Контрольные вопросы:
1. Сущность и этапы развития стратегического менеджмента.
2. Стратегическое соответствие возможностей, целей и ресурсов.
3. Школы стратегического менеджмента: дизайна, планирования, позиционирования, конфигурации.
4. Этапы развития корпоративного управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический менеджмент.
5. Особенности стратегического менеджмента.
6. Сравнение оперативного и стратегического управления.
7. Задачи стратегического менеджмента (по А. Томпсону и А. Стрикленду).
8. Этапы стратегического управления.
9. Виды стратегического управления по И. Ансоффу.
10. Шкала оценки нестабильности среды. Управление по слабым сигналам.
11. Видение и миссия фирмы. Направления действия миссии. Процесс создания миссии.
12. Стратегические цели фирмы. Основные заинтересованные группы.
13. Зависимость целей от ЖЦО.
14. Классификация стратегических целей.
15. Понятие стратегии организации по: О. Виханскому, И. Ансоффу, А. Томпсону и А. Дж. Стрикленду, Г. Минцбергу.
16. Сущность стратегического планирования.
17. Различия между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом.
18. Сущность стратегического планирования.
19. Классификация форм стратегического планирования.
20. Стратегия фирмы. Характеристики стратегий.
21. Классификация стратегий.
22. Классификация стратегий. Базовые стратегии.
23. Классификация стратегий. Стратегии достижения конкурентных преимуществ.
24. Классификация стратегий. Стратегии поведения в конкурентной среде.
25. Классификация стратегий. Отраслевые стратегии.
26. Классификация стратегий. Портфельные стратегии.
27. Классификация стратегий. Функциональные стратегии.
|
28. Инструменты разработки портфельных стратегий.
29. Матрица Бостонской консультационной группы.
30. Анализ внутренней среды компании: ответственность, показатели анализа, «срезы» внутренней среды компании.
31. Понятие стратегического анализа.
32. Анализ макроокружения. ПЭСТ-анализ.
33. Сущность и содержание отраслевого и конкурентного анализа. Доминирующие в отрасли экономические характеристики.
34. Сущность и содержание отраслевого и конкурентного анализа. Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли.
35. Сущность и содержание отраслевого и конкурентного анализа. Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний (карта стратегических групп).
36. Структура стратегического плана.
37. Показатели стратегического плана.
38. Процесс реализации стратегии.
39. Отличия реализации от долгосрочного плана.
40. Стратегические изменения в организации.
41. Особенности основных функций управления предприятием в процессе реализации стратегии.
42. Стратегический контроль.
43. Корректировка стратегии.
Типовые задания:
Задание 1. Приведите примеры стратегии диверсифицированного роста крупной промышленной компании по видам: а) горизонтальная диверсификация; б) конгломератная диверсификация; в) концентрическая (центрированная) диверсификация.
Задание 2. Приведите пример реализации стратегии минимизации издержек для крупной промышленной компании. Обоснуйте условия, в которых такая стратегия окажется максимально выгодной для компании.
|
Задание 3. Выберите в качестве примера одну из отраслей экономики. Перечислите и приведите примеры доминирующих в этой отрасли экономических характеристик (семь позиций).
Задание 4. Выберите в качестве примера одну из отраслей экономики. Перечислите и приведите примеры основных движущих сил, вызывающих наиболее заметные изменения в отрасли за последние годы (не менее шести позиций).
Задание 5. Приведите пример реализации инновационной стратегии для крупной российской компании. Обоснуйте условия, в которых такая стратегия окажется максимально выгодной для компании.
Задание 6. Сформулируйте ключевые факторы успеха компаний по категориям (не менее трех в каждой категории): а) технологические ноу-хау; б) процессы производства и сбыта; в) внешние контакты и связи. Компании: 1) ресторан быстрого обслуживания; 2) автомобильный завод; 3) сеть продуктовых магазинов.
Задание 7. Приведите пример анализа «срезов» внутренней среды какой-либо российской компании по категориям: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый, культурный. Сделайте вывод о конкурентоспособности данной компании и перспективах ее развития.
Задание 8. Приведите пример анализа микроокружения какой-либо реальной компании по категориям: поставщики, покупатели, непосредственные конкуренты, рынок рабочей силы, финансовый рынок. Сделайте вывод о конкурентоспособности данной компании и перспективах ее развития.
Задание 9. Выберите в качестве примера какую-либо компанию. Приведите перечень ее основных характеристик. Сформулируйте видение и миссию для данной компании. Объясните основные направления предложенной миссии.
|
Задание 10. Ресторан европейской кухни «Иллюзия» был открыт четыре месяца назад недалеко от городского парка отдыха. Количество посадочных мест – 35, средний чек – 1000 руб., персонал – 10 чел. Дизайн интерьера – строгий классический. В непосредственной близости расположены: один ресторан подобного типа (существует около пяти лет) и три ресторана быстрого обслуживания известных брендов.
Проведите частичный SWOT-анализ предприятия: 1) запишите (предположив недостающие) факторы по всем четырем категориям; 2) постройте матрицу оценки возможностей предприятия.
Задание 11. Компания ОАО «Электромаш» производит широкий спектр промышленного и электрооборудования. Покупатели – строительные фирмы, производственные предприятия Москвы и Московской области. ОАО «Электромаш» работает на этом рынке около десяти лет, ее рыночная доля составляет около 10%. Конкуренты: «Альянс» (21,5%), «Викинг» (12%), «Гамма» (9,3%). Остальное – мелкие предприятия. Основным конкурентным преимуществом компании «Электромаш» ее менеджмент называет высокий уровень квалификации и лояльности персонала, хорошую репутацию компании, прочные партнерские отношения с крупными кредитными организациями региона. Продукция ОАО «Электромаш» отличается широким ассортиментом и невысокой ценой. Отличительной особенностью продукции компании «Викинг» является преобладание специализированных электротехнических агрегатов узкого применения. Компания «Викинг» развивает собственную сбытовую сеть. Остальные компании производят широкий ассортимент стандартной продукции по ценам выше, чем у компании ОАО «Электромаш».
Предложите вариант стратегического стоимостного анализа ОАО «Электромаш» по категориям: снабжение, производство, распределение. Укажите рекомендуемые стратегические действия ОАО «Электромаш».
Задание 12. Компания «Дельта» производит оборудование (процессоры, датчики, системы освещения и кондиционирования) и установку бытовых систем «Умный дом». Компания работает на рынке Москвы и Московской области около пяти лет. Заказчики: частные домовладельцы (около 75%) и строительные компании (около 25%). Конкуренты – отечественные и западные компании, специализирующиеся на производстве охранных систем.
Распределите весовые значения ключевых факторов успеха и проведите расчет взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов при заданных значениях экспертных оценок (по 10-ти балльной шкале). Сделайте выводы о конкурентной позиции компании.
Ключевые факторы успеха | Вес | «Импульс» | Конкурент А | Конкурент В |
Качество продукта | 8 () | 8 () | 6 () | |
Репутация (имидж) | 4 () | 9 () | 5 () | |
Технологии | 7 () | 4 () | 5 () | |
Производственные мощности | 3 () | 10 () | 5 () | |
Маркетинг | 2 () | 8 () | 10 () | |
Стоимостная позиция | 6 () | 4 () | 10 () | |
Взвешенный рейтинг силы |
Задание 13. Компания ЗАО «Позитрон» производит широкий спектр промышленного и бытового электрооборудования. Покупатели – строительные фирмы, производственные предприятия, магазины хозяйственных товаров Центрального Черноземного района РФ (Воронежская, Липецкая, Тамбовская и др. области). ЗАО «Позитрон» работает на этом рынке около десяти лет. Доля продукции ЗАО «Позитрон» на данном рынке составляет 10,5%. Конкуренты – известные федеральные производители: «Альянс» (21,5%), «Викинг» (12%), «Гамма» (9,3%). Основным конкурентным преимуществом компании «Позитрон» ее менеджмент называет высокий уровень квалификации и лояльности персонала, хорошую репутацию компании, прочные партнерские отношения с крупными кредитными организациями региона.
Проведите частичный SWOT-анализ предприятия: 1) запишите (предположив недостающие) факторы по всем четырем категориям; 2) постройте матрицу оценки возможностей предприятия.
Задание 14. Для кейса (задание 13) предложите и обоснуйте: формулировку миссии предприятия, видения, стратегические цели данного этапа развития.
Задание 15. Компания ЗАО «Электромаш» производит широкий спектр промышленного и бытового электрооборудования. Покупатели – строительные фирмы, производственные предприятия, магазины хозяйственных товаров Центрального Черноземного района РФ (Воронежская, Липецкая, Тамбовская и др. области). ЗАО «Электромаш» работает на этом рынке около десяти лет. Доля продукции ЗАО «Электромаш» на данном рынке составляет 10,5%. Конкуренты – известные федеральные производители: «Альянс» (21,5%), «Викинг» (12%), «Гамма» (9,3%). Остальное – мелкие предприятия.
Основным конкурентным преимуществом компании «Электромаш» ее менеджмент называет высокий уровень квалификации и лояльности персонала, хорошую репутацию компании, прочные партнерские отношения с крупными кредитными организациями региона. Продукция ЗАО «Электромаш» отличается широким ассортиментом при высокой стандартизации изделий. Отличительной особенностью продукции компании «Викинг» является преобладание специализированных электротехнических агрегатов узкого применения (авиационная техника, морские суда, геологоразведочная аппаратура и др.). Остальные компании производят узкий ассортимент стандартной продукции по ценам ниже, чем у компании «Электромаш».
Постройте карту стратегических групп для описанной ситуации.
Задание 16. Компания ЗАО «Позитрон» производит широкий спектр промышленного и бытового электрооборудования. Покупатели – строительные фирмы, производственные предприятия, магазины хозяйственных товаров Центрального Черноземного района РФ (Воронежская, Липецкая, Тамбовская и др. области). ЗАО «Позитрон» работает на этом рынке около десяти лет. Доля продукции ЗАО «Позитрон» на данном рынке составляет 10,5%. Конкуренты – известные федеральные производители: «Альянс» (21,5%), «Викинг» (12%), «Гамма» (9,3%). Основным конкурентным преимуществом компании «Позитрон» ее менеджмент называет высокий уровень квалификации и лояльности персонала, хорошую репутацию компании, прочные партнерские отношения с крупными кредитными организациями региона.
Укажите основные заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку стратегических целей данного предприятия. Приведите классификацию возможных стратегических целей ЗАО «Позитрон» по основным функциональным областям его деятельности.
Задание 17. Компания ЗАО «Позитрон» производит широкий спектр промышленного и бытового электрооборудования. Покупатели – строительные фирмы, производственные предприятия, магазины хозяйственных товаров Центрального Черноземного района РФ (Воронежская, Липецкая, Тамбовская и др. области). ЗАО «Позитрон» работает на этом рынке около десяти лет. Доля продукции ЗАО «Позитрон» на рынке составляет 10,5%. Конкуренты – известные федеральные производители: «Альянс» (21,5%), «Викинг» (12%), «Гамма» (9,3%). Основным конкурентным преимуществом компании «Позитрон» ее менеджмент называет высокий уровень квалификации и лояльности персонала, хорошую репутацию компании, прочные партнерские отношения с крупными кредитными организациями региона.
Обоснуйте основные параметры анализа конкурентных сил, действующих на фирму (на основе модели пяти сил М. Портера).
Задание 18. Ресторан европейской кухни «Аккорд» был открыт четыре месяца назад недалеко от городского парка отдыха. Количество посадочных мест – 55, средний чек – 1500 руб., персонал – 12 чел. Дизайн интерьера – «Музыка 1960-х». В непосредственной близости расположены: два ресторана подобного типа и два ресторана быстрого обслуживания известных брендов.
Проведите частичный SWOT-анализ предприятия: 1) запишите (предположив недостающие) факторы по всем четырем категориям; 2) постройте профиль внешней среды (делового окружения).