: для молодежи весомым фактором является компетентный вид претендента на политическую должность. Этот признак для нее является лучшим показателем того, кто из политиков будет впереди и в реальных, и в гипотетических выборах.

3) для старших избирателей иначе: приоритет компетентности для них менее выражен, доказали ученые. Люди пожилого возраста предпочитают зрелое лицо и считают его более привлекательным, чем юношеские, милые личики.

По мнению ученых, эта тонкая разница между предпочтениями молодежи и старших избирателей может быть решающей для результатов выборов. «Старшие люди идут на выборы чаще, чем представители других возрастных групп, это подтверждено во многих демократиях», — объясняют исследователи. Однако до сих пор было неизвестно, насколько сильно на избирателей влияет внешность кандидатов-политиков и какие признаки здесь играют наибольшую роль.

8. Основные мотивы политической деятельности: социоцентричные и эгоцентричные.

Мотивами политического поведения являются все те ценности и интересы человека, которые касаются политической жизни. Одни воздействуют на политическую область общества положительно путём создания политических объединений, союзов, а другие — отрицательно, что, в свою очередь, означает появление политических противостояний, противоборств.

Психологические мотивы, склоняющие людей добиваться власти и активно участвовать в политической жизни, могут быть эгоцентрическими и социоцентрическими (общественными).

Эгоцентрические мотивы:

1) власть как наркотик, без чего человек не может жить, и его интересует, прежде всего, сам процесс политической деятельности;
2) власть как возможность господства над другими людьми;
3) власть как источник престижа, богатства, славы или других личных выгод.

Социоцентрические мотивы: власть как служение обществу, народу, на благо России.

Эгоцентрические и социоцентрические мотивы могут сочетаться друг с другом: например, кто-то может испытывать сильное желание служить отчизне и одновременно сильное желание прославиться. Но в любом случае какой-то мотив является доминирующим, главенствующим. При этом любой политик своё стремление к власти, как правило, обосновывает стремлением служить народу, но никогда не скажет, что власть для него средство получения личных выгод.

9.

10.

11.

12.

13.

14. Ценностно-мировоззренческие дилеммы политического лидера.

Ценности – это то, чего не хватает. С помощью выделения ценностно-мировоззренческих дилемм можно понять какую ориентацию выбрал политический лидер в своей деятельности (каких политических ценностей придерживается). Политик выбирает какой набор идей он будет реализовывать в своей политической деятельности, опираясь на анализ ценностей предшествующих политиков. Дилемма как раз в том, что всегда такие политические ценности полярны, противоположны друг другу, исключают друг друга и не допускают возможности третьего. Именно поэтому всегда будет присутствовать оппозиция. В этом и трудность выбора.

15. Основные ценностно-мировоззренческие дилеммы.

Малинова и Селезнева

1. Автономия (личная ответственность, независимость, «отвечаю за себя сам») /патернализм («отцовская» ориентация; иерархические отношения подчинения; определяется выбор стратегии поведения, причем люди сами этого хотят)

2. Иерархия/равенство

3. Традиции/инновации

4. Западничество/почвенничество

5. Индивидуализм/установка на сотрудничество

6. Толерантность/интолерантность

7. Конформизм/самостоятельность

8. Демократия/авторитаризм

16. Понятие операционального кода.

Операционный код – это система общих убеждений относительно основных вопросов исторического развития и центральных проблем политики- так, как они представлены в свете ответной реакции на проблему (Лейтес).

· убеждения служат призмой, с помощью которой осуществляется восприятие и диагностика происходящих политических событий, определение сущности проблемы и ее оценка.

· убежденияслужат политику в качестве тех норм, стандартов и ориентиров, которые определяют выбор стратегий и тактик поведения

17. Философские и инструментальные убеждения.

Философское содержание операционного кода составляют ответы политического лидера на вопросы, касающиеся того, как устроен политический мир (Уолкер):

P 1: Какова сущностная природа политической жизни? Каков политический мир – гармоничный или конфликтный? Каковы основные характеристики политических оппонентов? Система убеждений политика относительно природы политического мира формируется в ходе взаимодействия с другими акторами, действующими на международной арене и во внутренней политике. При этом особенно важны взаимоотношения с политическими оппонентами. z

P 2: Как политик оценивает перспективы реализации собственных фундаментальных политических ценностей и устремлений? Является ли он оптимистом или пессимистом на этот счет?

P 3: Предсказуемо ли политическое будущее, в каком смысле и до какой степени?

P 4: Насколько “управляемо” историческое развитие? Какова роль политика в формировании исторического развития в желаемом направлении?

Инструментальные убеждения операционного кода определяют ключевые аспекты проблемы знания и действия. Инструментальная часть операционного содержит убеждения о том, как взаимодействовать с политический миром.

I 1: Как лучше всего выбирать цели и задачи политических действий?

I 2: Какой наиболее эффективный способ достижения целей?

I 3: Как подсчитываются и контролируются политические риски? Насколько они приемлемы?

I 4: Когда лучше всего “продвигать” собственные интересы?

I 5: Какова роль и “полезность” различных средств в реализации собственных интересов

18. Методика «Глагол в контексте» для определения операционального кода политического лидера.

Методика контент-анализа «Глагол в контексте» (VICS), разработана С. Уокером на основе концепции операционного кода А. Джорджа. Методикой контент-анализа «Глагол в контексте» изучался «Я-образ государства».

Признавая важность предложенной А. Джорджем концепции для анализа принятия решений в международных отношениях, С. Уолкер разработал процедуру систематического кодирования текстов речей политиков для получения количественных параметров при ответах на вопросы, сформулированные А. Джорджем. Это позволило сравнивать особенности восприятия образа мира у разных политических деятелей.

Процедура кодирования в рамках данной техники начинается с выделения в текстах глагольных конструкций, поскольку именно глаголы представляют собой прямые лингвистические репрезентации властных отношений. Затем, каждая глагольная конструкция кодируется как: качества “себя” и “других”; транзитивные и нетранзитивные; позитивные – кооперативные или негативные – конфликтные; слова или поступки. Каждый транзитивный глагол кодируется согласно одной из шести глагольных категорий, расположенных вдоль континуума, крайними точками которого является кооперативное или конфликтное поведение.

В результате мы получаем набор закодированных глагольных конструкций, которые репрезентируют то, как политик воспринимает себя и других в политическом мире в конфликтных или кооперативных атрибутах.

Система “Глагол в контексте” С. Уолкера предполагает дистантную диагностику черт лидера на основе его высказываний. Можно выделить следующие методологические проблемы, ассоциирующиеся с дистантной оценкой психологических характеристик политика.

Первая проблема связана с признанием того факта, что государственные лидеры редко принимают решения в полной изоляции, без участия других. Необходимо определить, какой уровень анализа - индивидуальный или агрегированный - будет более предпочтительный?

Исследователи исходят из предположения, согласно которому, у государств, других организаций, так же как и у индивидов, существует операционный код. Поэтому, намерения, сформулированные официальным лидером государства, составляют операционный код государства в целом. Убеждения, которые официальные лица выражают частным образом, представляют, соответственно, их индивидуальные операционные коды. Последние могут точно соответствовать (а могут и не соответствовать) государственным. Различия между официальным операционным кодом государства и неофициальными операционными кодами отдельных политиков подразумевают особую модель принятия решений.

Вторая проблема связана с тем, какие материалы использовать для анализа: публичные заявления или частные высказывания? Публичные выступления – это комментарии, сделанные на пресс-конференциях, в ходе интервью и официальные заявления. Неофициальные – дневниковые записи, частные встречи с советниками и т.д.

Еще одна проблема, заключается в том, использовать ли для анализа подготовленные или спонтанные высказывания. Ответ кажется очевидным. Конечно, спонтанные высказывания представляются более привлекательными, поскольку в этом случае политик предстает перед исследователем такой, какой он есть, не прячась за официальные формулировки, которые часто созданы даже не им самим. С другой стороны, подготовленные высказывания более доступны, чем спонтанные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: